Предлагаемое изобретение относится к самолетостроению, в частности к конструкциям вибро- и звукоизолированным салонам летательных аппаратов.
Известна зашивка судового помещения по патенту РФ 2105695, кл. В 63 В 29/02, от 20.02.90 г. (БИ 6, 27.02.90 г.), содержащая межкаютные панели, соединяемые между собой жестко за счет того, что на одной из стыкуемых панелей выполнен паз, а на другой - выступ, входящий в этот паз. Такое соединение панелей между собой имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что при вибрации одной из стыкуемых между собой панелей от какого-либо источника вибраций из-за жесткого крепления панелей вибрации не гасятся, а передаются последовательно на соседние панели.
Известно устройство для крепления облицовочных панелей по авт. св. 5739370, кл. В 04 С 1/12, от 17.05.70 г., содержащее облицовочные панели, прикрепленные по периметру к шпангоутам, причем один край панели закреплен к шпангоутам винтами, а другой - при помощи троса, продетого сквозь петли на панелях и крючки на шпангоутах. Такое крепление облицовочных панелей к конструкции фюзеляжа летательного аппарата является жестким и передает вибрации и шум в салон летательного аппарата, что является недостатком данной конструкции.
Известен салон пассажирского самолета см. авт. св. 1519121, кл. В 04 D 11/00, от 28.03.88 г. , БИ 14, от 20.05.98 г., содержащий каркас, образованный полуободьями, жестко соединенными между собой в верхней части салона балкой, и установленный на шпангоутах фюзеляжа через амортизационные узлы и облицовочные панели, которые жестко соединены с каркасом салона в единый элемент. Недостатком салона такой конструкции является то, что облицовочные панели, жестко соединенные между собой элементами каркаса салона (ободами по авт. св. ), представлявшие собой единый элемент, подвергаются деформациям и включаются в общий изгиб конструкции летательного аппарата, вызываемый действием аэродинамических и инерционных сил, а также действием давления внутри гермокабины при ее наддуве на высоте, и температурными расширениями. Включение облицовочных панелей салона в общий изгиб нарушает работу силовой схемы конструкции летательного аппарата и требует усиления конструкции салона и летательного аппарата, и, как следствие, способствует увеличению веса конструкции летательного аппарата. Кроме того, облицовочные панели салона, как правило, являются декоративными и звукопоглощающими, изготовленными из специальных материалов и не предназначены для восприятия больших нагрузок.
Недостатками вышеописанной конструкции являются также невысокие ее вибро- и звукоизолирующие свойства, так как жесткое соединение панелей в единый элемент передает вибрации и шум, например даже при наличии одного источника вибрации и шума, по всему салону летательного аппарата.
Задачей предлагаемого изобретения является уменьшение уровня шума и вибраций в салоне летательного аппарата, а также снижение веса конструкции летательного аппарата, сохраняя при этом его прочностные характеристики.
Технический результат достигается тем, что салон летательного аппарата, находящийся под воздействием внешних источников шума, содержащий каркас, установленный на конструкции фюзеляжа посредством амортизационных узлов, и облицовочные панели, установленные на каркасе салона, выполнен так, что каждая облицовочная панель прикреплена к каркасу салона автономно посредством амортизационных узлов с компенсационными зазорами по отношению к соседним панелям и каркасу, при этом облицовочные панели снабжены упругими эластичными уплотнителями, выполненными из шумопоглощающего материала и закрепленными на панелях по их периметру таким образом, что они располагаются в компенсационных зазорах в поджатом состоянии относительно панелей и каркаса, препятствуя проникновению шума в салон летательного аппарата.
По сравнению с известными техническими решениями предложенное существенно отличается тем, что достигнуто весовое совершенство конструкции салона летательного аппарата, т.е. при минимуме веса сохранены прочностные характеристики конструкции, т. к. каждая из облицовочных панелей, являясь декоративной и небольшой по габаритам частью салона, установлена автономно на индивидуальной подвеске, в результате чего она не включается в общий изгиб конструкции летательного аппарата и соответственно не требует усиления конструкции и, как следствие, увеличения ее веса. Кроме того, наличие компенсационных зазоров между панелями и каркасом салона с расположенными в них уплотнителями из эластичного упругого звукопоглощающего материала является демпфером колебаний облицовочных панелей и способствует снижении вибраций и шума в салоне летательного аппарата.
Таким образом, предлагаемое изобретение соответствует условию изобретательского уровня.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображен салон, поперечное сечение;
на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1;
на фиг.3 - узел Б на фиг.2.
Салон летательного аппарата содержит каркас 1, закрепленный на конструкции фюзеляжа 2 посредством амортизационных узлов 3, и облицовочные панели 4, установленные на каркасе 1 также посредством амортизационных узлов 5 с компенсационными зазорами 6 между панелями 4 и компенсационными зазорами 7 между панелями 4 и каркасом 1 салона. Эластичные упругие уплотнители 8 выполнены из шумопоглощающего материала и прикреплены к панелям 4 по их периметру и располагаются в компенсационных зазорах 6 и 7 в поджатом состоянии относительно панелей 4 и каркаса 1 салона.
Работает предлагаемая конструкция следующим образом.
Конструкция фюзеляжа 2, а вместе с ней и каркас 1 салона, закрепленный посредством амортизационных узлов 3 на конструкции фюзеляжа 2, подвергаются деформациям от действия аэродинамических и инерционных сил, от действия давления внутри фюзеляжа 2 при наддуве на вместе, а также при температурных расширениях конструкции фюзеляжа 2 и каркаса 1 салона. В результате деформаций происходит смещение облицовочных панелей 4 относительно друг друга и каркаса 1, a это, в свои очередь, приводит к изменению компенсационных зазоров 6 и 7, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от величии и направления деформаций конструкции фюзеляжа 2 и каркаса 1 салона. При увеличении компенсационных зазоров 6 и 7 эластичные упругие уплотнители 8, находящиеся в поджатом состоянии, разжимаются и заполняют компенсационные зазоры 6 и 7. При уменьшении компенсационных зазоров 6 и 7 происходит сжатие эластичных упругих уплотнителей 8 и компенсационные зазоры 6 и 7 остаются заполненными. Вибрации, действующие на салон летательного аппарата, гасятся амортизационными узлами 3 и 5 и эластичными упругими уплотнителями 8. Уплотнители 8 при всех деформациях остаются в компенсационных зазорах 6 и 7, препятствуя передаче от панели 4 к панели 4 вибраций, и являются демпферами колебаний.
Кроме того, уплотнители 8 будучи выполненными из звукопоглощающего материала препятствуют проникновению шума от внешних источников внутрь салона летательного аппарата, поглощая его.
Таким образом, создана конструкция салона, которая не оказывает влияния на работу силовой схемы летательного аппарата и направлена на снижение веса летательного аппарата, и, как следствие, способствует увеличению полезной нагрузки летательного аппарата. Автономное крепление облицовочных панелей салона с упругими эластичными уплотнителями в компенсационных зазорах ведет к снижению шума и вибраций в салоне.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРПУС ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1999 |
|
RU2193506C2 |
ОТСЕК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2000 |
|
RU2196073C2 |
САЛОН ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2006 |
|
RU2322370C1 |
ОТСЕК КАБИНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СО СБОРНО-РАЗБОРНЫМ ТРАПОМ-НАСТИЛОМ | 1999 |
|
RU2160210C1 |
ОТСЕК ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПИЛОНАМИ ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКИ | 1999 |
|
RU2176970C2 |
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАБИНЫ САМОЛЕТА | 1999 |
|
RU2186712C2 |
ДЕКОРАТИВНАЯ ПАНЕЛЬ ИНТЕРЬЕРА САМОЛЕТА | 2000 |
|
RU2175621C1 |
КАБИНА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1999 |
|
RU2169682C2 |
САМОСТОПОРЯЩЕЕСЯ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2000 |
|
RU2191299C2 |
БОРТОВОЙ ЛЮК САМОЛЕТА-АМФИБИИ | 2000 |
|
RU2186710C2 |
Изобретение относится к самолетостроению, в частности к вибро- и звукоизоляции салонов. Салон летательного аппарата содержит каркас 1, закрепленный на конструкции фюзеляжа посредством амортизационных узлов, и облицовочные панели 4, установленные на каркасе салона автономно посредством амортизационных узлов 5 с компенсационными зазорами 7 по отношению к соседним панелям и каркасу. Облицовочные панели снабжены упругими эластичными уплотнителями 8, выполненными из шумопоглощающего материала и закрепленными на панелях по их периметру таким образом, что они располагаются в компенсационных зазорах в поджатом состоянии относительно панелей и каркаса. Изобретение снижает уровень шума и вибрации в салоне и снижает вес конструкции. 3 ил.
Салон летательного аппарата, содержащий каркас, закрепленный на конструкции фюзеляжа посредством амортизационных узлов, и облицовочные панели, установленные на каркасе салона, отличающийся тем, что каждая облицовочная панель прикреплена к каркасу салона автономно посредством амортизационных узлов с компенсационными зазорами по отношению к соседним панелям и каркасу, при этом облицовочные панели снабжены упругими эластичными уплотнителями, выполненными из шумопоглощающего материала и закрепленными на панелях по их периметру таким образом, что они располагаются в компенсационных зазорах в поджатом состоянии относительно панелей и каркаса.
SU 1519121 А1, 20.05.1996 | |||
US 5813175 A, 29.09.1998 | |||
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
Авторы
Даты
2002-10-27—Публикация
1999-04-27—Подача