Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно - к способам управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства.
Из уровня техники известны различные технические решения, сходные по характеру решаемых задач с настоящим изобретением.
Например, известен способ изменения режима прерывистой чистки стеклоочистительных устройств [1], в котором переключатель режимов стеклоочистителя имеет, по крайней мере, три последовательных положения - "ВЫКЛЮЧЕНО", "ПРЕРЫВИСТЫЙ РЕЖИМ ВКЛ.", "НЕПРЕРЫВНЫЙ РЕЖИМ ВКЛ.". Соединенная с переключателем электрическая схема задает предопределенное значение пауз очистки стекла в качестве нормального значения. Фактическое значение пауз очистки стекла определяется посредством измерения интервала времени между двумя последовательными чистящими процедурами стеклоочистителя, из которых, по крайней мере, вторая явилась реакцией на перемещение переключателя режимов из положения "ПРЕРЫВИСТЫЙ РЕЖИМ ВКЛ." в соседнее положение (для уменьшения интервала очистки - в положение "НЕПРЕРЫВНЫЙ РЕЖИМ ВКЛ."; для увеличения - в положение "ВЫКЛЮЧЕНО") и последующий возврат в положение "ПРЕРЫВИСТЫЙ РЕЖИМ ВКЛ. ". Измеренный таким образом интервал запоминается и используется электрической схемой в качестве значения паузы очистки стекла в режиме "ПРЕРЫВИСТЫЙ РЕЖИМ ВКЛ." до момента следующего перемещения переключателя.
В устройстве [2] используется переключатель, имеющий, по крайней мере, два положения - "ВЫКЛЮЧЕНО", "ПРЕРЫВИСТЫЙ РЕЖИМ ВКЛ.". Изменение интервала очистки стекла осуществляется способом, аналогичным описанному в [1] с той разницей, что для уменьшения и для увеличения интервала очистки используется одна и та же последовательность действий: перевод переключателя из положения "ПРЕРЫВИСТЫЙ РЕЖИМ ВКЛ." в положение "ВЫКЛЮЧЕНО" и обратно.
Известен способ управления режимом работы стеклоочистителя [3], в котором частота движений щеток стеклоочистителя повышается на заданную, не зависящую от пользователя, величину в виде отклика на следующие одно за другим переключения переключателя.
В известном устройстве стеклоочистителя [4] запомненное значение интервала очистки корректируется вычислителем в зависимости от скорости движения транспортного средства, для чего используется датчик скорости. Однако для некоторых транспортных средств датчик скорости не предусмотрен.
Из уровня техники также известны способы и устройства [5], [6], [7], [8] , [9] , [10], в которых для регулировки интервала очистки ветрового стекла транспортного средства используются дополнительные органы регулировки или управления.
Все упомянутые устройства и способы обладают одной общей особенностью. Она заключается в том, что оценку степени загрязненности стекла осуществляет водитель транспортного средства. С помощью манипуляций переключателем режимов стеклоочистителя или других предусмотренных органов управления водитель производит измерение требуемого интервала очистки и его запоминание в запоминающем устройстве. В последующем в качестве значения интервала прерывистой очистки используется именно этот хранящийся в памяти интервал.
У всех описанных выше устройств и способов имеются следующие недостатки. Рассматривая общую систему установки интервала очистки, можно определить, что в качестве субъекта, осуществляющего субъективную оценку загрязненности стекла, по совокупности факторов выступает водитель транспортного средства. При этом значение интервала очистки, установленное водителем при помощи манипуляций переключателем режимов или дополнительных устройств управления и запомненное в памяти системы стеклоочистки, является, по сути, оценкой требуемого интервала очистки, осуществленной водителем в момент этих манипуляций.
Технической задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является расширение функциональных возможностей системы очистки ветрового стекла автомобиля без изменения внутренней электропроводки автомобиля и конструкции рычага управления стеклоочистителем и омывателем ветрового стекла.
Поставленная задача решается за счет того, что интервал прерывистой очистки, используемый регулируемым звеном задержки органа управления системы очистки ветрового стекла, определяется как результат функционального преобразования величины промежутка времени, измеренного между двумя последовательными процедурами очистки стекла, из которых, по крайней мере, вторая была инициирована посредством манипуляции органом управления.
Измерение промежутка времени между двумя последовательными процедурами очистки стекла и вычисление нового значения интервала прерывистой очистки для использования в дальнейшем производится только при условии, что промежуток времени между двумя последовательными процедурами очистки стекла не превышает заранее определенной величины, при невыполнении этого условия устанавливается стандартное значение интервала прерывистой очистки для использования в дальнейшем.
Если для инициирования, по крайней мере, второй процедуры очистки стекла орган управления переводится в положение, соответствующее непрерывному режиму работы, а затем в положение, соответствующее прерывистому режиму работы, то измерение промежутка времени между двумя последовательными процедурами очистки стекла и вычисление нового значения интервала прерывистой очистки для использования в дальнейшем производится только при условии, что орган управления был переведен в положение, соответствующее прерывистому режиму работы, до окончания заранее определенного промежутка времени, при невыполнении этого условия значение интервала прерывистой очистки для использования в дальнейшем не изменяется.
Вышеперечисленная последовательность действий возможна и при условии, когда промежуток времени между двумя последовательными процедурами очистки стекла не должен превышать заранее определенной величины.
Изобретение поясняется чертежом, где на Фиг.1 представлен график, поясняющий способ, по п. 1. формулы; на Фиг.2 - графики возможных реализаций способа по п.1. формулы.
На точность оценки водителем загрязненности стекла влияют, по крайней мере, два фактора:
1. Субъективный. Водитель осуществляет манипуляцию, приводящую к очистке стекла и запоминанию требуемого интервала в тот момент времени, когда загрязненность стекла становится чрезмерной. Если непосредственно использовать значение интервала очистки, измеренное в этот момент, то загрязненность стекла будет чрезмерной перед каждым движением щеток стеклоочистителя. Это приводит к ухудшению обзора и к необходимости дальнейшей переустановки интервала очистки, что усложняет пользование стеклоочистителем.
2. Объективный. Плотность дождевого потока, в общем случае, является случайной величиной. Оценка интервала очистки стекла будет тем менее точной, чем большее значение интервала установлено водителем. На Фиг.1 представлен диапазон значений истинно необходимого интервала очистки Тпрерыв в зависимости от оценки Т0 этого интервала, произведенной водителем. Истинное значение интервала очистки будет находиться внутри зоны "А", показанной на Фиг.1. Ширина и форма этой зоны зависит от статистических параметров дождевого потока. С точки зрения безопасности движения необходимо обеспечить интервал очистки стекла, меньший или равный значению на нижней границе зоны "А".
Таким образом, приходим к необходимости функциональной предварительной обработки измеренного водителем, с помощью манипуляций органами управления, значения интервала очистки. Интервал очистки, используемый в прерывистом режиме в дальнейшем, должен представлять быть функционально связан с измеренным водителем интервалом
Tпрерыв=f(T0),
где Т0 - значение интервала очистки, измеренное между двумя действиями очистки стекла, из которых, по крайней мере, второе было инициировано водителем транспортного средства посредством манипуляций, предусмотренными для этого органами управления;
Тпрерыв - значение интервала очистки, в дальнейшем используемое системой стеклоочистки, до момента следующего изменения водителем;
f(x) - функциональное преобразование для получения Tпрерыв из Т0.
Вид функциональной зависимости выбирается производителем с учетом двух вышеизложенных факторов, а также вида транспортного средства и климатических условий его эксплуатации, статистических результатов моделирования загрязняемости стекла, сложности реализации функционального преобразователя и т.п.
Некоторые виды возможных функциональных зависимостей представлены на Фиг. 2. - кривые I, II, III. Для практического применения может быть использованы следующие функциональные преобразования:
Тпрерыв=3•T0/4
или
Tпрерыв=Tmax•[1-exp(-T0/Тmax)],
где Tmax - максимальная пауза работы щеток, например 50 сек.
Реализация предлагаемого способа управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства может осуществляться как программным путем, в случае использования в системе стеклоочистки программируемой схемы, так и аппаратным функциональным преобразователем.
Используемые источники информации
1. Патент DE 3529004 МКИ: B 60 S 1/08, опубликован 06.11.86 (прототип).
2. Патент US 5023467 МКИ: Н 02 Р 1/04, опубликован 11.07.91.
3. Патент DE 4205268 МКИ: B 60 S 1/08, опубликован 28.01.93.
4. Патент US 5166587 МКИ: B 60 S 1/08, опубликован 24.11.92.
5. Патент US 4375610 МКИ: Н 02 Р 3/08, опубликован 01.03.83.
6. Патент US 4492904 МКИ: Н 02 Р 1/10, опубликован 08.01.85.
7. Патент US 5254916 МКИ: Н 02 Р 1/00, опубликован 19.10.93.
8. Патент US 5648707 МКИ: Н 02 Р 1/04, опубликован 15.07.97.
9. Патент DЕ 4136724 МКИ: B 60 S 1/08, опубликован 13.05.93.
10. Международная заявка WO 97/10129 МКИ: B 60 S 1/00, опубликована 20.03.97.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОЧИСТКИ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА В АВТОМОБИЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2150397C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ | 1996 |
|
RU2166445C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОЧИСТКИ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА В АВТОМОБИЛЕ | 1995 |
|
RU2145554C1 |
СПОСОБ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОЧИСТКИ И ОМЫВАНИЯ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА АВТОМОБИЛЯ | 1999 |
|
RU2160677C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2297345C2 |
Система автоматической очистки стекла транспортного средства | 1988 |
|
SU1523433A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2185973C2 |
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ И ОМЫВАНИЯ БОКОВЫХ СТЕКОЛ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2013 |
|
RU2540296C2 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛЬДА С ВЕТРОВОГО СТЕКЛА | 1998 |
|
RU2228864C2 |
СИСТЕМА ОЧИСТКИ СТЕКЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2127676C1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к способам управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства. В способе управления интервал прерывистой очистки, используемый регулируемым звеном задержки органа управления системы очистки ветрового стекла, определяется как результат функционального преобразования величины промежутка времени, измеренного между двумя последовательными процедурами очистки стекла, из которых, по крайней мере, вторая была инициирована посредством манипуляции органом управления. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей системы очистки ветрового стекла автомобиля без изменения внутренней электропроводки автомобиля и конструкции рычага управления стеклоочистителем и омывателем ветрового стекла. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
DE 3529004 A, 06.11.1986 | |||
DE 3628497 A1, 03.03.1988 | |||
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОЧИСТКИ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА В АВТОМОБИЛЕ | 1995 |
|
RU2145554C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОЧИСТКИ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА В АВТОМОБИЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2150397C1 |
Авторы
Даты
2002-11-20—Публикация
2000-08-10—Подача