ФЮЗЕЛЯЖ САМОЛЕТА, ПРЕДНАПРЯЖЕННЫЙ ПОСТОЯННЫМ УСИЛИЕМ Российский патент 2002 года по МПК B64C1/12 B64C1/10 

Описание патента на изобретение RU2193504C2

Изобретение относится к самолетостроению.

Известен фюзеляж самолета (Киянов И.М. Преднапряжение трубопроводов, резервуаров, фюзеляжей постоянным усилием, создаваемым связью, авторское свидетельство N 1686059: Информационный листок N 161-98. - Оренбург, Оренбургский ЦНТИ, 1998), преднапряженный усилием с помощью высокопрочной проволоки и специальной связи, размещенных снаружи оболочки фюзеляжа.

Недостатком известного фюзеляжа, преднапряженного постоянным усилием, является то, что он имеет плохую обтекаемость. Кроме этого, наличие снаружи оболочки высокопрочной проволоки и связей, создающих в проволоке постоянное усилие, затрудняет обжатие оболочки при осуществлении технологии преднапряжения.

Технический результат - обеспечение гладкой поверхности оболочки фюзеляжа, хорошей обтекаемости и удобства осуществления технологии предварительного напряжения при высоком его качестве.

Техническое решение задачи обеспечивается тем, что в фюзеляже самолета, преднапряженном постоянным усилием с помощью поясов из высокопрочной проволоки и связей, пояса и связи размещены на внутренней поверхности оболочки (обшивки) фюзеляжа, при этом пояса помещены внутри ребер жесткости (шпангоутов), прикрепленных к внутренней поверхности оболочки фюзеляжа.

На фиг. 1 схематично изображен участок фюзеляжа (вид сбоку), на фиг.2 - разрез по А-А, на фиг.3 - разрез по Б-Б.

Фюзеляж самолета включает оболочку (обшивку) 1, преднапрягающие оболочку фюзеляжа самолета пояса 2, ребра жесткости (шпангоуты) 3, связи 4.

Оболочка фюзеляжа самолета испытывает большое давление воздуха изнутри. В оболочке 1 возникают нормальные напряжения, действующие в двух направлениях: кольцевых и им перпендикулярных - меридиональных. При этом нормальные напряжения в меридиональных сечениях в два раза больше, чем в кольцевых. Уже это говорит о необходимости ставить на определенном расстоянии друг от друга пояса 2. Расстояние между поясами устанавливается расчетом. Размещены пояса 2 внутри ребер жесткости 3. Пояса из высокопрочной проволоки необходимо преднапрягать. Но, во-первых, оболочка фюзеляжа самолета подвергается воздействию больших перепадов температур, во-вторых, коэффициент линейного расширения алюминиевого сплава и стали различен. Поэтому преднапрягать пояса необходимо постоянным при температурных и других перемещениях усилием, применив для этого специальные связи 4.

В фюзеляже можно разместить и пояса 3, и связи 4, чего нельзя сделать, например, в трубопроводах. Поскольку пояса работают на растяжение, а оболочка - на сжатие, то, размещая пояса внутри фюзеляжа, следует помешать их в ребрах жесткости 3.

Ребра жесткости выполняют несколько назначений: они увеличивают жесткость оболочки; увеличивают площадь меридионального поперечного сечения оболочки фюзеляжа самолета - ту площадь, по которой действуют в два раза большие нормальные напряжения; они заключают в себя пояса, работающие на растяжение.

Ребра жесткости, увеличивая жесткость оболочки, дают возможность увеличить постоянное усилие предварительного напряжения. Увеличение же усилия преднапряжения приводит к увеличению рациональности конструкции.

Поверхность оболочки фюзеляжа, будучи свободной от поясов и связей, обеспечит обтекаемость самолета. Кроме этого, свободная поверхность оболочки позволит обжимать фюзеляж, создавая в нем усилие предварительного напряжения.

Преднапряжение оболочки фюзеляжа постоянным усилием с помощью поясов из высокопрочной проволоки и связей, обеспечивающих постоянство усилия, дает экономию материала оболочки и проволоки, увеличивает надежность и долговечность конструкции, поскольку такое преднапряжение уменьшает вибрацию деталей и снижает амплитуды колебаний напряжений.

Экономия материала высокопрочной проволоки получается за счет того, что работа усилия в поясах, подсчитанная по теореме Клайперона, при постоянном его значении в два раза больше той работы, которая получается при обычном преднапряжении.

Экономия материала удешевляет конструкции и делает их легче, что для самолета имеет большое значение. Кроме экономии материала преднапряжение фюзеляжей постоянным усилием увеличивает прочность и надежность самолета в целом.

Оборудование фюзеляжей, преднапряженных постоянным усилием, производится обычным порядком. Стальные элементы защищаются от коррозии оцинковкой, обмазкой битумом или оболочкой из полихлорвинила. Теплоизоляция фюзеляжа помещается между ребрами жесткости, закрывая их.

Похожие патенты RU2193504C2

название год авторы номер документа
УЗЕЛ СТЫКА ОТСЕКОВ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА И ЕГО ГЕРМОШПАНГОУТ 2011
  • Баранов Юрий Александрович
  • Брянцев Сергей Федорович
RU2472671C1
УЗЕЛ СТЫКА ОТСЕКОВ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА И ЕГО ГЕРМОШПАНГОУТ 2011
  • Баранов Юрий Александрович
  • Промохов Алексей Валентинович
  • Гавва Сергей Николаевич
RU2472670C1
ЖЕСТКАЯ ОБОЛОЧКА ДЛЯ КРЫЛЬЕВ И ДРУГИХ ЧАСТЕЙ САМОЛЕТА 1926
  • Г. Юнкерс
SU5138A1
ШПАНГОУТ ПЕРЕМЕННОЙ ЖЕСТКОСТИ 2013
  • Рыбкин Иван Сергеевич
RU2519301C1
Панель крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов 2019
  • Васильев Валерий Витальевич
  • Палкин Александр Николаевич
  • Сисаури Виталий Ираклиевич
  • Азаров Андрей Валерьевич
  • Бабичев Антон Александрович
RU2734147C1
КОНСТРУКЦИЯ УЗЛА ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ ПЕРЕГОРОДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Энрике Вера-Вильярес
  • Игнасио Оутон-Эрнандес
RU2522538C2
ПАНЕЛЬ ИЗ СЛОИСТЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2012
  • Васильев Валерий Витальевич
  • Разин Александр Федорович
  • Никитюк Виктор Александрович
RU2518519C2
ОТСЕК СИЛОВОЙ КОНСТРУКЦИИ 2000
  • Власов И.А.
  • Максимов В.Н.
  • Пухов А.А.
  • Всехвальнов В.К.
RU2190556C2
ОБОЛОЧКА ОТСЕКА ГЕРМОФЮЗЕЛЯЖА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2014
  • Дубовиков Евгений Аркадьевич
  • Зиченков Михаил Чеславович
  • Кондаков Иван Олегович
  • Фомин Виктор Павлович
  • Шаныгин Александр Николаевич
RU2558493C1
СВЯЗЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ В БАЛКАХ И РАМАХ ПОСТОЯННОГО УСИЛИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ 2002
  • Киянов И.М.
RU2232843C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 193 504 C2

Реферат патента 2002 года ФЮЗЕЛЯЖ САМОЛЕТА, ПРЕДНАПРЯЖЕННЫЙ ПОСТОЯННЫМ УСИЛИЕМ

Изобретение относится к самолетостроению и касается технологии предварительного напряжения фюзеляжа самолета постоянным усилием. Фюзеляж самолета предварительно напряжен постоянным усилием с помощью поясов из высокопрочной проволоки. Эти пояса размещены на внутренней поверхности оболочки фюзеляжа. Пояса помещены внутри ребер жесткости. Ребра жесткости прикреплены к внутренней поверхности оболочки фюзеляжа. Технический результат реализации изобретения заключается в обеспечении гладкости поверхности оболочки фюзеляжа, хорошей обтекаемости самолета и удобства осуществления технологии предварительного напряжения при его высоком качестве. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 193 504 C2

Фюзеляж самолета, преднапряженный постоянным усилием с помощью поясов из высокопрочной проволоки, отличающийся тем, что пояса размещены на внутренней поверхности оболочки фюзеляжа, при этом пояса помещены внутри ребер жесткости, прикрепленных к внутренней поверхности оболочки фюзеляжа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2193504C2

Специализированный контейнер 1977
  • Мозгалин Владимир Михайлович
  • Гриценко Владимир Ефимович
  • Раюшкин Юрий Михайлович
SU854815A1
Связь для регулирования работы строительных и мостовых конструкций 1988
  • Киянов Иван Михайлович
SU1686059A1
Датчик температуры 1974
  • Зачатейский Евгений Евгеньевич
  • Ишал Владимир Абрамович
  • Угрюмов Виктор Георгиевич
  • Федоров Юрий Александрович
SU573725A1
ПЛАЗМЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЗАМКНУТЫМ ДРЕЙФОМ ЭЛЕКТРОНОВ 2000
  • Гопанчук В.В.
  • Козубский К.Н.
RU2196922C2

RU 2 193 504 C2

Авторы

Киянов И.М.

Михайлов В.П.

Даты

2002-11-27Публикация

2000-05-30Подача