СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ДВС Российский патент 2003 года по МПК F02D41/00 

Описание патента на изобретение RU2196910C2

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе управления подачей топлива в камеры сгорания многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания (далее - ДВС), снабженной датчиками ионной проводимости в камерах сгорания и датчиком кислорода в отработавших газах двигателя.

Известно устройство датчика ионной проводимости в камере сгорания ДВС, см. патент РФ 2103543, МПК6 F 02 P 17/00, публ. 27.01.98 г. Датчик имеет весьма простую конструкцию и может быть легко интегрирован в элементы системы зажигания ДВС, например, в соединитель свечи или катушку зажигания.

Известно устройство датчика кислорода в отработавших газах ДВС, см. заявку Германии DE 4342731, МПК6 G 01 N 27/407, публ. 02.02.95 г. Датчик кислорода является сложным и весьма дорогостоящим изделием.

Известен способ контроля рабочего процесса ДВС, см. патент РФ 2105188, МКИ 5 F 02 P 17/00, публ. 20.02.98 г., при котором контроль состава топливовоздушной смеси осуществляют по сигналам датчиков ионной проводимости, размещенных в камерах сгорания ДВС.

Известна (см. 1) система контроля состава топливовоздушной смеси в камере сгорания одноцилиндрового ДВС, включающая в себя датчик ионной проводимости, размещенный в камере сгорания, и датчик кислорода, размещенный в выпускной трубе ДВС.

За прототип заявляемого способа управления подачей топлива взят способ управления составом топливовоздушной смеси в каждой камере сгорания многоцилиндрового ДВС по показаниям датчиков режима работы двигателя, в том числе, датчиков кислорода, установленных на выходе каждой из камер сгорания, описанный в заявке Японии 61-215433, МКИ F 02 D 41/14, 41/36, публ. 25.09.86 г.

Достоинством прототипа является возможность точного регулирования топливовоздушной смеси в каждой камере сгорания многоцилиндрового ДВС.

Недостатком способа является высокая стоимость системы управления, связанная с применением нескольких дорогостоящих датчиков кислорода.

Задачей заявляемого изобретения является создание способа управления подачей топлива в многоцилиндровый ДВС с индивидуальной коррекцией подачи топлива для каждого из цилиндров двигателя, реализуемого в недорогой системе управления ДВС.

Указанная задача решается в способе управления подачей топлива в многоцилиндровый ДВС, при котором в процессе работы ДВС измеряют количество кислорода в отработавших газах и рассчитывают по результатам измерения топливоподачу в цилиндры.

Задача решается тем, что измеряют также ионную проводимость в камерах сгорания, а величину топливоподачи для каждого цилиндра корректируют в соответствии с измеренным значением ионной проводимости в камере сгорания данного цилиндра. При этом величину коррекции топливоподачи могут вычислять в соответствии с текущим и предшествующим измеренными значениями ионной проводимости в камере сгорания.

На фиг.1 изображена структурная схема системы управления подачей топлива в ДВС.

На фиг. 2 изображена схема индивидуальной коррекции базовой топливоподачи.

Заявляемый способ может быть реализован в системе управления многоцилиндрового ДВС, см. фиг. 1, включающей в себя датчики 1 режима работы ДВС (например, датчик положения коленчатого вала, датчик массового расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, датчик температуры окружающей жидкости и т.п.), блок 4 управления ДВС, топливные форсунки 5, установленные во впускной трубе двигателя, индивидуальные датчики 3 ионной проводимости, по одному на каждую камеру сгорания, и датчик 2 кислорода в отработавших газах, установленный в выпускной трубе ДВС.

По сигналам датчиков режима работы 1 рассчитывают базовую топливоподачу в цилиндры ДВС. Сигнал датчика кислорода в отработавших газах 2 используется для коррекции базовой топливоподачи в целом по всем цилиндрам на одну и ту же величину. Для индивидуальной (поцилиндровой) коррекции топливоподачи используется информация датчиков ионной проводимости 3.

Для реализации способа выполняют следующие действия.

Определяют режим работы двигателя, в том числе, по количеству кислорода в отработавших газах.

Рассчитывают топливоподачу в цилиндры ДВС.

Измеряют ионную проводимость в каждой камере сгорания.

Вследствие разброса параметров форсунок и впускных трактов, состав топливовоздушной смеси, попадающий в каждую из камер сгорания, будет различным. Следовательно, будут различны и параметры ионной проводимости в камерах сгорания.

Рассчитывают величину коррекции топливоподачи для каждого цилиндра ДВС в соответствии с измеренными значениями ионной проводимости в соответствующей камере сгорания.

Осуществляют подачу скорректированного количества топлива в каждую камеру сгорания.

Сумма поцилиндровых топливоподач, скорректированных индивидуально для каждого цилиндра по ионной проводимости, не должна отличаться от общей топливоподачи, скорректированной по датчику кислорода в выхлопных газах. Это условие должно выполняться для обеспечения заданного состава топливной смеси, регулируемого с помощью датчика кислорода в отработавших газах.

Величина индивидуальной коррекции топливоподачи определяется двумя параметрами, см. фиг. 2. Первый параметр 6 - интегральная коррекция по датчику кислорода в отработавших газах. Вторым параметром (термы 7, 8, 9, 10 на фиг. 2) являются индивидуальные коррекции, определяемые по сигналу датчика ионной проводимости.

Это может быть реализовано, например, следующим образом:
1) На выборке заданного числа n рабочих циклов двигателя определяют среднее значение параметра ионной проводимости в камере сгорания цилиндров двигателя:

где i - номер цилиндра двигателя, i=1, ..., m,
m - число цилиндров двигателя,
Аij - величина параметра ионной проводимости в камере сгорания i-го цилиндра в j-м цикле, j=1, ..., n.

В качестве параметра ионной проводимости может измеряться, например, амплитуда ионного тока между электродами датчика, установленного в камере сгорания двигателя. В качестве электродов датчика ионного тока целесообразно использовать электроды свечи зажигания, как это описано в [1].

2) На упомянутой выборке n рабочих циклов двигателя определяют среднее значение параметра ионной проводимости для всех цилиндров:

3) Находят отклонения Δi средних значений от среднего значения

4) Вычисляют величину Qi индивидуальной коррекции топливоподачи, например, используя ПИ - регулирование.

Qi = kiΔi+kpriprevi

),
где ki - коэффициент интегральной составляющей ПИ-регулятора,
kpr - коэффициент пропорциональной составляющей ПИ-регулятора,
Δi - отклонение параметра ионной проводимости в текущем цикле регулирования,
Δprevi
- отклонение параметра ионной проводимости в предыдущем цикле регулирования,
Qi - индивидуальная коррекция топливоподачи.

5) Корректируют топливоподачу в каждый из цилиндров двигателя с целью минимизации отклонений Δi. При этом алгебраическая сумма коррекций .

Заявляемый способ позволяет добиться оптимального состава топливовоздушной смеси в каждом цилиндре ДВС для получения минимальной токсичности отработанных газов путем учета при управлении подачей топлива индивидуальных для каждого цилиндра параметров впускных трактов воздуха и топлива.

Список литературы
1. Eric N. Salles, Edward A. VanDyne, and Alexandre M. Wahl, Adrenaline Research, Inc. ; Kenneth Ration and Ming-Chia Lai, Wayne State University. "In-Cylinder Air/Fuel Ratio Approximation Using Spark Gap Ionization Sensing". SAE 980166. Society of Automotive Engineers, Inc., Warrendale, Pensilvania, 1998.

Похожие патенты RU2196910C2

название год авторы номер документа
МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Фесина М.И.
  • Соколов А.В.
RU2177555C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВС 1999
  • Миронов Ю.В.
  • Малышев А.В.
  • Дударь Д.Б.
  • Федоренко Ю.М.
RU2170359C2
МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Фесина М.И.
  • Соколов А.В.
RU2187667C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДВС 2003
  • Малышев Александр Викторович
  • Миронов Юрий Васильевич
  • Федоренко Юрий Михайлович
RU2267633C2
МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Фесина М.И.
  • Соколов А.В.
  • Старобинский Р.Н.
RU2187668C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАЗЫ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДВС 2002
  • Федоренко Ю.М.
  • Миронов Ю.В.
  • Малышев А.В.
RU2242733C2
СПОСОБ ОСТАНОВКИ ДВС 2002
  • Федоренко Ю.М.
  • Малышев А.В.
  • Миронов Ю.В.
RU2242627C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ИОННОГО ТОКА, ПРОТЕКАЮЩЕГО В ЦИЛИНДРЕ ДВС 1999
  • Малышев А.В.
  • Миронов М.Ю.
RU2171394C2
МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Фесина М.И.
  • Соколов А.В.
RU2218466C2
Многоцилиндровый двигатель внутреннего сгорания (варианты) 2001
  • Фесина М.И.
  • Соколов А.В.
RU2225518C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 196 910 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам управления подачей топлива в камеры сгорания многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания. Изобретение направлено на создание способа управления подачей топлива для каждого из цилиндров двигателя, реализуемого в недорогой системе управления ДВС. В способе управления подачей топлива в многоцилиндровый ДВС в процессе работы ДВС измеряют количество кислорода в отработавших газах и рассчитывают по результатам измерения топливоподачу в цилиндры. Измеряют также ионную проводимость в камерах сгорания, а величину топливоподачи для каждого цилиндра корректируют в соответствии с измеренным значением ионной проводимости в камере сгорания. Коррекция топливоподачи может быть вычислена в соответствии с текущим и предшествующим значениями ионной проводимости в камере сгорания. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 196 910 C2

1. Способ управления подачей топлива в многоцилиндровый ДВС, при котором в процессе работы ДВС измеряют количество кислорода в отработавших газах и рассчитывают по результатам измерения топливоподачу в цилиндры, отличающийся тем, что измеряют также ионную проводимость в камерах сгорания, а величину топливоподачи для каждого цилиндра корректируют в соответствии с измеренным значением ионной проводимости в камере сгорания. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что коррекцию топливоподачи вычисляют в соответствии с текущим и предшествующим значениями ионной проводимости в камере сгорания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2196910C2

Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1
СОЕДИНИТЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ С ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ 1995
  • Малышев А.В.
  • Мелешко Н.И.
RU2103543C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДВС 1996
  • Малышев А.В.
  • Бакиров Р.Р.
  • Гаджиев Ф.М.
  • Дударь Д.Б.
  • Кабаков С.М.
  • Миронов Ю.В.
  • Прокофьев С.П.
  • Федоренко Ю.М.
  • Черепанов О.Г.
  • Шпилев С.А.
RU2105188C1
СИСТЕМА ВПРЫСКА ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Громыко Петр Семенович
  • Громыко Дмитрий Петрович
RU2097592C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПО МЕЖЦИКЛОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1989
  • Каменев В.Ф.
  • Кутенев В.Ф.
  • Ефременков С.А.
  • Довгалюк А.Ю.
  • Гирявец А.К.
RU2029124C1
DE 4342731 A1, 02.02.1995
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО МЕХАНИКЕ ЧЕРВЯЧНО-ВИН ГОВЫХПЕРЕДАЧ 0
SU315198A1
JP 8121221 А, 14.05.1996
УСТРОЙСТВО к УЛЬТРАЗВУКОВОМУ ДЕФЕКТОСКОПУ 0
  • Витель Г. А. Привалов
SU408206A1

RU 2 196 910 C2

Авторы

Малышев А.В.

Миронов М.Ю.

Федоренко М.Ю.

Даты

2003-01-20Публикация

2000-05-23Подача