ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2002 года по МПК F02K9/30 

Описание патента на изобретение RU2187683C2

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к двухрежимным твердотопливным ракетным двигателям, и может быть использовано при создании систем дальнобойных баллистических ракет и реактивных снарядов различных систем.

Известны различные конструкции двухрежимных ракетных двигателей, включающие корпус с топливными зарядами стартового и маршевого режимов, сопловой блок и стабилизаторы (Бибилашвили Н. Ш., Бурцев И.И., Серегин Ю.А. Руководство по организации и проведению противоградовых работ. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981, с. 43-46).

Недостатком известных двигателей является низкий КПД, обусловленный тем, что продукты сгорания топливных зарядов как первого, так и второго режимов истекают через одни и те же сопла.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус, размещенные в корпусе камеру сгорания с зарядом твердого топлива стартового режима и камеру сгорания с зарядом твердого топлива маршевого режима, размещенную между камерами сгорания перегородку, содержащую центральное отверстие и по меньшей мере одно запальное отверстие, снабженное со стороны камеры сгорания маршевого режима обратным клапаном, сопловой блок содержащий сверхзвуковые сопла стартового режима и по меньшей мере одно сверхзвуковое сопло маршевого режима, подключенное через трубопровод к камере сгорания маршевого режима (Патент Российской Федерации 2084676, М.кл. F 02 К 9/30, 1994 г.) прототип.

Несмотря на высокий КПД двигателя, наличие пластинчатых обратных клапанов в запальных отверстиях перегородки существенно снижает надежность работы двигателя. Это обусловлено тем, что в зоне высоких температур, достигающих уровня порядка 2500-3000oС, пластины не выдерживают. Проблема не может быть решена даже при использовании обратных шариковых клапанов, подпружиненных к запальным отверстиям перегородки. Проблема усугубляется еще тем, что на клапан, установленный в запальное отверстие перегородки, действует высокая температура и давление порядка 100 атмосфер со стороны камеры сгорания стартового режима, а затем те же условия воздействуют на клапан со стороны камеры сгорания маршевого режима. При таких режимах обратные клапана не могут функционировать нормально и могут быть полностью разрушены либо деформированы до такой степени, что газы из камеры сгорания маршевого режима частично будут проходить в камеру сгорания стартового режима через образовавшиеся щели между перегородкой и клапаном. В результате из-за недостаточно высокой надежности работы узлов обратного клапана снижается дальность полета ракеты, а следовательно, и эффективность его применения.

Техническим результатом от использования заявленного устройства является повышение надежности и эффективности работы ракетного двигателя.

Технический результат достигается тем, что в известном двухрежимном ракетном двигателе твердого топлива, содержащем корпус, размещенные в корпусе камеру сгорания с зарядом твердого топлива стартового режима и камеру сгорания с зарядом твердого топлива маршевого режима, размещенную между камерами сгорания перегородку, содержащую центральное отверстие по оси и по меньшей мере однозапальное отверстие, сопловой блок, содержащий сверхзвуковые сопла стартового режима и по меньшей мере одно сверхзвуковое сопло маршевого режима, подключенное через трубопровод и центральное отверстие перегородки к камере сгорания маршевого режима, в каждое запальное отверстие перегородки между камерами сгорания заключена металлическая заглушка, содержащая со стороны камеры сгорания маршевого режима инициирующий состав.

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива отличается также и тем, что заглушка выполнена в виде штыря.

Наличие металлической заглушки, содержащей со стороны камеры сгорания маршевого режима инициирующий состав, обеспечивает воспламенение топливного заряда в камере сгорания маршевого режима за счет передачи теплового импульса инициирующему составу через металлический корпус заглушки. При этом исключается доступ газов из камеры сгорания маршевого режима в камеру сгорания стартового режима, что повышает надежность и эффективность работы ракетного двигателя. При этом металлическая заглушка выполняет не только роль воспламенителя, но и роль замедлителя, поскольку нагрев противоположной его стороны с инициирующим составом до температуры воспламенения происходит не мгновенно, как в электрическом запале, а через определенный промежуток времени, после сгорания топливного заряда первого режима. В результате, в отличие от использования электрозапалов для воспламенения топливного заряда второй ступени с задержкой времени не требуется специальный таймер-выключатель.

На фиг.1 представлен общий вид ракетного двигателя; на фиг. 2 - 5 - возможные варианты конструкции металлических заглушек и их размещение в корпусе ракетного двигателя.

Двигатель содержит корпус 1, размещенные в корпусе 1 камеру сгорания 2 с твердотопливным зарядом 3 канального горения, обеспечивающим стартовый режим, и камеру сгорания 4 с твердотопливным зарядом торцевого горения 5, обеспечивающим маршевый режим. Твердотопливный заряд 3 канального горения содержит размещенные концентрично продольной оси каналы 6 для увеличения поверхности горения. Между зарядами 3 и 5 в корпусе 1 размещена перегородка 7, содержащая по оси центральное отверстие 8 для выхода продуктов сгорания топливного заряда 5 и по меньшей мере одно либо несколько запальных отверстий 9, в каждое из которых установлена металлическая заглушка 10. Между перегородкой 7 и зарядом 3 размещен замедлитель 11. Перегородка 7 жестко прикреплена к корпусу 1.

Двигатель содержит сопловой блок 12 с концентрично размещенными в нем сверхзвуковыми соплами стартового режима 13 и по меньшей мере одно сопло маршевого режима 14, которое в данном случае размещено по оси соплового блока 12. Внутри двигателя размещен соединительный трубопровод 15, подключенный с одной стороны через центральное отверстие 8 перегородки 7 к камере сгорания 4, а другим нижним концом подключен к сверхзвуковому соплу маршевого режима 14. При этом внутренний диаметр отверстия соединительного трубопровода 15 несколько превышает максимальный диаметр конфузора сопла 14. Ракетный двигатель содержит в нижней части стабилизаторы 16. В камеру сгорания 2 через одно из сверхзвуковых сопел стартового режима 13 с помощью уплотнителя 17 введен электровоспламенитель 18, снабженный токопроводящим шнуром 19 и вилкой 20. Остальные отверстия на сопловом блоке закрыты (заклеены) защитной влагонепроницаемой изоляционной пленкой 21.

Металлическая заглушка 10 может иметь различную конструкцию. Она может быть выполнена, например, в виде полой втулки 22 с инициирующим составом 23 в полости (фиг.2) или в виде штыря 24 (фиг.3) либо металлической перегородки пластины 25 (фиг. 4), контактирующих со стороны камеры сгорания маршевого режима 4 с инициирующим составом 23.

В нашем случае металлическая заглушка выполнена в виде штыря 24 (фиг.3) с инициирующим составом 23 на конце, размещенном в камере сгорания маршевого режима 1 (фиг. 3). Заглушка в данном случае прикреплена к перегородке 7 с помощью резьбового соединения. В качестве металлической заглушки может быть использован также штатный электрический запал, например электрозапал ЭКВ-02, который может быть установлен посредством резьбового соединения в отверстие перегородки со стороны камеры сгорания стартового режима, т.е. так как показано на фиг.5. В этом случае он сработает при нагреве инициирующего состав 23 через металлический корпус.

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива работает следующим образом.

При запуске двигателя с помощью электровоспламенителя 18 воспламеняется твердотопливный заряд стартового режима 3. После полного сгорания заряда воспламеняется замедлитель 11. При срабатывании замедлителя 11 происходит нагрев корпуса металлической заглушки, в данном случае штыря 24, от чего воспламеняется инициирующий состав 23 и форс огня, действуя направленно вверх, воспламеняет твердотопливный заряд 5 маршевого режима.

Конструкция ракетного двигателя с металлической заглушкой в перегородке обеспечивает воспламенение топливного заряда в камере сгорания маршевого режима за счет теплового импульса, передаваемого через металлический корпус заглушки к инициирующему составу.

Применение металлической заглушки для передачи огневого импульса исключает возможность прорыва газов из камеры сгорания маршевого режима в камеру сгорания стартового режима, что обеспечивает необходимую надежность и эффективность работы ракетного двигателя.

Похожие патенты RU2187683C2

название год авторы номер документа
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
RU2084676C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Лопатин Александр Павлович
  • Блинова Евгения Павловна
RU2390646C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Х.-М.Х.БАЙСИЕВА 1991
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
RU2026501C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА БАЙСИЕВА 1989
  • Байсиев Х.-М.Х.
RU1725598C
Противоградовая ракета 2016
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
RU2652595C2
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2019
  • Гайдаров Дмитрий Дмитриевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Зыбин Павел Игоревич
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Салин Сергей Владимирович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
RU2715453C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БАЙСИЕВА Х.-М.Х. 1991
  • Байсиев Х.-М.Х.
SU1832859A1
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2022
  • Лелюшкин Николай Васильевич
  • Гуляев Александр Юрьевич
  • Сорокин Сергей Александрович
  • Литвиненко Александр Владимирович
RU2799263C1
ДВУХРЕЖИМНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Гусева Галина Николаевна
  • Никитин Вячеслав Валерьевич
  • Самохин Владимир Степанович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Францкевич Владимир Платонович
  • Шувалов Вячеслав Васильевич
  • Семенов Андрей Владимирович
RU2445492C1
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2019
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Салин Сергей Владимирович
  • Зыбин Павел Игоревич
  • Гайдаров Дмитрий Дмитриевич
RU2715450C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 187 683 C2

Реферат патента 2002 года ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус, размещенные в корпусе камеру сгорания с зарядом твердого топлива стартового режима и камеру сгорания с зарядом твердого топлива маршевого режима. Между камерами сгорания установлена перегородка, содержащая центральное отверстие и по меньшей мере одно запальное отверстие. Сопловой блок содержит сверхзвуковые сопла стартового режима и по меньшей мере одно сверхзвуковое сопло маршевого режима, подключенное через трубопровод и центральное отверстие перегородки к камере сгорания маршевого режима. В каждое запальное отверстие перегородки между камерами сгорания заключена металлическая заглушка, содержащая со стороны камеры сгорания маршевого режима инициирующий состав. Заглушка ракетного двигателя может быть выполнена в виде штыря. Изобретение направлено на повышение надежности и эффективности работы ракетного двигателя. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 187 683 C2

1. Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус, размещенные в корпусе камеру сгорания с зарядом твердого топлива стартового режима и камеру сгорания с зарядом твердого топлива маршевого режима, размещенную между камерами сгорания перегородку, содержащую центральное отверстие и по меньшей мере одно запальное отверстие, сопловой блок, содержащий сверхзвуковые сопла стартового режима и по меньшей мере одно сверхзвуковое сопло маршевого режима, подключенное через трубопровод и центральное отверстие перегородки к камере сгорания маршевого режима, отличающийся тем, что в каждое запальное отверстие перегородки между камерами сгорания заключена металлическая заглушка, содержащая со стороны камеры сгорания маршевого режима инициирующий состав. 2. Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива по п.1, отличающийся тем, что заглушка выполнена в виде штыря.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2187683C2

ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
RU2084676C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Х.-М.Х.БАЙСИЕВА 1991
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
RU2026501C1
US 3300968 А, 31.01.1967
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА БАЙСИЕВА 1989
  • Байсиев Х.-М.Х.
RU1725598C
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1996
  • Белобрагин В.Н.
  • Денежкин Г.А.
  • Евтухов Е.И.
  • Куксенко А.Ф.
  • Макаровец Н.А.
  • Марьин В.В.
  • Медведев В.И.
  • Подчуфаров В.И.
  • Проскурин Н.М.
  • Семилет В.В.
  • Успенский С.В.
RU2110694C1
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДВУМЯ ИЛИ БОЛЕЕ СТУПЕНЯМИ ТЯГИ 1996
  • Дубинин В.А.
  • Луговой А.Н.
  • Аксененко Д.Д.
  • Марьяш В.И.
  • Романов Е.П.
  • Жарков А.С.
RU2131053C1
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1997
  • Жарков А.С.
  • Анисимов И.И.
  • Штукмастер Б.Я.
  • Марьяш В.И.
  • Кривенко О.А.
  • Налимова Г.М.
RU2139438C1

RU 2 187 683 C2

Авторы

Байсиев А.Х.-М.

Даты

2002-08-20Публикация

2000-05-17Подача