СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ С ВЕРТОЛЕТА Российский патент 2003 года по МПК B64C27/04 B64C1/32 B64D17/80 

Описание патента на изобретение RU2207301C2

Изобретение относится к авиации, средствам спасения пассажиров с летательного аппарата и может использоваться при создании перспективных вертолетов - с повышенной безопасностью пассажиров.

Известно устройство спасания летательного аппарата скоростного, содержащее соединенные последовательно парашют и ракету, соединенные с корпусом тремя тросами (патент US 3721408, кл. В 64 D 17/37, 20.03.73).

Недостатками данного технического решения является невозможность использования на малой высоте, нельзя использовать для вертолета, т.к. лопасти винта перережут парашют.

Цель настоящего изобретения - расширить диапазон аварийных ситуаций вертолета, при которых становится реальным спасение пассажиров и грузов.

Поставленная цель достигается тем, что в вертолете, пассажирский салон которого состоит из размещенной в фюзеляже, по крайней мере, одной спасательной капсулы, размещены устройства для резки корпуса вертолета, при эвакуации закрывают дверные проемы спасательной капсулы, осуществляют резку, отделяют спасательную капсулу от частей вертолета, раскрывают парашют. Устройства для резки корпуса вертолета представляют собой кумулятивные заряды, подрыв которых осуществляет взрывную резку корпуса вертолета. Устройства для резки корпуса вертолета выполнены с возможностью использования эффекта направленного взрыва.

На фиг. 1 изображена схема общего вида вертолета и размещения устройств для отделения капсулы от частей вертолета.

На фиг. 2 и 3 изображена схема отделения капсулы от хвостовой и носовой частей вертолета, винта и обшивки и днища фюзеляжа.

На фиг. 4 изображена схема спуска капсулы с парашютом.

Вертолет содержит корпус 1, винт 5 с лопастями (фиг.1). Фюзеляж вертолета состоит из носовой 2, центральной 3 и хвостовой 4 частей. В центральной части 3 расположена авиационная пассажирская автономная капсула спасения 8 (далее капсула), выполненная в виде герметичного (при закрытых дверных проемах) автономного отсека пассажирского салона. В верхней части капсулы размещается парашют 10, выбрасываемый через люк 9. В донной части капсулы возможно размещение надувных амортизационных баллонов, имеющих автономную систему газонаполнения. Стенки капсулы 8 выполнены теплоизолированными и силовыми. Капсула может быть снабжена системой освещения и кондиционирования, работающей от автономной системы энергообеспечения после отделения капсулы от фюзеляжа. Капсула составляет пассажирский салон вертолета. Капсула соединяется с корпусом силовыми балками пола фюзеляжа через горизонтальные направляющие, которые расположены вдоль внутренней поверхности корпуса фюзеляжа вертолета и определяют положение капсулы, закрепляют их, обеспечивают жесткость конструкции "капсула - фюзеляж". Капсулу 8 размещают (вставляют) в фюзеляж вертолета еще во время его постройки.

Направляющие капсулы установлены в ответных направляющих корпуса фюзеляжа в строго горизонтальном направлении, поэтому они не будут при аварийной эвакуации капсулы препятствовать и задерживать отделение от нее частей разрезанной обшивки фюзеляжа набегающим встречным потоком воздуха.

В фюзеляже вдоль его корпуса и окружностям между пилотской кабиной, капсулой и хвостовой частью размещены (встроены) устройства (средства) 7, обеспечивающие отделение (разрезание) корпуса фюзеляжа для освобождения капсулы в случае аварийной ситуации. Например, это могут быть встроенные заряды (кумулятивные, пороховые, пиропатроны и др.) направленного действия, разрезающие обшивку фюзеляжа по окружности и вдоль по горизонтали. Например, устройствами 7 могут быть удлиненные кумулятивные заряды (КЗУ), подрывом которых (с использованием электродетонатора) осуществляют практически мгновенную взрывную резку корпуса вертолета, что приводит к отделению от спасательной капсулы хвостовой и носовой частей, обшивки фюзеляжа вертолета. Предусмотрено размещение устройств 7 в местах крепления винта вертолета к фюзеляжу для его отделения от вертолета.

Дать оценку степени аварийности ситуации, принять решения об эвакуации пассажиров должны мощные бортовые компьютеры вертолета, оснащенные соответствующими программами, отражающими весь опыт аварийных ситуаций, накопленных авиацией и возможных вариантов аварий. После оценки ситуации как аварийной бортовые компьютеры, в зависимости от высоты полета вертолета, скорости его падения, времени, необходимого для приведения капсул к готовности к эвакуации, задействуют варианты эвакуации. Главным здесь для выбора варианта будет время, необходимое для обеспечения торможения скорости спускаемой капсулы до приемлемой перед касанием ею поверхности посадки.

Рассмотрим схему аварийной эвакуации капсулы.

После оценки конкретной ситуации как аварийной и требующей эвакуации пассажиров бортовые компьютеры начинают выполнение соответствующей программы по эвакуации капсулы, которая будет в общем приближении осуществляться следующим образом. Первоначально объявляется аварийная тревога, после которой в зависимости от имеющегося запаса времени сразу или через несколько секунд принудительно герметично закрываются дверные проемы капсулы. Затем в определенной последовательности даются команды на срабатывание устройств 7, отсекающих от фюзеляжа сначала хвостовую часть 4 и винт 5 вертолета (не показано), а затем от пилотской кабины 2 капсулу 8 (фиг.2). Такой порядок отделения частей вертолета вызван соображениями безопасности эвакуируемой капсулы с учетом направления и скорости полета. Параллельно с отделением капсулы от пилотской кабины по окружности фюзеляжа происходит разрезка устройствами 7 обшивки 6 фюзеляжа по длине (фиг.3). Результатом работы устройств 7 и набегающего воздушного потока будет быстрое, в доли секунды после взрывной резки, освобождение капсулы от разрезанных частей обшивки фюзеляжа. По команде бортового компьютера, учитывающее положение капсулы в пространстве, выводится парашют 10 и начинается этап мягкой посадки (фиг.4). Для ускорения вывода парашюта из капсулы можно применить устройства, уже известные в практике, например мини-ракету. После приземления (приводнения) капсулы задействуются соответствующие аварийные средства связи, сигнализации, жизнеобеспечения. В носовой части вертолета необходимо предусмотреть возможность герметизации кабины пилотов, размещения парашюта достаточной мощности для обеспечения ее мягкой посадки или катапультирования экипажа.

При нехватке времени на использование вышеописанных спасательных средств (при падении вертолета с небольшой высоты несколько десятков метров) для снижения последствий аварий необходимо предусмотреть размещение амортизирующих материалов в простенках между стенками капсулы и корпусом фюзеляжа.

Похожие патенты RU2207301C2

название год авторы номер документа
ВЕРТОЛЕТ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2213026C2
ВЕРТОЛЕТ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2213027C2
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ С САМОЛЕТА 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171206C1
САМОЛЕТ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2176209C1
САМОЛЕТ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2181092C1
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ С САМОЛЕТА 2001
  • Халидов Г.Ю.
RU2200688C2
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ С САМОЛЕТА 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2177441C2
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171210C1
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171209C1
СПОСОБ САМОТОРМОЖЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ ПАССАЖИРСКОЙ АВТОНОМНОЙ КАПСУЛЫ СПАСЕНИЯ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2177439C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 207 301 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ С ВЕРТОЛЕТА

Изобретение относится к авиации и, в частности, к средствам спасения пассажиров и летательных аппаратов и может использоваться при создании перспективных вертолетов с повышенной безопасностью пассажиров. Вертолет содержит в фюзеляже спасательную капсулу, выполненную в виде пассажирского салона. В фюзеляже вдоль его корпуса и по окружностям между носовой частью с кабиной пилотов, центральной частью с автономной капсулой и хвостовой частью и в месте крепления винта к фюзеляжу размещают удлиненные кумулятивные заряды. При эвакуации закрывают дверные проемы спасательной капсулы, осуществляют кумулятивными зарядами взрывную резку фюзеляжа, отделяя спасательную капсулу от винта, носовой части с кабиной пилотов, хвостовой части и обшивки фюзеляжа, раскрывают парашют. Технический результат заключается в расширении диапазона аварийных ситуаций спасения пассажиров, способности спасения их на малой высоте. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 207 301 C2

Способ аварийной эвакуации спасательной капсулы с вертолета, содержащего винт с лопастями и фюзеляж, состоящий из носовой части с кабиной пилотов, центральной и хвостовой частей, где в центральной части расположен пассажирский салон, выполненный в виде автономной спасательной капсулы с дверными проемами и парашютом, отличающийся тем, что в фюзеляже вдоль его корпуса и по окружностям между носовой частью с кабиной пилотов, центральной частью с автономной капсулой и хвостовой частью и в месте крепления винта к фюзеляжу размещают удлиненные кумулятивные заряды, при эвакуации закрывают дверные проемы спасательной капсулы, осуществляют кумулятивными зарядами взрывную резку фюзеляжа, отделяя спасательную капсулу от винта, носовой части с кабиной пилотов, хвостовой части и обшивки фюзеляжа, раскрывают парашют.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2207301C2

Способ дифференциации Listeria monocytogenes от других видов Listeria spp. методом дот-блоттинга с использованием конъюгированных антител против фактора патогенности InlB 2023
  • Чаленко Ярослава Михайловна
  • Калинин Егор Валерьевич
  • Ермолаева Светлана Александровна
RU2812147C1
RU 94023443 А1, 10.10.1995
US 5009374, 23.04.1991
АЭРОБУС "ЛЮСИ" 1990
  • Цыганков Евгений Евгеньевич
RU2021164C1
US 4333381, 08.07.1982
БОЕЧИН И
ОСТОРОЖНО: "ЧЕРНАЯ АКУЛА"
- ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ, 1993, № 9, с.33, 35.

RU 2 207 301 C2

Авторы

Халидов Г.Ю.

Даты

2003-06-27Публикация

2000-08-08Подача