Изобретение относится к конструкциям газотурбинных установок, в том числе полученных в результате конверсии высокоэффективных газотурбинных двигателей.
Известна газотурбинная установка на базе авиационного газотурбинного двигателя НК-12 [1]. Недостатком такой установки является ее низкая экономичность из-за малой степени сжатия в однокаскадном компрессоре газотурбинного двигателя.
Прототипом заявляемого технического решения служит газотурбинная установка, выполненная путем конверсии авиационного газотурбинного двигателя с последовательно расположенными компрессорами низкого и высокого давлений [2] .
Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность, т.к. компрессор высокого давления в двигателе работает в условиях повышенных температур и давлений, а также выполнен с рабочими и направляющими лопатками, имеющими малые геометрические размеры, т.к. с увеличением степени сжатия высота проточной части компрессора уменьшается.
Для авиационного двигателя, работающего большую часть своего ресурса на большой высоте в условиях чистого воздуха, проблема лопаток с малыми геометрическими размерами не имеет существенного значения, но для наземных установок, которые работают в условиях загрязненного воздуха на земле, проблема абразивного износа и загрязнения малоразмерных лопаток компрессора высокого давления стоит особо остро.
Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности и кпд установки за счет двухступенчатой очистки воздуха, поступающего в компрессор высокого давления газогенератора.
Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинной установке с газогенератором, включающим компрессоры низкого и высокого давлений, согласно изобретению за первой рабочей лопаткой компрессора низкого давления выполнена кольцевая щель, сообщающаяся на выходе с периферией проточной части компрессора низкого давления, на выходе - с атмосферой, причем на выходе из компрессора низкого давления выполнена кольцевая полость, сообщающаяся на входе с периферией переходного между компрессорами канала, а на выходе - с атмосферой. Кроме того. отношение площади сечения кольцевой щели F1 к площади F2 проточной части за первой рабочей лопаткой компрессора низкого давления находится в интервале 0,005-0,1.
Поскольку под действием центробежных сил загрязняющие частицы сепарируются к периферии, то и сброс их осуществляется через полости, расположенные на периферии проточной части компрессора низкого давления за рабочим колесом I ступени, а также в переходном между компрессорами канале.
Выполнение кольцевой щели за первой рабочей лопаткой компрессора низкого давления, которая сообщается на входе с периферией проточной части за первой рабочей лопаткой, а на выходе - с атмосферой, позволяет осуществлять сбрасывание крупных загрязняющих частиц в атмосферу.
Более мелкие частицы сепарируются следующими рабочими лопатками компрессора низкого давления и попадают в систему обдува корпусов через кольцевую полость, расположенную на выходе из компрессора низкого давления, сообщающуюся на входе с периферией переходного между компрессорами канала, а на выходе - с атмосферой.
При двухступенчатой очистке воздуха на входе в компрессор высокого давления растут не только ресурс и кпд компрессора из-за уменьшения загрязнения и абразивного износа лопаток, но и кпд газотурбинной установки в целом, т.к. первая ступень очистки способствует повышению кпд и запасов газодинамической устойчивости компрессора низкого давления из-за слива пограничного слоя с периферии первых рабочих лопаток. Вторая ступень очистки способствует повышению кпд турбины, т.к. в результате обдува корпусов турбины отбираемым воздухом уменьшаются радиальные зазоры между статором и ротором турбины.
Количество воздуха, сбрасываемого за рабочим колесом I ступени, определяется отношением площади сечения кольцевой щели F1 к площади F2 проточной части за первой рабочей лопаткой компрессора низкого давления, которое находится в интервале 0,005-0,1.
При F1:F2<0,005 снижаются запасы газодинамической устойчивости компрессора низкого давления и ухудшается очистка воздуха.
При F1: F2>0,1 уменьшаются кпд и мощность газотурбинной установки, т.к. часть воздуха не работает в двигателе.
На фиг. 1 показан продольный разрез заявляемой установки; на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.3 представлен элемент II на фиг.2 в увеличенном виде.
Газотурбинная установка 1 состоит из двухвального газогенератора 2 и силовой турбины 3 с выхлопной системой 4. Газогенератор 2 выполнен с двухкаскадным компрессором и состоит из многоступенчатого компрессора низкого давления 5, промежуточного корпуса 6, компрессора высокого давления 7, камеры сгорания 8, турбины высокого давления 9 и турбины низкого давления 10.
Рабочее колесо 11 первой ступени компрессора низкого давления 5 выполнено с широкохордными рабочими лопатками 12, на выходе из которых на периферии проточной части 13 выполнена кольцевая щель 14 сброса воздуха, которая на выходе соединена с кольцевой полостью 15 и далее через трубы 16 - с атмосферой.
На выходе из компрессора низкого давления 5 за последней направляющей лопаткой 17, на периферии переходного между компрессорами канала 18 выполнена кольцевая щель 19 отбора воздуха, которая через трубы 20 и 21 и систему 22 обдува корпусов турбины 9 также соединена с атмосферой. На вход в компрессор 5 вместе с воздухом поступают посторонние загрязняющие частицы 23, 24.
Устройство работает следующим образом.
При работе газотурбинной установки 1 на вход в компрессор низкого давления 5 вместе с воздухом поступают посторонние частицы 23, 24, которые загрязняют компрессор высокого давления 7 и ведут к его поломке. Под действием центробежных сил частицы 23 сепарируются рабочими лопатками 12 к периферии проточной части 13, наиболее крупные сбрасываются через кольцевую щель 14, кольцевую полость 15 и трубы 16 в атмосферу.
Мелкие загрязняющие частицы 24 требуют большего времени сепарирования, поэтому они сепарируются последующими ступенями компрессора низкого давления 5, после чего сбрасываются через щель 19, трубы 20 и 21, систему обдува корпусов 22 - в атмосферу,
Источники информации
1. Ревзин Б. С. Газотурбинные газоперекачивающие агрегаты, М.: Недра, 1986, стр.132, рис.70.
2. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей под ред. Д.В. Хронина, Москва, 1989, стр.55, рис.3.4б.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С РЕГЕНЕРАЦИЕЙ ТЕПЛА | 2000 |
|
RU2192551C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С РЕГЕНЕРАЦИЕЙ ТЕПЛА | 2007 |
|
RU2346170C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2179646C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С РЕГЕНЕРАЦИЕЙ ТЕПЛА | 2000 |
|
RU2192552C2 |
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 2001 |
|
RU2211926C2 |
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СВЕРХВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ДВУХКОНТУРНОСТИ | 2006 |
|
RU2315879C2 |
ОПТИЧЕСКИЙ ПИРОМЕТР | 1999 |
|
RU2169910C2 |
ОПТИЧЕСКИЙ ПИРОМЕТР | 1999 |
|
RU2176385C2 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2187023C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2009 |
|
RU2396452C1 |
Газотурбинная установка с газогенератором включает компрессоры низкого и высокого давлений. За первой лопаткой компрессора низкого давления выполнена кольцевая щель, сообщающаяся на входе с периферией проточной части компрессора, а на выходе - с атмосферой. На выходе из компрессора низкого давления выполнена кольцевая полость, сообщающаяся на входе с периферией переходного между компрессорами канала, а на выходе - с атмосферой через систему обдува корпусов. Отношение площади сечения кольцевой щели к площади проточной части за первой рабочей лопаткой компрессора низкого давления находится в интервале 0,005-1. Изобретение повышает надежность и кпд газотурбинной установки за счет двухступенчатой очистки воздуха, поступающего в компрессор высокого давления. 3 ил.
Газотурбинная установка с газогенератором, включающим компрессоры низкого и высокого давлений, отличающаяся тем, что за первой лопаткой компрессора низкого давления выполнена кольцевая щель, сообщающаяся на входе с периферией проточной части компрессора, а на выходе - с атмосферой, причем на выходе из компрессора низкого давления выполнена кольцевая полость, сообщающаяся на входе с периферией переходного между компрессорами канала, а на выходе - с атмосферой через систему обдува корпусов, при этом отношение площади сечения кольцевой щели F1 к площади F2 проточной части за первой рабочей лопаткой компрессора низкого давления находится в интервале 0,005-1.
ЭМАЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2259328C2 |
US 3973903 A, 14.09.1976 | |||
DE 4108083 A1, 26.09.1991 | |||
Глиняные маски для лица и тела | 2018 |
|
RU2680832C1 |
GB 2058929 A, 15.04.1981 | |||
US 4261168 А, 14.04.1981 | |||
Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов | 1977 |
|
SU865694A1 |
SU 8208720 А, 15.04.1981. |
Авторы
Даты
2003-02-10—Публикация
2001-01-03—Подача