Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к охлаждаемым турбинам ГТД.
Известна охлаждаемая турбина ГТД [1].
Из известных охлаждаемых турбин наиболее близкой к предложенной является охлаждаемая турбина ГТД, содержащая рабочее колесо с выполненными в диске каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам, сопловой аппарат закрутки, выходные каналы которого направлены в сторону вращения рабочего колеса, причем между выходом соплового аппарата закрутки и диском образована кольцевая полость, и дополнительный диск, соединенный с диском рабочего колеса и образующий с ним безлопаточный диффузор, вход которого сообщен с кольцевой полостью, а выход - с каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам [2].
В указанной конструкции элементы турбины охлаждаются воздухом, поступающим через выходные каналы аппарата закрутки, кольцевую полость, безлопаточный диффузор и каналы подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам.
Недостатком этого технического решения является то, что подача охлаждающего воздуха от аппарата закрутки к рабочему колесу турбины производится с большими потерями полного давления и высоким уровнем его температуры. Это обусловлено большими потерями полного давления высокоскоростного воздушного потока, выходящего из каналов соплового аппарата закрутки, вследствие большого угла поворота его при входе в безлопаточный диффузор (через удар о диск рабочего колеса), а также наличием большого гидравлического сопротивления в виде лабиринтного уплотнения между газовоздушным трактом турбины в зоне перед рабочим колесом и кольцевой полостью, что приводит к росту давления в последней, уменьшению перепада на выходных каналах аппарата закрутки и снижению скорости на выходе из них. Это обстоятельство, в свою очередь, повышает температуру воздушного потока в кольцевой полости и тем самым снижает возможность получения более низкотемпературного потока в каналах подвода охлаждающего воздуха. Кроме того, потери полного давления охлаждающего воздуха обусловлены гидравлическими потерями в безлопаточном диффузоре, так как его проточная часть загромождена конструктивными элементами и элементами крепежа.
Задачей изобретения является повышение эффективности охлаждения элементов рабочего колеса турбины путем снижения температуры воздушного потока и увеличения его скорости в тракте охлаждения.
Указанная задача решается тем, что в известной охлаждаемой турбине ГТД, содержащей рабочее колесо с выполненными в диске каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам, сопловой аппарат закрутки, выходные каналы которого направлены в сторону вращения рабочего колеса, причем между выходом соплового аппарата закрутки и диском образована кольцевая полость, и дополнительный диск, соединенный с диском рабочего колеса и образующий с ним безлопаточный диффузор, вход которого сообщен с кольцевой полостью, а выход - с каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам, выходные каналы соплового аппарата закрутки выполнены в виде сопел Лаваля и дополнительно повернуты в радиальном направлении так, что средняя линия каждого канала образует с продольной осью двигателя угол в интервале 15-90o, а кольцевая полость сообщена непосредственно с газовоздушным трактом турбины в зоне перед рабочим колесом. Кроме того, соединение дополнительного диска с диском рабочего колеса вынесено за пределы безлопаточного диффузора.
Выполнение выходных каналов соплового аппарата закрутки в виде сопел Лаваля увеличивает выходную скорость воздушного потока и тем самым снижает температуру воздушного потока в безлопаточном диффузоре.
Сообщение кольцевой полости непосредственно с газовоздушным трактом турбины в зоне перед рабочим колесом позволяет повысить перепад давления на выходных каналах соплового аппарата закрутки, повысить выходную скорость и таким образом снизить температуру воздушного потока, поступающего в рабочее колесо.
Вынесение соединения дополнительного диска с диском рабочего колеса за пределы безлопаточного диффузора позволяет дополнительно снизить потери воздушного потока в вихревом диффузоре, так как в этом случае последний выполняется гидравлически гладким.
Предложенное техническое решение позволяет значительно повысить эффективность охлаждения элементов рабочего колеса (диска, рабочих лопаток) охлаждаемой турбины за счет снижения температуры воздушного потока и уменьшения потерь давления в тракте охлаждения рабочего колеса и таким образом увеличить надежность и ресурс двигателя.
На фиг.1 показан продольный разрез охлаждаемой турбины;
на фиг. 2 - разрез по каналам соплового аппарата закрутки в направлении вращения рабочего колеса;
на фиг. 3 - разрез по каналам соплового аппарата закрутки в радиальном направлении.
Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя содержит рабочее колесо 1 с выполненными в диске 2 каналами подвода охлаждающего воздуха 3 к рабочим лопаткам 4, сопловой аппарат закрутки 5, выходные каналы 6 которого направлены в сторону вращения рабочего колеса 1, причем между выходом соплового аппарата закрутки 5 и диском 2 образована кольцевая полость 7, и дополнительный диск 8, соединенный с диском 2 рабочего колеса 1 и образующий с ним безлопаточный диффузор 9, вход 10 которого сообщен с кольцевой полостью 7, а выход 11 - с каналами 3 в диске 2 для подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам 4. Выходные каналы 6 аппарата закрутки 5 выполнены в виде сопел Лаваля и дополнительно повернуты в радиальном направлении, причем средняя линия 12 каждого канала 6 образует с продольной осью двигателя угол α в интервале 15-90o. Кольцевая полость 7 сообщена непосредственно с газовоздушным трактом 13 турбины в зоне 14 перед рабочим колесом 1. Соединение 15 дополнительного диска 8 с диском 2 рабочего колеса 1 вынесено за пределы радиального безлопаточного диффузора 9.
Охлаждаемая турбина работает следующим образом. Воздух соплового аппарата закрутки 5 поступает в выходные каналы 6, а через них, закрученный в направлении вращения рабочего колеса 1 и одновременно повернутый в радиальном направлении, выбрасывается в кольцевую полость 7. Из кольцевой полости 7 основной поток воздуха через вход 10 поступает в безлопаточный, образованный дисками 8 и 2 диффузор 9, а из него через выход 11 направляется в каналы подвода охлаждающего воздуха 3 и далее в охлаждаемые рабочие лопатки 4 и из них в газовоздушный тракт 13 турбины. Небольшая доля воздушного потока из кольцевой полости 7 поступает в зону 14 газовоздушного тракта 13 турбины.
В результате при подаче охлаждающего воздуха от аппарата закрутки к рабочему колесу мы имеем сочетание уменьшенной температуры воздушного потока с минимальными потерями его давления. Именно пониженный уровень температуры с увеличенным располагаемым перепадом давления обеспечивают эффективное охлаждение всех элементов рабочего колеса (диска, рабочих лопаток и т.д.), что, в конечном счете, повышает надежность конструкции турбины и увеличивает ресурс двигателя.
Источники информации
1. Патент Великобритании 1291694, F 02 C 7/12, опубл. 4.10.1972 г.
2. Патент США 4435123, F 01 D 5/18, опубл. 6.03.1984 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Охлаждаемая турбина высокого давления | 2015 |
|
RU2614453C1 |
ОХЛАЖДАЕМАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2353777C1 |
ОХЛАЖДАЕМАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603699C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2008 |
|
RU2387846C1 |
Устройство для запуска газотурбинного двигателя | 2016 |
|
RU2635164C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2490473C1 |
Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя | 2017 |
|
RU2639443C1 |
Устройство для запуска газотурбинного двигателя | 2016 |
|
RU2634444C1 |
Охлаждаемая турбина высокого давления | 2015 |
|
RU2614909C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБИНЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2196239C2 |
Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя содержит рабочее колесо с выполненными в диске каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам, сопловой аппарат закрутки, выходные каналы которого направлены в сторону вращения рабочего колеса. Между выходом соплового аппарата закрутки и диском образована кольцевая полость. Охлаждаемая турбина содержит также дополнительный диск, соединенный с диском рабочего колеса и образующий с ним безлопаточный диффузор. Вход безлопаточного диффузора сообщен с кольцевой полостью, а выход - с каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам. Выходные каналы соплового аппарата закрутки выполнены в виде сопел Лаваля и дополнительно повернуты в радиальном направлении так, что средняя линия каждого канала образует с продольной осью двигателя угол в интервале 15-90o. Кольцевая полость сообщена непосредственно с газовоздушным трактом турбины в зоне перед рабочим колесом. Изобретение повышает эффективность охлаждения элементов рабочего колеса турбины путем снижения температуры воздушного потока и увеличения его скорости в тракте охлаждения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 4435123 А, 06.03.1984 | |||
Траверса опоры линии электропередачи | 1985 |
|
SU1291694A1 |
ЕМИН O.H., ЗАРИЦКИЙ С.П | |||
Воздушные и газовые турбины с одиночными соплами | |||
- М.: Машиностроение, 1975, с.8-17, 102-106 | |||
US 5333993 А, 02.08.1994 | |||
US 3291447 А, 13.12.1966 | |||
СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 1991 |
|
RU2028461C1 |
СОПЛОВОЙ АППАРАТ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1992 |
|
RU2035594C1 |
Авторы
Даты
2003-01-10—Публикация
2001-06-21—Подача