Изобретение относится к самолетостроению.
Известен фюзеляж самолета (Киянов И.М. Преднапряжение трубопроводов, резервуаров, фюзеляжей постоянным усилием, создаваемым связью, авторское свидетельство N 1686059: Информационный листок N 161-98. - Оренбург, Оренбургский ЦНТИ, 1998), преднапряженный усилием с помощью высокопрочной проволоки и специальной связи, размещенных снаружи оболочки фюзеляжа.
Недостатком известного фюзеляжа, преднапряженного постоянным усилием, является то, что он имеет плохую обтекаемость. Кроме этого, наличие снаружи оболочки высокопрочной проволоки и связей, создающих в проволоке постоянное усилие, затрудняет обжатие оболочки при осуществлении технологии преднапряжения.
Технический результат - обеспечение гладкой поверхности оболочки фюзеляжа, хорошей обтекаемости и удобства осуществления технологии предварительного напряжения при высоком его качестве.
Техническое решение задачи обеспечивается тем, что в фюзеляже самолета, преднапряженном постоянным усилием с помощью поясов из высокопрочной проволоки и связей, пояса и связи размещены на внутренней поверхности оболочки (обшивки) фюзеляжа, при этом пояса помещены внутри ребер жесткости (шпангоутов), прикрепленных к внутренней поверхности оболочки фюзеляжа.
На фиг. 1 схематично изображен участок фюзеляжа (вид сбоку), на фиг.2 - разрез по А-А, на фиг.3 - разрез по Б-Б.
Фюзеляж самолета включает оболочку (обшивку) 1, преднапрягающие оболочку фюзеляжа самолета пояса 2, ребра жесткости (шпангоуты) 3, связи 4.
Оболочка фюзеляжа самолета испытывает большое давление воздуха изнутри. В оболочке 1 возникают нормальные напряжения, действующие в двух направлениях: кольцевых и им перпендикулярных - меридиональных. При этом нормальные напряжения в меридиональных сечениях в два раза больше, чем в кольцевых. Уже это говорит о необходимости ставить на определенном расстоянии друг от друга пояса 2. Расстояние между поясами устанавливается расчетом. Размещены пояса 2 внутри ребер жесткости 3. Пояса из высокопрочной проволоки необходимо преднапрягать. Но, во-первых, оболочка фюзеляжа самолета подвергается воздействию больших перепадов температур, во-вторых, коэффициент линейного расширения алюминиевого сплава и стали различен. Поэтому преднапрягать пояса необходимо постоянным при температурных и других перемещениях усилием, применив для этого специальные связи 4.
В фюзеляже можно разместить и пояса 3, и связи 4, чего нельзя сделать, например, в трубопроводах. Поскольку пояса работают на растяжение, а оболочка - на сжатие, то, размещая пояса внутри фюзеляжа, следует помешать их в ребрах жесткости 3.
Ребра жесткости выполняют несколько назначений: они увеличивают жесткость оболочки; увеличивают площадь меридионального поперечного сечения оболочки фюзеляжа самолета - ту площадь, по которой действуют в два раза большие нормальные напряжения; они заключают в себя пояса, работающие на растяжение.
Ребра жесткости, увеличивая жесткость оболочки, дают возможность увеличить постоянное усилие предварительного напряжения. Увеличение же усилия преднапряжения приводит к увеличению рациональности конструкции.
Поверхность оболочки фюзеляжа, будучи свободной от поясов и связей, обеспечит обтекаемость самолета. Кроме этого, свободная поверхность оболочки позволит обжимать фюзеляж, создавая в нем усилие предварительного напряжения.
Преднапряжение оболочки фюзеляжа постоянным усилием с помощью поясов из высокопрочной проволоки и связей, обеспечивающих постоянство усилия, дает экономию материала оболочки и проволоки, увеличивает надежность и долговечность конструкции, поскольку такое преднапряжение уменьшает вибрацию деталей и снижает амплитуды колебаний напряжений.
Экономия материала высокопрочной проволоки получается за счет того, что работа усилия в поясах, подсчитанная по теореме Клайперона, при постоянном его значении в два раза больше той работы, которая получается при обычном преднапряжении.
Экономия материала удешевляет конструкции и делает их легче, что для самолета имеет большое значение. Кроме экономии материала преднапряжение фюзеляжей постоянным усилием увеличивает прочность и надежность самолета в целом.
Оборудование фюзеляжей, преднапряженных постоянным усилием, производится обычным порядком. Стальные элементы защищаются от коррозии оцинковкой, обмазкой битумом или оболочкой из полихлорвинила. Теплоизоляция фюзеляжа помещается между ребрами жесткости, закрывая их.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЗЕЛ СТЫКА ОТСЕКОВ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА И ЕГО ГЕРМОШПАНГОУТ | 2011 |
|
RU2472671C1 |
УЗЕЛ СТЫКА ОТСЕКОВ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА И ЕГО ГЕРМОШПАНГОУТ | 2011 |
|
RU2472670C1 |
ЖЕСТКАЯ ОБОЛОЧКА ДЛЯ КРЫЛЬЕВ И ДРУГИХ ЧАСТЕЙ САМОЛЕТА | 1926 |
|
SU5138A1 |
ШПАНГОУТ ПЕРЕМЕННОЙ ЖЕСТКОСТИ | 2013 |
|
RU2519301C1 |
Панель крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов | 2019 |
|
RU2734147C1 |
КОНСТРУКЦИЯ УЗЛА ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ ПЕРЕГОРОДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2522538C2 |
ПАНЕЛЬ ИЗ СЛОИСТЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2012 |
|
RU2518519C2 |
ОТСЕК СИЛОВОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2000 |
|
RU2190556C2 |
ОБОЛОЧКА ОТСЕКА ГЕРМОФЮЗЕЛЯЖА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2014 |
|
RU2558493C1 |
СВЯЗЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ В БАЛКАХ И РАМАХ ПОСТОЯННОГО УСИЛИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ | 2002 |
|
RU2232843C2 |
Изобретение относится к самолетостроению и касается технологии предварительного напряжения фюзеляжа самолета постоянным усилием. Фюзеляж самолета предварительно напряжен постоянным усилием с помощью поясов из высокопрочной проволоки. Эти пояса размещены на внутренней поверхности оболочки фюзеляжа. Пояса помещены внутри ребер жесткости. Ребра жесткости прикреплены к внутренней поверхности оболочки фюзеляжа. Технический результат реализации изобретения заключается в обеспечении гладкости поверхности оболочки фюзеляжа, хорошей обтекаемости самолета и удобства осуществления технологии предварительного напряжения при его высоком качестве. 3 ил.
Фюзеляж самолета, преднапряженный постоянным усилием с помощью поясов из высокопрочной проволоки, отличающийся тем, что пояса размещены на внутренней поверхности оболочки фюзеляжа, при этом пояса помещены внутри ребер жесткости, прикрепленных к внутренней поверхности оболочки фюзеляжа.
Специализированный контейнер | 1977 |
|
SU854815A1 |
Связь для регулирования работы строительных и мостовых конструкций | 1988 |
|
SU1686059A1 |
Датчик температуры | 1974 |
|
SU573725A1 |
ПЛАЗМЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЗАМКНУТЫМ ДРЕЙФОМ ЭЛЕКТРОНОВ | 2000 |
|
RU2196922C2 |
Авторы
Даты
2002-11-27—Публикация
2000-05-30—Подача