Изобретение относится к авиации, средствам спасения пассажиров с летательного аппарата и может использоваться при создании перспективных самолетов - с повышенной безопасностью пассажиров.
Анализ авиационных катастроф показывает, что современный подход к вопросам безопасности пассажиров летательных аппаратов должен предполагать возможность их эвакуации с терпящего аварию летательного аппарата в диапазоне высот от нескольких десятков метров до нескольких километров, плавного спуска и мягкого приземления, поиска и обнаружения, жизнедеятельности до обнаружения спасателями.
Известно техническое решение (патент US 4699336, кл. В 64 С 1/32, 244-140, 1987) на конструкцию самолета с отделяемым герметичным пассажирским отсеком, где самолет содержит устройство для выбрасывания пассажирского отсека из салона фюзеляжа главной секции, когда самолет находится в аварийной ситуации, и устройство для плавного спуска пассажирского отсека на землю.
Недостатками данного технического решения являются ослабление жесткости конструкции самолета, относительная длительность операций по эвакуации и необходимость их механического осуществления, что, как правило, в реальных аварийных ситуациях невыполнимо.
Цель настоящего изобретения - расширить диапазон аварийных ситуаций летательного аппарата, при которых становиться реальным спасение пассажиров и грузов.
Поставленная цель достигается тем, что в летательном аппарате пассажирский салон разделен на секции с дверными проемами, парашюты размещают в верхней части фюзеляжа над пилотской кабиной и пассажирскими секциями, в фюзеляже вдоль его корпуса и по окружностям между пилотской кабиной, секциями пассажирского салона, хвостовой частью и в местах крепления крыльев размещают удлиненные кумулятивные заряды, при эвакуации закрывают дверные проемы секций пассажирского салона и пилотской кабины, осуществляют кумулятивными зарядами взрывную резку фюзеляжа, отделяя хвостовую часть, крылья, части фюзеляжа с пассажирскими секциями, пилотскую кабину самолета, нижние сегменты частей фюзеляжа с пассажирскими секциями, раскрывают парашюты частей фюзеляжа с пассажирскими секциями и пилотской кабины.
На фигуре 1 изображена схема размещения в самолете устройств - удлиненных кумулятивных зарядов для отделения хвостовой части, частей фюзеляжа с пассажирскими секциями, пилотской кабины, нижних сегментов частей фюзеляжа с пассажирскими секциями.
На фигуре 2 изображена схема отделения хвостовой части, частей фюзеляжа с пассажирскими секциями, пилотской кабины самолета.
На фигуре 3 изображена схема отделения нижнего сегмента части фюзеляжа с пассажирской секцией.
На фигуре 4 изображена схема спуска части фюзеляжа с пассажирской секцией на парашюте.
Фюзеляж самолета 1 выполнен цельным. Пассажирский салон состоит из одной или нескольких секций 2. Между собой, с пилотской кабиной и хвостовой частью пассажирские секции 2 соединяются сопрягаемыми дверными проемами 3, которые в случае аварийной ситуации принудительно герметически закрываются. В верхней части фюзеляжа над пилотской кабиной 4 и пассажирскими секциями 2 размещены камеры 5 с парашютами 6. В фюзеляже вдоль его корпуса и по окружностям между пилотской кабиной 4, пассажирскими секциями 2, хвостовой частью 8 (фиг. 1, 2) и в местах крепления крыльев размещают устройства 7, обеспечивающие отделение (разрезание) корпуса фюзеляжа (фиг.2, 3). Это могут быть встроенные заряды (кумулятивные, пороховые, пиропатроны и др.) направленного действия, разрезающие обшивку фюзеляжа по окружности и вдоль по горизонтали. Например, устройствами 7 могут быть удлиненные кумулятивные заряды (КЗУ), подрывом которых (с использованием электродетонатора) осуществляют практически мгновенную взрывную резку корпуса самолета.
Рассмотрим примерную схему аварийной эвакуации пассажиров. Первоначально объявляется аварийная тревога, после которой в зависимости от имеющегося запаса времени сразу или через несколько секунд принудительно герметично закрываются дверные проемы 3. Затем в определенной последовательности даются команды на срабатывание устройств 7, отсекающих от фюзеляжа сначала хвостовую часть 8 (фиг.2) и крылья самолета (не показано), а затем последовательно друг от друга части фюзеляжа с пассажирскими секциями 2 до пилотской кабины 4. Такой порядок отделения частей самолета вызван соображениями безопасности эвакуируемых капсул, с учетом направления и скорости полета. Далее происходит разрезка устройствами 7 нижнего сегмента 9 части фюзеляжа с пассажирской секцией. Результатом работы устройств 7 и набегающего воздушного потока будет быстрое, в доли секунды после взрывной резки, освобождение части фюзеляжа с пассажирской секцией 2 от нижнего сегмента 9 (фиг.3). Отделение нижнего сегмента 9 части фюзеляжа с пассажирской секцией 2 необходимо для придания секции 2 устойчивости при приземлении. По команде бортовых компьютеров, находящихся в каждой пассажирской секции и учитывающих положение частей фюзеляжа с пассажирскими секциями 2 (фиг.4) и пилотской кабины 4 в пространстве, выводятся парашюты 6 и начинается этап мягкой посадки. В носовой части самолета предусмотрена возможность герметизации пилотской кабины 4, размещения парашюта достаточной мощности для обеспечения ее мягкой посадки. Возможно для спасения экипажа использовать катапультирование.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ С САМОЛЕТА | 2000 |
|
RU2171206C1 |
САМОЛЕТ | 2000 |
|
RU2176209C1 |
САМОЛЕТ | 2000 |
|
RU2181092C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ С ВЕРТОЛЕТА | 2000 |
|
RU2207301C2 |
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ С САМОЛЕТА | 2000 |
|
RU2177441C2 |
ВЕРТОЛЕТ | 2000 |
|
RU2213026C2 |
ВЕРТОЛЕТ | 2000 |
|
RU2213027C2 |
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171210C1 |
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171209C1 |
СПОСОБ САМОТОРМОЖЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ ПАССАЖИРСКОЙ АВТОНОМНОЙ КАПСУЛЫ СПАСЕНИЯ | 2000 |
|
RU2177439C2 |
Изобретение относится к средствам спасения пассажиров с летательного аппарата. Самолет выполнен с возможностью размещения в цельном фюзеляже пассажирского салона, разделенного на секции дверными проемами, выполненными с возможностью их автоматического герметичного закрытия в аварийной ситуации. Фюзеляж самолета снабжен устройствами для отделения частей фюзеляжа с пассажирскими секциями, содержащими парашюты. При эвакуации закрываются дверные проемы пассажирских секций, осуществляется резка корпуса самолета и отделяются части фюзеляжа с пассажирскими секциями, выводятся парашюты. Изобретение направлено на расширение диапазона аварийных ситуаций летательного аппарата, при которых становится реальным спасение пассажиров и грузов. 4 ил.
Способ аварийной эвакуации пассажиров с самолета с цельным фюзеляжем, где пассажирский салон разделен на секции с дверными проемами, отличающийся тем, что парашюты размещают в верхней части фюзеляжа над пилотской кабиной и пассажирскими секциями, в фюзеляже вдоль его корпуса и по окружностям между пилотской кабиной, секциями пассажирского салона, хвостовой частью и в местах крепления крыльев размещают удлиненные кумулятивные заряды, при эвакуации закрывают дверные проемы секций пассажирского салона и пилотской кабины, осуществляют кумулятивными зарядами взрывную резку фюзеляжа, отделяя хвостовую часть, крылья, части фюзеляжа с пассажирскими секциями, пилотскую кабину самолета, нижние сегменты частей фюзеляжа с пассажирскими секциями, раскрывают парашюты частей фюзеляжа с пассажирскими секциями и пилотской кабины.
US 4699336 A, 13.10.1987 | |||
АЭРОБУС "ЛЮСИ" | 1990 |
|
RU2021164C1 |
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1995 |
|
RU2114030C1 |
DE 119937430 A1, 13.04.2000. |
Авторы
Даты
2003-03-20—Публикация
2001-05-30—Подача