Панель крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов Российский патент 2020 года по МПК B64C3/26 B32B3/08 

Описание патента на изобретение RU2734147C1

Изобретение относится к области авиастроения и может быть использовано в ракетной, судостроительной и автомобильной технике, а также в строительстве.

Панели, как конструкционные силовые элементы, широко распространены в различных областях машиностроения и строительства. Одной из таких областей является авиационная отрасль, в которой панели из композиционных материалов применяются в качестве элементов наружной обшивки летательных аппаратов: фюзеляжа, крыльев, оперения.

Известно крыло летательного аппарата, содержащее панели из слоистого композиционного материала (патент RU 2191137 С2 МПК В64С 3/44, опубликовано 20.10.2002, бюл. №29).

Известен способ изготовления элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов, оправка для осуществления способа изготовления планера самолета и элементы планера самолета из полимерных материалов, заключающийся в изготовлении обшивки с системой подкрепляющих перекрещивающихся ребер (патент RU 2312790 C1 В64С 1/00, опубликовано 20.12.2007, бюл. №35).

Известна панель из слоистых композиционных материалов, состоящая из гладкой пологой обшивки и силового набора перекрещивающихся ребер (патент RU 2518519 С2 В64С 3/20, опубликовано 10.06.2014, бюл. №16).

Во всех перечисленных решениях в конструкциях элементов летательных аппаратов используются панели из композиционных материалов, как наиболее эффективные по удельным прочности и жесткости.

Сложным местом в таких панелях является зона их соединения с ответными элементами общей конструкции.

Известен узел соединения элементов планера самолета из полимерных композиционных материалов (патент RU 2412860 C1 В64С 1/26, опубликовано 27.02.2011, бюл. №6), в котором элементы планера самолета из полимерных композиционных материалов крепятся к силовой конструкции центроплана болтами, расположенными, для фланцевого соединения, в продольных отверстиях силового пояса панели крыла, а для срезного соединения, в полках металлического корытообразного профиля, в котором располагается силовой пояс.

Известна сетчатая оболочка из композиционных материалов (патент RU 2684699 C1 F16L 9/12, опубликовано 11.04.2019, бюл. №11), содержащая соответствующий ее профилю силовой каркас в виде реберно-ячеистой структуры с концевыми металлическими шпангоутами, содержащими на своей внешней поверхности сходящиеся и расходящиеся пазы, в которых расположены ребра концевой части силового каркаса и центральное продольное резьбовое отверстие под соединительный элемент.

Недостатком конструкций по патентам RU 2412860, RU 2684699 является невозможность обеспечения необходимой прочности в зоне соединения панелей с ответными частями при увеличении габаритных размеров (увеличения размаха крыльев) и, соответственно, увеличении нагрузок на узел соединения, так как невозможно разместить в сечении силового пояса (по патенту RU 2412860) или шпангоута (по патенту RU 2684699) необходимое для обеспечения требуемой прочности количество элементов крепления (болтов, шпилек).

Сетчатая оболочка из композиционных материалов по патенту RU 2684699 является наиболее близкой к заявляемой по технической сущности и достигаемому результату и выбрана в качестве ближайшего аналога (прототипа).

Технической проблемой, на решение которой направлено изобретение, является создание конструкции панели из композиционных материалов на основе реберно-ячеистого каркаса, обеспечивающей повышение эксплуатационных характеристик и прочности зоны соединения панели с обеспечением высокой надежности.

Технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, заключается в расширении области применимости, по габаритам и грузоподъемности, панелей из композиционных материалов в конструкциях летательных аппаратов за счет повышения прочности, жесткости и надежности конструкции в зоне соединения путем заданного распределения соединительных элементов (болтов) по ширине и/или длине панели, повышении эксплуатационной и экономической эффективности конструкций панелей за счет возможности получения конструкций меньшей массы и стоимости, упрощения технологии и снижения трудоемкости изготовления крыла и оперения за счет предварительного совместного изготовления панели на основе реберно-ячеистой структуры с силовой пластиной для крепления к фюзеляжу.

Техническая проблема решается, а технический результат достигается тем, что в панеле крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов, содержащей силовой каркас в виде реберно-ячеистый структуры с наружной гладкой обшивкой, образованные слоями систем перекрывающихся высокопрочных и/или высокомодульных, скрепленных отвержденным полимерным связующим, нитей, и торцевой стыковочный металлический шпангоут, с системой перекрещивающихся пазов на своей внешней поверхности с расположенными в них ребрами каркаса, согласно изобретению стыковочный шпангоут выполнен в виде соответствующей профилю панели пластины, с шириной, как минимум, равной ширине одного ряда ячеек каркаса, и с распределенными по наружной поверхности между пазами углублениями, во всех или в некоторых из которых выполнены цилиндрические отверстия под элементы крепления, например болты или резьбовые шпильки, с расположением осей последних перпендикулярно внутренней поверхности пластины, причем в частных случаях выполнения изобретения, углубления выполнены в виде многоугольника с боковыми поверхностями эквидистантными боковым поверхностям пазов, углубления выполнены с цилиндрическими боковыми поверхностями, отверстия выполнены соосно с углублениями с цилиндрическими боковыми поверхностями, величина углублений равна, как минимум, высоте головки болта или гайки для шпильки, углубления в пластине и/или отверстия в них распределены в заданном порядке по ширине и/или длине панели, ребра каркаса расположены в продольном и/или поперечном и/или под углом к продольной оси панели направлениях или в любой комбинации из них.

Отличительными от прототипа признаками заявленной панели являются следующие:

а) признаки, обеспечивающие получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны:

- стыковочный шпангоут выполнен в виде соответствующей профилю панели пластины,

- с шириной, как минимум, равной ширине одного ряда ячеек каркаса,

- и с распределенными по наружной поверхности между пазами углублениями,

- во всех или в некоторых из которых выполнены цилиндрические отверстия под элементы крепления, например болты или резьбовые шпильки,

- с расположением осей последних перпендикулярно внутренней поверхности пластины.

б) признаки, характеризующие изобретение в частных случаях:

- углубления выполнены в виде многоугольника с боковыми поверхностями эквидистантными боковым поверхностям пазов,

- углубления выполнены с цилиндрическими боковыми поверхностями,

- отверстия выполнены соосно с углублениями с цилиндрическими боковыми поверхностями,

- величина углублений равна, как минимум, высоте головки болта или гайки для шпильки,

- углубления в пластине и/или отверстия в них распределены в заданном порядке по ширине и/или длине панели,

- ребра каркаса расположены в продольном и/или поперечном и/или под углом к продольной оси панели направлениях или в любой комбинации из них.

Указанные отличительные признаки, каждый в отдельности и все вместе, направлены на достижение заявленного результата и являются существенными. В предшествующем уровне техники представленная в формуле изобретения совокупность известных и отличительных признаков не известна и, следовательно, изобретение соответствует критерию «новизна».

В предлагаемой конструкции панели из композиционных материалов зона крепления к силовым элементам самолета, в отличие от известных решений, разнесена по длине панели с сохранением непрерывности ребер каркаса, что обеспечивает возможность увеличения количества соединительных элементов (болтов) с необходимым распределением их расположения по ширине и/или длине панели в пределах необходимой ширины пластины. Наличие углублений позволяет максимально облегчить массу пластины и утопить головки болтов или гаек шпилек для обеспечения гладкой наружной поверхности крыла или оперения. Конечная гладкость поверхности обеспечивается заполнением углублений, после установки болтов, пластическими массами с последующей зачисткой.

В зависимости от действующих нагрузок и количества необходимых крепежных элементов (болтов или шпилек) пластина выполняется заданной ширины с расположением болтов в один, два или более рядов от стыковочной кромки панели. При этом, в зависимости от конструктивных особенностей, крепежные элементы могут располагаться с разным количеством от ряда к ряду.

Расположение болтов в несколько рядов позволяет обеспечить плавное перераспределение нагрузок от мест крепления к каркасу панели из композиционных материалов.

Предлагаемая панель, представляет единую монолитную конструкцию силового каркаса с соединительной пластиной, что обеспечивает высокую прочность и надежность их соединения, объединяет в одном технологическом процессе изготовление панели с стыковочной пластиной, что сокращает номенклатуру технологического оборудования и удешевляет производство, снижает трудоемкость и способствует повышению качества сборки крыла или оперения летательного аппарата.

Подобная конструкция может быть использована и при изготовлении обшивок фюзеляжа, в ракетной, судостроительной, автомобилестроительной областях, в строительстве, например в качестве панелей мостов, перекрытий сооружений и т.д.

Конструкция панели по предложенному техническому решению промышленно осуществима с использованием известных средств и методов и обеспечивает реализацию указанного назначения.

Изобретение поясняется описанием конкретного, но не ограничивающего его, примера реализации и прилагаемыми чертежами.

На фиг. 1 представлена заявленная панель крыла или оперения летательного аппарата, на фиг. 2 - панель в плане с наклонным расположением ребер и поперечными ребрами в зоне пластины, на фиг. 3 - панель с продольным и поперечным расположением ребер, на фиг. 4 - сечение панели в зоне расположения пластины.

Панель крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов 1, содержащая силовой каркас в виде реберно-ячеистый структуры 2 с наружной гладкой обшивкой 3, образованные слоями систем перекрывающихся высокопрочных и/или высокомодульных, скрепленных отвержденным полимерным связующим, нитей, и торцевой стыковочный металлический шпангоут 4, с системой перекрещивающихся пазов 5 на своей внешней поверхности с расположенными в них ребрами каркаса 6. В пластине 4 выполнены, распределенные по наружной поверхности между пазами 5 углубления 7, во всех или в некоторых из которых выполнены цилиндрические отверстия 8 под элементы крепления, например болты или резьбовые шпильки (условно пунктирными линиями показано расположение головок болтов 9).

Углубления 7, в частном случае, могут быть выполнены в виде многоугольника (фиг. 2) или с цилиндрической боковой поверхностью (фиг. 3) и при этом такой глубины, чтобы обеспечивалось полное утопание головок болтов (9) или гаек шпилек.

Углубления с расположенными в них элементами крепления (болтами) могут располагаться в один, два и более рядов от стыковочной кромки панели в зависимости от действующих нагрузок и нагруженности конкретного конструктивного исполнения.

Экспериментальная проверка, проводимая на серийном предприятии с использованием промышленного оборудования, подтвердила высокую прочность, надежность и эксплуатационную эффективность предложенной конструкции.

Похожие патенты RU2734147C1

название год авторы номер документа
Панель крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов 2016
  • Васильев Валерий Витальевич
  • Разин Александр Федорович
  • Сисаури Виталий Ираклиевич
RU2628416C1
СЕТЧАТАЯ ОБОЛОЧКА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2018
  • Андронов Александр Иванович
  • Бабичев Антон Александрович
  • Васильев Валерий Витальевич
  • Палкин Александр Николаевич
  • Сисаури Виталий Ираклиевич
RU2684699C1
НЕРВЮРА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЕЕ ПЛОСКОЙ РЕБЕРНО-ЯЧЕИСТОЙ СТРУКТУРЫ 1997
  • Васильев В.В.(Ru)
  • Разин А.Ф.(Ru)
  • Бунаков В.А.(Ru)
  • Солдатов С.А.(Ru)
  • Захаревич Л.П.(Ru)
  • Салов В.А.(Ru)
  • Волдман Микаэл
RU2116934C1
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА 1997
  • Симонов М.П.
  • Блинов А.И.
  • Савельевских Е.П.
  • Лапшин М.Е.
  • Капралов И.Н.
  • Чмеренко В.П.
  • Рябышкин Ю.А.
  • Пылаев В.Н.
  • Емелин Р.Н.
  • Присяжнюк О.Е.
  • Прокофьев Б.А.
  • Вахрушев Б.А.
  • Коган Ю.А.
  • Капцевич В.К.
  • Погребинский Е.Л.
  • Соколов А.Н.
RU2173654C2
ОБОЛОЧКА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2013
  • Сисаури Виталий Ираклиевич
  • Романов Анатолий Федорович
  • Алеев Владимир Александрович
  • Никитин Олег Дмитриевич
  • Медведев Эдуард Борисович
RU2531108C1
КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВАЯ СХЕМА ПЛАНЕРА МАЛОЗАМЕТНОГО ОДНОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА 2022
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Иванов Алексей Ильич
  • Казеннов Сергей Константинович
  • Китаев Максим Викторович
  • Джорбенадзе Ираклий Семенович
  • Полшков Александр Евгеньевич
  • Асташкин Алексей Владимирович
  • Джорбенадзе Карл Семенович
  • Столяров Дмитрий Владимирович
RU2798303C1
Устройство для испытания панелей 2017
  • Вермель Владимир Дмитриевич
  • Наумов Сергей Михайлович
  • Никуленко Алексей Алексеевич
  • Петунина Ирина Николаевна
  • Титов Сергей Анатольевич
  • Чернышев Леонид Леонидович
  • Яшутин Андрей Григорьевич
RU2653774C1
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2010
  • Блинов Александр Иванович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Коган Юрий Аронович
  • Лапшин Михаил Евгеньевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Стрелец Михаил Юрьевич
RU2462395C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНЕРА САМОЛЕТА ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОПРАВКА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАНЕРА САМОЛЕТА И ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНЕРА САМОЛЕТА ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2006
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Васильев Валерий Витальевич
  • Разин Александр Федорович
RU2312790C1
ТРУБА-ОБОЛОЧКА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2002
  • Антипов Ю.В.
  • Барынин В.А.
  • Конкина Г.Г.
  • Кульков А.А.
  • Шарафанов В.Т.
RU2238472C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 734 147 C1

Реферат патента 2020 года Панель крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов

Изобретение относится к области авиастроения. Панель крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов содержит силовой каркас в виде реберно-ячеистый структуры 2 с наружной гладкой обшивкой 3, образованные слоями систем перекрывающихся высокопрочных и/или высокомодульных, скрепленных отвержденным полимерным связующим нитей и торцевой стыковочный металлической пластины 4, с системой перекрещивающихся пазов 5 на своей внешней поверхности с расположенными в них ребрами каркаса 6 и углублениями 7, во всех или в некоторых из которых выполнены цилиндрические отверстия 8 под, например, болты или резьбовые шпильки с расположением осей последних перпендикулярно внутренней поверхности пластины. Изобретение направлено на повышение прочности и надежности соединения панели с силовыми элементами летательного аппарата. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 734 147 C1

1. Панель крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов, содержащая силовой каркас в виде реберно-ячеистый структуры с наружной гладкой обшивкой, образованные слоями систем перекрывающихся высокопрочных и/или высокомодульных, скрепленных отвержденным полимерным связующим нитей и торцевой стыковочный металлический шпангоут, с системой перекрещивающихся пазов на своей внешней поверхности с расположенными в них ребрами каркаса, отличающаяся тем, что стыковочный шпангоут выполнен в виде соответствующей профилю панели пластины, с шириной, как минимум, равной ширине одного ряда ячеек каркаса, и с распределенными по наружной поверхности между пазами углублениями, во всех или в некоторых из которых выполнены цилиндрические отверстия под элементы крепления, например, болты или резьбовые шпильки, с расположением осей последних перпендикулярно внутренней поверхности пластины.

2. Панель по п. 1, отличающаяся тем, что углубления выполнены в виде многоугольника с боковыми поверхностями, эквидистантными боковым поверхностям пазов.

3. Панель по п. 1, отличающаяся тем, что углубления выполнены с цилиндрическими боковыми поверхностями.

4. Панель по п. 3, отличающаяся тем, что отверстия выполнены соосно с углублениями с цилиндрическими боковыми поверхностями.

5. Панель по п. 1, отличающаяся тем, что величина углублений равна, как минимум, высоте головки болта или гайки для шпильки.

6. Панель по п. 1, отличающаяся тем, что углубления в пластине и/или отверстия в них распределены в заданном порядке по ширине и/или длине панели.

7. Панель по п. 1, отличающаяся тем, что ребра каркаса расположены в продольном и/или поперечном и/или под углом к продольной оси панели направлениях или в любой комбинации из них.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2734147C1

Панель крыла или оперения летательного аппарата из слоистых композиционных материалов 2016
  • Васильев Валерий Витальевич
  • Разин Александр Федорович
  • Сисаури Виталий Ираклиевич
RU2628416C1
ПАНЕЛЬ ИЗ СЛОИСТЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2012
  • Васильев Валерий Витальевич
  • Разин Александр Федорович
  • Никитюк Виктор Александрович
RU2518519C2
US 9108718 B2, 18.08.2015
СЕТЧАТАЯ ОБОЛОЧКА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2018
  • Андронов Александр Иванович
  • Бабичев Антон Александрович
  • Васильев Валерий Витальевич
  • Палкин Александр Николаевич
  • Сисаури Виталий Ираклиевич
RU2684699C1
КОНСТРУКЦИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА, ОСНОВНОЕ КРЫЛО И ФЮЗЕЛЯЖ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СОДЕРЖАЩИЕ УКАЗАННУЮ КОНСТРУКЦИЮ 2010
  • Есида Синити
  • Танака Хидэаки
  • Танака Юя
RU2518927C2

RU 2 734 147 C1

Авторы

Васильев Валерий Витальевич

Палкин Александр Николаевич

Сисаури Виталий Ираклиевич

Азаров Андрей Валерьевич

Бабичев Антон Александрович

Даты

2020-10-13Публикация

2019-12-10Подача