ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2010 года по МПК F02K9/28 

Описание патента на изобретение RU2390646C1

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к двухрежимным твердотопливным ракетным двигателям, и может быть использовано при создании ракет.

Известен двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива (патент России №2187683, МПК F02K 9/30 от 17.05.2000 г.), содержащий корпус, размещенные в корпусе камеру сгорания с зарядом твердого топлива стартового режима и камеру сгорания с зарядом твердого топлива маршевого режима, размещенную между камерами сгорания перегородку, содержащую центральное отверстие и, по меньшей мере, одно запальное отверстие, сопловой блок, содержащий сверхзвуковое сопло стартового режима и, по меньшей мере, одно сверхзвуковое сопло маршевого режима.

В каждое запальное отверстие перегородки между камерами сгорания заключена металлическая заглушка, содержащая со стороны камеры сгорания маршевого режима инициирующий состав. Заглушка может быть выполнена в виде втулки с инициирующим составом, в виде штыря либо в виде металлической пластины.

Основным недостатком указанного выше двигателя является наличие газохода маршевого режима. Во-первых, газоход занимает значительный объем стартовой камеры, уменьшая массу стартового заряда, во-вторых, усложняет конструкцию, подвергаясь двухстороннему тепловому и эрозионному воздействию.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива (патент России №2272927, МПК F02K 9/28 от 30.07.2004 г.), содержащий корпус, последовательно установленные в нем, разделенные днищем заряды первого и второго режима, узлы инициирования, сопло.

Днище выполнено в виде эластичной мембраны, в центральной части которой с помощью программированного разрушаемого соединения закреплен эластичный рукав, размещенный в канале заряда второго режима.

Недостатком этого устройства является следующее.

Применение эластичного рукава для случая заряда второго режима сложной формы, например со щелевыми каналами, практически сложно осуществимо в связи с тем, что эластичный рукав на первом режиме работы двигателя, находясь под давлением, будет стремиться повторить форму заряда второго режима, а это может привести к разрушению рукава.

Целью изобретения является повышение надежности двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в двухрежимном ракетном двигателе твердого топлива, содержащем цилиндрический корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами, разделительное днище, устройство вскрытия днища, сопло, устройство вскрытия выполнено в виде симметрично расположенных относительно продольной оси двигателя на днище сферических перфорированных заглушек, выгнутых в сторону маршевой камеры, причем со стороны стартовой камеры заглушка взаимодействует с тонкостенной мембраной, повторяющей форму заглушки, герметично закрепленной по периферии на заглушке и имеющей теплозащитное покрытие, при этом заглушка расположена напротив канала порохового заряда маршевой камеры, а размер перфорации выбирается исходя из следующих соотношений:

nπR2≥2,5Sкр

2δ(τср)>Pкс·R·K,

где n - число перфораций в заглушках;

R - радиус перфорации;

Sкp - площадь критического сечения сопла;

δ - толщина мембраны;

τср - допустимое напряжение на срез материала мембраны;

Ркс - давление в стартовой камере;

К - коэффициент запаса прочности.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид устройства, на фиг.2 и 3 - взаимное расположение заглушек и щелевых каналов, на фиг.4 - конструкция заглушки.

Двигатель содержит корпус 1, камеру сгорания 2 с твердотопливным зарядом 3, обеспечивающим стартовый режим, камеру сгорания 4 с твердотопливным зарядом 5, обеспечивающим маршевый режим. В заряде 5 выполнены щелевые каналы 6 (фиг.2).

Камеры 2, 4 стартового и маршевого режимов разделены днищем 7. На днище напротив щелевых каналов 6 установлены перфорированные силовые заглушки 8, выгнутые в сторону маршевой камеры 4. На заглушках имеются перфорации 9 (фиг.4), выполненные радиусом R. Со стороны стартовой камеры 2 на силовой заглушке 8 (фиг.4), повторяя ее форму, расположена тонкостенная мембрана 10 с теплоизоляцией 11.

Для истечения продуктов сгорания стартовой и маршевой ступени используется одно сопло 12 с площадью критического сечения Sкр.

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива работает следующим образом. Включение стартовой и маршевой ступени производится последовательно. При включении стартовой камеры давление продуктов сгорания стремится продавить тонкостенную мембрану через перфорацию, создавая максимальные напряжения в мембране по периметру перфорации.

Условия прочности мембраны, используя известные зависимости, можно записать следующим образом:

2δ(τср)>Pкс·R·K,

где δ - толщина мембраны;

ср) - допустимое напряжение на срез материала мембраны;

Ркс - давление в стартовой камере;

R - радиус перфорации;

К - коэффициент запаса прочности.

Таким образом, при работе стартовой камеры для предотвращения вскрытия мембраны расчетной принимается нагрузка от воздействия давления на локальный участок мембраны, соответствующий площади одной перфорации.

Это обстоятельство допускает применить для герметизации тонкостенную мембрану.

При включении маршевой камеры продукты сгорания, проникая через перфорации, воздействуют на мембрану по всей ее площади, вскрывают ее и, проникая в стартовую камеру, истекают через сопло.

Здесь следует отметить два обстоятельства. Для обеспечения стабильности выхода маршевой камеры на режим вскрытие мембран должно происходить одновременно. Это условие выполняется взаимным расположением заглушек и щелевых каналов - напротив. При таком расположении продукты сгорания, протекающие по каналу, более равномерно воздействуют на мембраны. Давление вскрытия мембран становится более стабильным.

Другим обстоятельством, влияющим на работу двигателя, является обеспечение «прозрачности» перфорированной заглушки для продуктов сгорания маршевой камеры. Другими словами, суммарная площадь перфораций в заглушках должна обеспечивать дозвуковое истечение продуктов сгорания через заглушки.

В практическом проектировании отношение проходного сечения камеры к площади критического сечения выбирают в соотношении 2,5:1.

Таким образом, для случая проходного сечения в виде перфораций зависимость принимает вид:

nπR2≥2,5Sкр,

где n - суммарное число перфораций в заглушках;

R - радиус перфораций;

Sкр - площадь критического сечения сопла.

Предложенное техническое решение позволяет повысить надежность двигателя путем применения простых конструктивных решений.

Похожие патенты RU2390646C1

название год авторы номер документа
РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДНИЩЕ МНОГОИМПУЛЬНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 2018
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Куликов Александр Юрьевич
  • Липаткин Алексей Михайлович
  • Макаревский Дмитрий Игоревич
RU2704058C1
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2019
  • Гайдаров Дмитрий Дмитриевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Зыбин Павел Игоревич
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Салин Сергей Владимирович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
RU2715453C1
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2019
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Салин Сергей Владимирович
  • Зыбин Павел Игоревич
  • Гайдаров Дмитрий Дмитриевич
RU2715450C1
Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива 2017
  • Белобрагин Борис Андреевич
  • Аляжединов Вадим Рашитович
  • Борисов Олег Григорьевич
  • Захаров Олег Львович
  • Попов Сергей Викторович
  • Павлов Евгений Константинович
  • Каширкин Александр Александрович
  • Ерохин Владимир Евгеньевич
  • Базарный Алексей Николаевич
  • Евланов Андрей Александрович
RU2687500C1
Ракетный двигатель активно-реактивного снаряда 2016
  • Архипов Владимир Афанасьевич
  • Коноваленко Алексей Иванович
  • Перфильева Ксения Григорьевна
  • Жуков Александр Степанович
  • Бондарчук Сергей Сергеевич
RU2620613C1
ДВУХРЕЖИМНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Гусева Галина Николаевна
  • Никитин Вячеслав Валерьевич
  • Самохин Владимир Степанович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Францкевич Владимир Платонович
  • Шувалов Вячеслав Васильевич
  • Семенов Андрей Владимирович
RU2445492C1
Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива 2022
  • Смирнов Александр Владимирович
  • Власов Алексей Владимирович
  • Евланов Андрей Александрович
  • Стариков Александр Владимирович
  • Захаров Сергей Олегович
RU2790916C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2000
  • Байсиев А.Х.-М.
RU2187683C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 1999
  • Шипунов А.Г.
  • Кузнецов В.М.
  • Давыдов М.Н.
  • Худяков В.И.
  • Махонин В.В.
RU2161718C2
Двухрежимный ракетный двигатель на твердом топливе 2022
  • Витязев Алексей Витальевич
  • Кабанов Дмитрий Евгеньевич
  • Логинов Андрей Николаевич
  • Наумченко Илья Константинович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
RU2783054C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 390 646 C1

Реферат патента 2010 года ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит цилиндрический корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами, разделительное днище, устройство вскрытия днища и сопло. Устройство вскрытия днища выполнено в виде симметрично расположенных относительно продольной оси двигателя на разделительном днище сферических перфорированных заглушек, выгнутых в сторону маршевой камеры. Со стороны стартовой камеры заглушка взаимодействует с тонкостенной мембраной, повторяющей форму заглушки, герметично закрепленной по периферии на заглушке и имеющей теплозащитное покрытие. Заглушка расположена напротив канала порохового заряда маршевой камеры, а размер перфорации выбирается исходя из соотношений, защищаемых настоящим изобретением. Изобретение позволяет повысить надежность двухрежимного ракетного двигателя. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 390 646 C1

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива, содержащий цилиндрический корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами, разделительное днище, устройство вскрытия днища, сопло, отличающийся тем, что устройство вскрытия выполнено в виде симметрично расположенных относительно продольной оси двигателя на днище сферических перфорированных заглушек, выгнутых в сторону маршевой камеры, причем со стороны стартовой камеры заглушка взаимодействует с тонкостенной мембраной, повторяющей форму заглушки, герметично закрепленной по периферии на заглушке и имеющей теплозащитное покрытие, при этом заглушка расположена напротив канала порохового заряда маршевой камеры, а размер перфорации выбирается, исходя из следующих соотношений:
nπR2≥2,5Sкр
2δ(τср)>Ркс·R·K,
где n - число перфораций в заглушках;
R - радиус перфорации;
Sкр - площадь критического сечения сопла;
δ - толщина мембраны;
τср - допустимое напряжение на срез материала мембраны;
Pкс - давление в стартовой камере;
K - коэффициент запаса прочности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2390646C1

US 3879942 A, 29.04.1975
Способ контроля степени заполяризованности пьезокерамических элементов 1974
  • Бронников Анатолий Никифорович
SU1138923A1
ВСЕСОЮЗНАЯ 0
  • Авторы Изобретени
SU372139A1
US 5160070 A, 03.11.1992
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2004
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Зыков Геннадий Александрович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Бондаренко Сергей Александрович
  • Сиротин Александр Васильевич
  • Дубовцев Валерий Георгиевич
  • Спицин Борис Григорьевич
  • Щетинин Валерий Николаевич
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Габов Александр Васильевич
  • Иванов Василий Егорович
RU2272927C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2000
  • Байсиев А.Х.-М.
RU2187683C2

RU 2 390 646 C1

Авторы

Граменицкий Михаил Дмитриевич

Волков Олег Куприянович

Рыбаулин Сергей Николаевич

Лопатин Александр Павлович

Блинова Евгения Павловна

Даты

2010-05-27Публикация

2008-12-29Подача