УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2002 года по МПК B64D17/80 

Описание патента на изобретение RU2191140C1

Предложенное изобретение относится к средствам спасения летательного аппарата при возникновении на нем аварийной ситуации.

Известно выбранное в качестве ближайшего аналога устройство для спасения летательного аппарата (ЛА) при аварии вблизи посадочной поверхности, содержащее два парашюта и ракеты, закрепленные за куполами парашютов и выводящие их из ЛА, тросы, осуществляющие взаимодействие парашютов с ЛА, и устройства выборки тросов (пат. РФ, 2130875, кл. МПК B 64 D 45/04, опубл. 27.05.99, бюл. 15).

Недостатком данного устройства является то, что при хаотическом движении ЛА (например, падении, вращении вдоль продольной оси), особенно когда ЛА развернут относительно продольной оси на 180o, может произойти смятие парашюта, выведенного в вертикальном направлении, что может привести к неудачной посадке и даже гибели ЛА.

Технической задачей предложенного устройства является повышение надежности работы устройства для спасения ЛА при аварийных ситуациях.

Поставленная задача достигается тем, что в устройство для спасения ЛА, содержащее парашют для стабилизации положения и парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА, ракету, закрепленную за куполом парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА, и два троса, один из которых соединен со стропами парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА и устройством выборки троса, установленным внутри корпуса ЛА, второй трос соединен со стропами парашюта для стабилизации положения ЛА, введены два дополнительных троса, концы которых закреплены на тросе, соединенном с парашютом для стабилизации положения ЛА, и на корпусе ЛА в местах соединения с ним крыльев; при этом длина троса, к которому подсоединен парашют для стабилизации положения ЛА, должна быть большей или равной периметру поперечного сечения корпуса ЛА в месте крепления двух дополнительных тросов; при этом длина троса, к которому подсоединен парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА, должна быть больше суммы длин одного дополнительного троса, к которому крепятся стропы парашюта для стабилизации положения ЛА, строп парашюта для стабилизации положения ЛА и парашюта для стабилизации положения ЛА в раскрытом положении; при этом для снижения вертикальной составляющей скорости используются не менее трех парашютов.

Предложенное изобретение поясняется при помощи чертежей, приведенных на фиг.1-6.

На фиг.1 показан ЛА при возникновении аварийной ситуации, при начальном этапе действия устройства для спасения ЛА; на фиг.2 показан разрез А-А до начала действия устройства; на фиг.3 показан разрез А-А во время действия устройства; на фиг.4 показан этап стабилизации положения ЛА; на фиг.5 показан заключительный этап действия устройства для спасения ЛА; на фиг.6 показан вариант, когда используется несколько парашютов для снижения вертикальной составляющей скорости движения ЛА.

На фиг.1 показан ЛА 1, попавший в аварийную ситуацию. В начальный момент времени открывается предохранительная крышка 2, из-под которой набегающим потоком воздуха выводится парашют 3 для стабилизации положения ЛА 1, стропами 4 соединенный с тросом 5. Трос 5 соединен с двумя дополнительными тросами 6, прикрепленными к корпусу ЛА 1 (фюзеляж, агрегатный отсек и т.д.). Тросы 6 снижают возможность наматывания троса 5 на корпус ЛА 1, а для устранения смятия парашюта 3 трос 5 имеет длину, равную или превышающую периметр сечения А-А. Если при выведении парашюта 3 трос 5 начнет наматываться на корпус ЛА 1, то за счет быстрого раскрытия парашюта 3 начнется стабилизация положения ЛА 1 и трос 5 примет прямолинейное положение. Парашют 3 за счет двух точек крепления к корпусу ЛА 1 при помощи тросов 6 придаст ЛА 1 стабильное прямолинейное положение и устранит возможность крена.

На фиг. 2 показан разрез А-А до начала действия устройства для спасения ЛА. Тросы 6 расположены на корпусе ЛА 1 в натянутом состоянии и уходят под крышку 2. Под крышкой 2 находятся в свернутом виде трос 5 и парашют 3.

На фиг.3 показан разрез А-А во время работы устройства для спасения ЛА. Тросы 6, натягиваясь, предают ЛА 1 стабильное положение и устраняют возможность крена.

На фиг. 4 показан ЛА 1, принявший стабильное положение. Парашют 3 стабилизировал положение ЛА и значительно снизил горизонтальную составляющую скорости движения ЛА 1.

На фиг. 5 из корпуса ЛА 1, после открытия предохранительной крышки 7, выводится парашют 8 при помощи ракеты (на чертежах не показана), закрепленной за его куполом. Парашют 8 стропами 9 соединен с тросом 10, который взаимодействует с устройством выборки троса (на чертежах не показано). Длина троса 10 во избежание его наматывания на корпус ЛА 1 должна быть больше суммы одного троса 6, троса 5, строп 4 и купола парашюта 3 в раскрытом виде. Ось троса 10 проходит через центр тяжести ЛА 1. С помощью устройства выборки троса парашют 8 приближается к ЛА 1, одновременно понижая горизонтальную и вертикальную составляющие скорости движения ЛА 1.

На фиг. 6 из корпуса ЛА 1, после открытия предохранительных крышек 7, выводятся три парашюта 8. Подобный вариант устройства используется при длинномерном корпусе ЛА, когда использование одного парашюта 8 может привести к неустойчивому положению и даже повреждению корпуса ЛА 1 во время опускания. Количество парашютов 8 может быть увеличено в зависимости от максимальной массы, длины и прочности несущей конструкции ЛА 1.

Таким образом, за счет введения в устройство для спасения ЛА двух дополнительных тросов улучшается процесс стабилизации положения ЛА, а за счет введения троса, соединенного с парашютом для стабилизации положения и снижения горизонтальной составляющей скорости движения ЛА, с длиной, равной или большей периметру поперечного сечения корпуса ЛА в месте крепления двух дополнительных тросов, снижается возможность смятия парашюта. За счет введения в устройство для спасения ЛА не менее трех парашютов для снижения вертикальной составляющей скорости движения ЛА увеличиваются устойчивость и безопасность ЛА при спуске.

Похожие патенты RU2191140C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Сухолитко Валентин Афанасьевич
RU2279120C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА 2001
  • Сухолитко В.А.
RU2228884C2
СПОСОБЫ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТИХ СПОСОБОВ 2004
  • Сухолитко Валентин Афанасьевич
RU2270786C2
СПОСОБ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Сухолитко В.А.
RU2255028C1
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171210C1
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171209C1
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2130871C1
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2201383C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2207302C2
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2130872C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 191 140 C1

Реферат патента 2002 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Устройство содержит парашют для стабилизации положения летательного аппарата, парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, ракету, закрепленную за куполом парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, и два троса, один из которых соединен со стропами парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата. Предусмотрено устройство выборки троса, установленное внутри корпуса. Второй трос соединен со стропами парашюта для стабилизации положения летательного аппарата. Введены также два дополнительных троса, концы которых закреплены на тросе, соединенном с парашютом для стабилизации положения летательного аппарата, и с корпусом в местах соединения с консолями крыльев. Изобретение направлено на повышение надежности при аварийных ситуациях. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 191 140 C1

1. Устройство для спасения летательного аппарата, содержащее парашют для стабилизации положения летательного аппарата и парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, ракету, закрепленную за куполом парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, и два троса, один из которых соединен со стропами парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата и устройством выборки троса, установленным внутри корпуса летательного аппарата, второй трос соединен со стропами парашюта для стабилизации положения летательного аппарата, отличающееся тем, что в нем введены два дополнительных троса, концы которых закреплены на тросе, соединенном с парашютом для стабилизации положения летательного аппарата, и на корпусе летательного аппарата в местах соединения с ним крыльев; при этом длина троса, к которому подсоединен парашют для стабилизации положения летательного аппарата, должна быть большей или равной периметру поперечного сечения корпуса летательного аппарата в месте крепления двух дополнительных тросов, при этом длина троса, к которому подсоединен парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата должна быть большей суммы длин одного дополнительного троса, троса, к которому крепятся стропы парашюта для стабилизации положения летательного аппарата, строп парашюта для стабилизации положения летательного аппарата и парашюта для стабилизации положения летательного аппарата в раскрытом положении. 2. Устройство для спасения летательного аппарата по п.1, отличающееся тем, что в нем введены не менее трех парашютов для снижения вертикальной составляющей скорости движения летательного аппарата.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2191140C1

СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ АВАРИИ ВБЛИЗИ ПОСАДОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТИ 1997
  • Таланов Б.П.
RU2130875C1
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1995
  • Таланов Борис Петрович
RU2114030C1
US 5921503 A, 13.07.1999
DE 19625926 A1, 08.01.1998.

RU 2 191 140 C1

Авторы

Сухолитко В.А.

Даты

2002-10-20Публикация

2001-03-29Подача