Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении батареи, предназначенной для комплектации автомобильной техники, эксплуатируемой в условиях низких температур.
Известна аккумуляторная батарея с внутренним электрообогревом [1], которая содержит корпус моноблока с перегородками, разнополярные электроды, собранные в блоки и разделенные сепараторами, параллельные электродам плоские нагреватели в виде тепловых труб Гровера, соединенных с дополнительными нагревателями. Перегородки и торцевые стенки моноблока выполнены полыми, а плоские нагреватели размещены в их полостях. Надежность такой работы батареи понижена из-за необходимости внешней коммутации отдельных нагревателей. Кроме того, усложняется изготовление литьевых форм на моноблок. Возникают трудности при монтаже пуансонов, оформляющих двойные перегородки из-за их малых размеров. При литье возможны перекосы этих пуансонов, это приведет к изменению толщины перегородок, их разрывам. Изготовление таких моноблоков требует наличие литьевых машин высокого класса точности с регулируемым электронным управлением. Использование дополнительных нагревателей приводит к повышению трудоемкости (изготовление дополнительной крышки и ее монтажа в ячейках моноблока).
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемым результатам является аккумуляторная батарея [2], содержащая внутренний корпус, в котором расположены блоки электродов и электролит, гибкий нагревательный элемент, прилегающий к внутреннему корпусу, и внешний корпус, внутри которого размещен внутренний корпус и нагревательный элемент. Нагревательный элемент выполнен в виде крестообразной формы, а отношение толщины внешнего корпуса к толщине внутреннего корпуса равно 1,5-5, так как при меньшем соотношении этих толщин увеличивается рассеивание тепла в окружающую среду, что снижает эффективность обогрева, а при большем соотношении указанных величин происходит неоправданное увеличение массы и габаритов батареи.
Существенным недостатком является то, что в условиях низких температур режим работы батареи существующей конструкции усложняется, так как стенки полипропиленового бака не могут выполнять функции теплового экрана с внешней стороны нагревателя, т.е. будут значительные тепловые потери, что приведет к резкому падению емкости как на длительных, так и на стартерных режимах разряда. Кроме того, нагревательный элемент не защищен от воздействия паров серной кислоты, что снижает его показатели надежности.
В основу изобретения поставлена задача создать техническое решение, обеспечивающее надежную и эффективную работоспособность свинцовых стартерных аккумуляторных батарей при температурах окружающей среды от минус 30oС до минус 50oС путем поддержания благоприятного теплового режима внутри аккумуляторной батареи.
Преимуществом создаваемого конструктивного решения батареи, содержащей внутренний моноблок и внешний бак, является наличие нагревательного элемента и дополнительно теплоизолятора. Теплоизолятор из пенопласта с теплопроводностью 0,033 Вт/м•К путем заполнения зазоров между стенками нагревателя и баком обеспечивает плотный контакт между поверхностью нагревателя и моноблока в течение всего срока службы батареи. Теплоизолятор выполняет функцию теплового экрана и при отключении нагревательного элемента в течение 1,5 сут не происходит быстрого остывания и переохлаждения батареи. Для исключения разрушения нагревательного элемента и теплоизолятора от паров серной кислоты, образующихся в процессе заряда и разряда батареи, герметизация зазоров между моноблоком и баком производится контактно-тепловой сваркой.
На фиг.1 изображена батарея, собранная в двойном корпусе с нагревательным элементом и теплоизолятором. Батарея состоит из внутреннего моноблока 1, внутри которого расположены блоки электродов и электролит. Нагревательный элемент 2 и названный теплоизолятор 3 расположены между моноблоком 1 и внешним баком 4 таким образом, что их средняя часть находится под дном внутреннего моноблока. Для плотного контакта края прилегают к боковым стенкам моноблока. Такое расположение позволяет обеспечить высокий темп форсированного разогрева батареи в течение 30 мин при температуре электролита минус 50oС, а при отключении нагревательного элемента - только лишь после 1,5 сут стоянки автомобильной техники в условиях низких температур, выравнивается значение температуры окружающей среды и электролита батареи. Согласно предлагаемому конструктивному решению отношение толщины теплоизолятора к толщине внешнего бака должно быть 1,25÷1, при меньшем соотношении увеличивается рассеивание тепла в окружающую среду, при этом удлиняется время разогрева батареи, а также снижается эффективность термоизоляции, это приводит к быстрому остыванию и переохлаждению батареи. Для надежной изоляции нагревательного элемента и термоизолятора от воздействия паров серной кислоты верхняя часть 5 бака 4 сваривается контактно-тепловым способом со специальным бортом 6 по контору крышки 7. В камере холода подвергались испытаниям батареи существующей конструкции и по предлагаемому конструктивному решению. Результаты показали, что у аккумуляторных батарей, у которых при придонном пространстве размещались электронагреватели без теплоизолятора, эффективность разогрева в сравнении с предлагаемым конструктивным решением способность сохранять тепло значительно ниже. При разогреве батарей с начальной температурой электролита минус 50oС с помощью нагревателей без теплоизолятора темп разогрева составил 0,32oС/мин, в то время как при разогреве с помощью предлагаемого технического решения он составил 0,75oС/мин. На диаграмме (фиг.2) показаны сравнительные значения стартерной емкости свинцовой батареи с нагревателем и термоизолятором и с нагревателем без термоизолятора после 8 часовой ее стоянки на ветру в диапазоне температур от минус 30oС до минус 50oС. Диаграмма отражает работу батареи на 5 минутном режиме разряда при стартерной нагрузке, равной 300 А.
При температуре минус 20oС батарея без теплоизолятора теряет 65% емкости, при минус 30oС - 72%, при минус 50oС - 100%, с теплоизолятором при минус 20oС - 27%, минус 30oС - 44%, при минус 50oС - 60%.
Источники информации
1. Патент России 21360085.
2. Авторское свидетельство 1010680 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАСШИРИТЕЛЬ ДЛЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДА СВИНЦОВОГО АККУМУЛЯТОРА | 2000 |
|
RU2180147C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РАСШИРИТЕЛЯ ДЛЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДА СВИНЦОВОГО АККУМУЛЯТОРА | 2000 |
|
RU2176426C1 |
АКТИВНАЯ МАССА ДЛЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДА СВИНЦОВОГО АККУМУЛЯТОРА | 1993 |
|
RU2035095C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПАСТЫ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДА СВИНЦОВОГО АККУМУЛЯТОРА | 1993 |
|
RU2050638C1 |
НЕТКАНЫЙ СЕПАРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ | 2001 |
|
RU2194340C1 |
СПЛАВ ДЛЯ ТОКООТВОДОВ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ | 1991 |
|
RU2007790C1 |
Аккумуляторная батарея | 1982 |
|
SU1010680A1 |
СПЛАВ ДЛЯ ТОКООТВОДОВ СВИНЦОВОГО АККУМУЛЯТОРА | 1989 |
|
SU1695790A1 |
СДВОЕННЫЙ ПОЛЮСНОЙ ВЫВОД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ДЛЯ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ МАШИН МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2004 |
|
RU2282916C1 |
СЕПАРАТОР-СТЕКЛОМАТ ДЛЯ ГЕРМЕТИЧНЫХ СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ С АБСОРБИРОВАННЫМ ЭЛЕКТРОЛИТОМ | 2002 |
|
RU2249884C2 |
Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении батареи, предназначенной для комплектации автомобильной техники, эксплуатируемой в условиях низких температур. Техническим результатом изобретения является обеспечение надежной и эффективной работоспособности свинцовых стартерных аккумуляторных батарей при температуре окружающей среды от минус 30oС до минус 50oС. Согласно изобретению нагревательный элемент и теплоизолятор из пенопласта с теплопроводностью 0,033 Вт/(м•К) расположены внутри батареи между моноблоком и внешним баком. При этом отношение толщины теплоизолятора из пенопласта к толщине внешнего бака должно быть 1,25-1 для предупреждения рассеивания тепла в окружающую среду и сокращения времени разогрева батареи. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ С ВНУТРЕННИМ ЭЛЕКТРООБОГРЕВОМ | 1997 |
|
RU2136085C1 |
Аккумуляторная батарея | 1982 |
|
SU1010680A1 |
US 3723187 А, 27.03.1973 | |||
US 3623916 А, 30.11.1971. |
Авторы
Даты
2002-09-27—Публикация
2001-11-13—Подача