Изобретение относится к транспорту, а именно к транспортным средствам, преимущественно агрегатируемым с различным технологическим оборудованием, и может быть использовано преимущественно в коммунальном и лестном хозяйстве, а также при строительстве дорог и других объектов.
Известно транспортное средство, состоящее из силового модуля со смонтированными на его раме силовой установкой и постом управления, грузового модуля с установленным на его раме технологическим оборудованием и двумя сцепными шарнирными устройствами для их соединения: одно в передней части силового модуля, а второе в задней его части [1].
Недостатком этого устройства является необходимость перестыковки грузового модуля с передней части силового модуля на заднюю и, наоборот, в зависимости от требований обзорности и удобства работы с установленным на грузовом модуле навесным технологическим оборудованием.
Известно также транспортное средство на основе силового модуля со смонтированными на его раме силовой установкой, поворотным постом управления, грузового модуля с установленным на его раме технологическим оборудованием и шарнирного сцепного устройства для их соединения. Кроме того, с противоположной стороны от сцепного шарнирного устройства на раме силового модуля смонтированы места крепления дополнительного навесного технологического оборудования [2].
К недостаткам этого известного устройства относится то, что оно не позволяет в зависимости от требований технологического оборудования обеспечить возможности перехода от рулевого управления за счет изменения угла в сочленении между силовым и грузовым модулями к управлению за счет поворота колес грузового модуля, например, для работы с грейдерным оборудованием.
Наиболее близким к предложенному является транспортное средство, содержащее силовой модуль с шарнирным сцепным устройством, по крайней мере, один грузовой модуль со средством для соединения с шарнирным сцепным устройством и средством для установки технологического оборудования, на раме силового модуля с противоположной по отношению к шарнирному сцепному устройству стороны установлено бесшарнирное сцепное устройство, выполненное с возможностью соединения с грузовым модулем (SU 1194755 А, 30.11.85).
Технологические возможности данного средства ограничены, так как в нем не предусмотрена возможность установки навесного технологического оборудования одновременно с грузовым модулем.
Техническим результатом предложенного изобретения является расширение технологических возможностей транспортного средства путем обеспечения возможности использования навесного технологического оборудования в дополнение к технологическому оборудованию, размещенному на грузовом модуле.
Указанный технический результат достигается за счет того, что в транспортном средстве, содержащем силовой модуль с шарнирным сцепным устройством, по крайней мере, один грузовой модуль со средством для соединения с шарнирным сцепным устройством и средством для установки технологического оборудования, на раме силового модуля с противоположной по отношению к шарнирному сцепному устройству стороны установлено бесшарнирное сцепное устройство для соединения с грузовым модулем, причем бесшарнирное сцепное устройство выполнено также с возможностью установки на него дополнительного навесного технологического оборудования, а на раме грузового модуля с противоположной по отношению к средству для соединения с шарнирным сцепным устройством стороны размещено средство для соединения с бесшарнирным сцепным устройством, имеющее ту же конструкцию, что и бесшарнирное сцепное устройство на силовом модуле.
Причем каждое средство для соединения грузового модуля и каждое сцепное устройство силового модуля включает в себя плиту, каждая из которых имеет места крепления, идентичные местам крепления других плит. Силовой модуль целесообразно выполнить с реверсивным постом управления.
В предлагаемом транспортном средстве особенности конструкции технологического оборудования диктуют конструкцию грузового модуля с управляемыми или неуправляемыми колесами. Грузовой модуль с неуправляемыми колесами соединяется с силовым с помощью шарнирного сцепного устройства, а грузовой модуль с управляемыми колесами соединяется с жестким сцепным устройством без шарнира. При этом за счет реверсивного поста управления транспортное средство может длительное время двигаться в любом направлении с равноценной обзорностью и удобством управления. Возможно также соединение грузового модуля с управляемыми колесами с силовым модулем с помощью шарнирного сцепного устройства, однако поворот шарнира в этом случае используется не для рулевого управления, а для изменения положения в пространстве рабочего органа технологического оборудования или уменьшения радиуса поворота.
В случае применения системы рулевого управления с шарнирным сцепным устройством второе бесшарнирное сцепное устройство может быть использовано для установки дополнительного технологического оборудования на передок транспортного средства помимо технологического оборудования, установленного на грузовом модуле. Например, при агрегатировании транспортного средства с поливомоечным оборудованием рама грузового модуля используется для монтажа цистерны с насосной установкой, а второе бесшарнирное сцепное устройство применяется для установки распределительной трубы с форсунками.
Кроме того, в случае применения системы рулевого управления с шарнирным сцепным устройством жесткая установка на раме грузового модуля транспортного средства с противоположной по отношению к шарнирному сцепному устройству стороны средства для соединения с еще одним дополнительным бесшарнирным сцепным устройством той же конструкции, что и дополнительное сцепное устройство на силовом модуле, позволит использовать его для установки еще одного дополнительного навесного технологического оборудования. Так, например, при агрегатировании транспортного средства с зимним подметально-уборочным оборудованием снежный плуг может быть установлен на дополнительное бесшарнирное сцепное устройство силового модуля, кузов - на раму грузового модуля, а щетка - на дополнительное бесшарнирное сцепное устройство грузового модуля.
В случае применения системы рулевого управления с управляемыми колесами, когда специальный грузовой модуль с управляемыми колесами соединяется с бесшарнирным сцепным устройством, шарнирное сцепное устройство может быть использовано для установки дополнительного навесного технологического оборудования. Например, при агрегатировании транспортного средства со снегопогрузочным оборудованием шарнирное сцепное устройство может быть использовано для установки щетки.
Для унификации элементов транспортного средства целесообразно, чтобы каждое средство для соединения грузового модуля и каждое сцепное средство силового модуля включало в себя плиту, каждая из которых имеет идентичные места крепления.
На фиг. 1 показано транспортное средство с системой рулевого управления шарнирным сцепным устройством, на фиг.2 - силовой модуль, на фиг.3 - грузовой модуль (вид в плане), на фиг.4 - поворотный пост управления силового модуля, на фиг.5 - транспортное средство, агрегатированное с зимним подметально-уборочным оборудованием; на фиг.6 - транспортное средство, агрегатированное с фронтальным погрузчиком; на фиг.7 - транспортное средство, агрегатированное с грейдерным оборудованием; на фиг.8 - ведущий мост с управляемыми колесами.
Транспортное средство состоит из сцепного силового модуля 1, универсального грузового модуля 2 и шарнирного сцепного устройства 3 для их соединения. Силовой модуль включает ведущий мост 4 с неуправляемыми колесами, раму 5, силовую установку 6 и поворотный пост управления 7 с креслом водителя 8. Грузовой модуль состоит из ведущего моста 9 с неуправляемыми колесами и рамы 10.
Шарнирное сцепное устройство 3 состоит из установленного в раме 5 силового модуля 1 с возможностью поворота относительно его продольной оси горизонтального вала, на котором с возможностью поворота относительно вертикальной оси смонтирована поворотная плита 11.
Рулевое управление таким транспортным средством включает установленную на поворотном посте управления 7 рулевую колонку 12, рулевое колесо 13 которой установлено на валу гидроруля 14, исполнительные гидроцилиндры 15, штоковые проушины которых шарнирно закреплены на поворотной плите 11 шарнирного сцепного устройства 3.
С противоположной по отношению к шарнирному сцепному устройству 3 стороны на раме 5 силового модуля жестко закреплена плита 16 бесшарнирного сцепного устройства. Плита 16 оснащена унифицированными местами крепления, полностью идентичными местам крепления поворотной плиты 11 для соединения с рамой 10 грузового модуля.
На раме 10 грузового модуля помимо плиты 17 для соединения с шарнирным сцепным устройством 3 с противоположной стороны размещена плита 18, имеющая места крепления, полностью идентичные местам крепления плиты 16 на силовом модуле 1. Кроме того, на верхней поверхности рамы 10 грузового модуля имеются места 19 для установки и крепления сменного технологического оборудования, например кузова 20 или погрузчика 21.
При агрегатировании с технологическим оборудованием, требующим установки спереди или сзади транспортного средства, например снежным плугом 22 или щеткой 23, устройства навески этих видов оборудования оснащаются стыковочными плитами 24, имеющими места крепления, соответствующие местам крепления плиты 18 грузового модуля.
При агрегатировании с технологическим оборудованием, требующим реализации рулевого управления с передними управляемыми колесами, например с грейдером 25, на раме оборудования такого типа выполняется стыковочная плита 26, имеющая места крепления, идентичные местам крепления плиты 17 грузового модуля. При этом рамы оборудования такого типа оснащены мостами 27 с управляемыми колесами 28, в механизм поворота которых встроены гидроцилиндры 29.
Транспортное средство работает следующим образом.
Модульная конструкция обеспечивает возможность применения различных схем рулевого управления. Агрегатирование транспортного средства с таким сменным технологическим оборудованием, как плуг снежный 22, щетка 23, фронтальный погрузчик 21 и т.п., требует применения рулевого управления с шарнирным сцепным устройством 3. В то же время при агрегатировании транспортного средства с грейдерным оборудованием предпочтительна схема рулевого управления с поворотными колесами или даже комбинированная схема.
При использовании рулевого управления с шарнирным сцепным устройством плита 17 рамы 10 грузового модуля жестко соединяется с поворотной плитой 11 шарнирного сцепного устройства 3. При повороте установленного на колонке 12 рулевого колеса 13 происходит поворот вала гидроруля 14, что приводит к подаче соответствующего объема масла в исполнительные гидроцилиндры 15, осуществляющие взаимный поворот силового 1 и грузового 2 модулей.
В рамках такой схемы на плиту 16 рамы 5 силового модуля с помощью стыковочной плиты 24 монтируется плуг снежный 22, на верхней поверхности рамы 10 грузового модуля на специальных местах 19 крепится кузов 20, а на плите 18 с помощью такой же стыковочной плиты 24 монтируется щетка 23. В отсутствии необходимости в плуге снежном благодаря унификации стыковочных мест щетка может быть навешена на плиту 16 рамы 5 силового модуля для улучшения обзорности рабочей зоны.
В рамках этой же схемы реализуется агрегатированние транспортного средства с фронтальным погрузчиком 21, который монтируется на верхней поверхности рамы 10 грузового модуля вместо кузова 20. Для работы с этим оборудованием необходимо лишь развернуть в противоположную сторону пост управления 7. При этом на то же транспортное средство на плиту 16 рамы 5 силового модуля с помощью стыковочной плиты 24 может быть установлено дополнительное оборудование, например щетка 23.
При использовании рулевого управления с поворотными колесами плита 26 рамы специального грузового модуля жестко соединяется с плитой 16 рамы 5 силового модуля. При повороте установленного на колонке 12 рулевого колеса 13 происходит поворот вала гидроруля 14, что приводит к подаче соответствующего объема масла в исполнительные гидроцилиндры 29, осуществляющие поворот колес 28 специального грузового модуля.
При этом освободившаяся от универсального грузового модуля поворотная плита 11 шарнирного сцепного устройства 3 может быть в силу унификации мест крепления с плитами 16 и 18 использована для установки дополнительного сменного технологического оборудования, например щетки 23, причем гидроцилиндры 15 поворота шарнира могут использоваться для поворота этого оборудования.
При использовании комбинированной схемы рулевого управления специальный грузовой модуль, например, для установки грейдерного оборудования 25 соединяется с поворотной плитой 11 шарнирного сцепного устройства 3. При этом система рулевого управления воздействует на поворотные колеса 28 ведущего моста 27 специального грузового модуля, а механизм поворота шарнира может использоваться для уменьшения радиуса поворота транспортного средства с грейдерным оборудованием и для работы со смещением ("крабовый ход").
Источники информации
1. Одноосный тягач. Патент РФ 2053152, кл. B 62 D 53/02.
2. Транспортное средство. Патент РФ 2042555, кл. B 62 D 53/02 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прицеп для перевозки на раме тягача | 2022 |
|
RU2789565C1 |
Малогабаритное модульное транспортное средство | 2016 |
|
RU2657829C2 |
ОДНООСНЫЙ ТЯГАЧ | 1993 |
|
RU2053152C1 |
СПОСОБ АГРЕГАТИРОВАНИЯ НАБОРА СМЕНЯЕМЫХ МОДУЛЕЙ-АДАПТЕРОВ И БЛОКОВ ИЗ НИХ С ЭНЕРГОСРЕДСТВОМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И СРЕДСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2431954C2 |
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ УСТАНОВКА | 2008 |
|
RU2388987C1 |
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2163209C1 |
ДОРОЖНО-УБОРОЧНАЯ МАШИНА | 2001 |
|
RU2204646C1 |
КОЛЕСНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАКТОР | 2018 |
|
RU2732143C2 |
ГОРНЫЙ КОМБАЙН | 2001 |
|
RU2183744C1 |
САМОХОДНОЕ ШАССИ МАЛОГАБАРИТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2549749C1 |
Изобретение относится к транспорту. Транспортное средство содержит силовой модуль 1 с шарнирным сцепным устройством 3, по крайней мере, один грузовой модуль 2 со средством для соединения с шарнирным сцепным устройством и средством для установки технологического оборудования. На раме силового модуля с противоположной по отношению к шарнирному сцепному устройству стороны установлено бесшарнирное сцепное устройство, выполненное с возможностью соединения с грузовым модулем. Бесшарнирное сцепное устройство выполнено также с возможностью установки на него дополнительного навесного технологического оборудования. На раме грузового модуля с противоположной по отношению к средству для соединения с шарнирным сцепным устройством стороны размещено средство для соединения с бесшарнирным сцепным устройством, имеющим ту же конструкцию, что и бесшарнирное сцепное устройство на силовом модуле. Изобретение расширяет функциональные возможности. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
Одноосный энергетический модуль сочлененного транспортного средства | 1984 |
|
SU1194755A2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1993 |
|
RU2042555C1 |
Транспортно-технологический агрегат | 1990 |
|
SU1733313A1 |
SU 914391 А, 23.03.1982. |
Авторы
Даты
2003-02-10—Публикация
2001-02-15—Подача