СПОСОБ РАБОТЫ МНОГОЦИЛИНДРОВОГО ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2003 года по МПК F02B43/12 F02B9/06 

Описание патента на изобретение RU2204727C2

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к многоцилиндровым четырехтактным двигателям внутреннего сгорания компрессионного типа.

Известны способы работы двигателя внутреннего сгорания в составе электростанции (см. , например, патенты РФ 2076225, 12.05.94). Способ предполагает регулирование частоты вращения путем изменения подачи запального топлива с фиксацией дозы подачей газа. Применение данного способа позволяет производить конвертацию дизелей на газожидкостной режим. Недостатком способа является отсутствие возможности использования его для выработки в цилиндрах компрессионного двигателя синтез-газа.

Известны способы работы двигателей внутреннего сгорания компрессионного типа в режиме химического реактора сжатия (см. , например, патент РФ 2096313).

В данном способе синтез-газ вырабатывается в цилиндрах компрессорного двигателя внутреннего сгорания при подаче на вход предварительно подогретой до достаточно высоких температур смеси окислителя (воздуха) с углеводородными газами.

Этот способ работы многоцилиндрового двигателя компрессионного типа по технической сущности является наиболее близким к заявляемому, поскольку позволяет также вырабатывать электроэнергию, и выбирается в качестве прототипа.

Способ-прототип имеет следующие недостатки: сравнительно малый ресурс работы и малую мощность, а также плохие экологические характеристики.

Эти недостатки связаны со следующими причинами:
фиксация момента самовоспламенения смеси во всех цилиндрах многоцилиндрового двигателя с точностью до нескольких угловых градусов за верхней мертвой точкой чрезвычайно затруднительна, т.к. процесс требует абсолютно равномерного распределения температур газовоздушной смеси по отдельным цилиндрам, высокой гомогенности смеси, одинаковой степени сжатия, определяемой геометрическими параметрами цилиндров и величиной износа отдельных элементов, а также одинакового съема тепла охлаждающей водой и маслом. Поэтому разнобой в работе отдельных цилиндров существенно влияет на получаемую мощность, экологические характеристики и ресурс работы агрегата.

В изобретении ставились задачи увеличения ресурса работы многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания компрессионного типа, работающего как химический реактор сжатия и энергетический агрегат, увеличение его мощности и улучшение экологических характеристик.

Эти задачи решены в способе работы многоцилиндрового четырехтактного двигателя внутреннего сгорания компрессионного типа, использующего газообразное углеводородное топливо с высокой температурой воспламенения и требующего внешнего подвода энергии для его воспламенения в режимах химического реактора сжатия и энергетическом, в котором при подводе энергии, необходимой для воспламенения газовоздушной смеси во всех цилиндрах, создаются условия, обеспечивающие одинаковый момент воспламенения за верхней мертвой точкой путем предварительного подогрева газовоздушной смеси и индивидуально устанавливаемых нагревов калильных свеч в каждом цилиндре, при этом для работы двигателя в режиме химического реактора сжатия коэффициент избытка окислителя устанавливается меньшим единицы, а в энергетическом режиме - большим единицы путем изменения количества газа в газовоздушной смеси и температуры ее подогрева.

Отличия предложенного способа заключаются в том, что при подводе энергии, необходимой для воспламенения газовоздушной смеси во всех цилиндрах, создаются условия, обеспечивающие одинаковый момент воспламенения за верхней мертвой точкой путем предварительного подогрева газовоздушной смеси и индивидуально устанавливаемых нагревов калильных свеч в каждом цилиндре, при этом для работы двигателя в режиме химического реактора сжатия коэффициент избытка окислителя устанавливается меньшим единицы, а в энергетическом режиме - большим единицы путем изменения количества газа в газовоздушной смеси и температуры ее подогрева.

Решению задач, поставленных в изобретении для двигателя с заданной степенью сжатия, способствует осуществление и в первую очередь создание единых для всех цилиндров условий, позволяющих в момент воспламенения в каждом цилиндре иметь одинаковое давление, а также частично демпфировать высокую жесткость процесса при сгорании смеси.

Режим воспламенения смеси при этом определяется следующими факторами:
а) температурой предварительного индивидуально регулируемого нагрева калильной свечи, устанавливаемой в каждом цилиндре с целью минимизации отклонений температурных режимов, связанных с вышеперечисленными факторами и существенного снижения предварительного подогрева;
б) температурой предварительного подогрева смеси, которая является основным регулирующим параметром (при постоянной подаче топлива и воздуха), определяющим момент воспламенения.

Изобретение иллюстрируется приведенными чертежами.

Способ может быть реализован, например, в четырехцилиндровом дизельном двигателе, схематически представленном на фиг.1. На фиг.2 представлены зависимости угла зажигания смеси от температуры подогрева, иллюстрирующие работу двигателя в режиме химического реактора сжатия. На фиг.3 представлены зависимости угла зажигания смеси от температуры подогрева, иллюстрирующие работу двигателя в режиме энергетического агрегата.

На фиг. 1 дизельный двигатель, на котором может быть реализован способ, содержит блок цилиндров 1 с цилиндрами 2, каждый из которых имеет калильную свечу 3 с устройством регулировки нагрева 4, теплообменник 5, смеситель 6, мотор-генератор 7 и турбину с компрессором (агрегат турбонадува) 8.

Согласно изобретению двигатель работает следующим образом.

Поступившая в цилиндры 2 подогретая до необходимой температуры газовоздушная смесь в такте всасывания сжимается поршнем при его движении к верхней мертвой точке, температура ее повышается и в заранее определенной фазе происходит ее воспламенение в зоне калильной свечи 3 зажигания, отрегулированной по току с помощью устройств регулировки 4, с целью создания одинакового температурного режима в цилиндрах 2.

Регулирование нагрузки осуществляется изменением количества рабочей смеси с одновременным воздействием через микропроцессор (не показан) на температуру ее подогрева.

Применение этих мероприятий позволяет осуществить новый способ работы двигателя внутреннего сгорания, как в режиме химического реактора сжатия, так и в режиме энергетического агрегата, что обеспечивается только изменением соотношения газ-воздух (α<1 - режим химического реактора сжатия; α>1 - энергетический режим) и изменением внешнего подогрева рабочей смеси и температуры калильных свечей 3, обеспечивающих необходимый диапазон регулирования. Возможен переход с одного режима на другой без остановки агрегата.

На фиг. 1 и 2 представлены характеристики моментов зажигания для двигателей Д-245 со степенью сжатия 15,1 и величине наддува смеси на входе 2 ата при различных значениях α, что обеспечивает работу в любом из названных режимов.

Изменение степени сжатия в высшую сторону снижает необходимую температуру предварительного подогрева, введение калильных свечей позволяет снизить ее радикально, наличие в составе углеводородного сырья пропана, бутана действует в этом же направлении. Поэтому сравнительно высокие температуры подогрева, указанные в графиках, относятся только к чистому метану без каких-либо дополнительных мероприятий.

При использовании различного газообразного углеводородного топлива (природный газ, попутные нефтяные газы, шахтный метан и т.п.), отличающихся теплофизическими характеристиками, работа двигателя внутреннего сгорания компрессионного типа как в режиме химического реактора сжатия, так и в энергетическом режиме обеспечивается для каждого вида топлива за счет корректировки коэффициента избытка окислителя и комбинированного внешнего и внутреннего подогрева газовоздушной смеси.

Похожие патенты RU2204727C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕЗ-ГАЗА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2006
  • Батенин Вячеслав Михайлович
  • Долинский Юрий Львович
  • Толчинский Лев Соломонович
RU2299175C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕЗ-ГАЗА 1998
  • Батенин В.М.
  • Брезгин Б.Е.
  • Грунвальд А.В.
  • Долинский Ю.Л.
  • Качалов В.В.
  • Пискунов С.Е.
  • Толчинский Л.С.
  • Хидирбеков А.Р.
  • Черномырдин А.В.
RU2136580C1
ХИМИЧЕСКИЙ РЕАКТОР СЖАТИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕЗ-ГАЗА 1998
  • Буравцев Н.Н.
  • Колбановский Ю.А.
  • Павлов К.И.
  • Платэ Н.А.
  • Аверкиев Ю.В.
  • Александров А.М.
  • Генкин В.Н.
  • Генкин М.В.
RU2129462C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Савицкий Анатолий Иванович
  • Петров Петр Петрович
  • Савенков Анатолий Митрофанович
  • Лапушкин Николай Александрович
RU2488013C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ПРОЦЕССОМ ДИЗЕЛЯ 2012
  • Малоземов Андрей Адиевич
RU2525768C2
СВОБОДНО-ПОРШНЕВОЙ РЕАКТОР СЖАТИЯ 2001
  • Генкин В.Н.
  • Генкин М.В.
  • Полонуер М.В.
  • Мансфельд А.Д.
  • Аладышкин В.Я.
  • Финкельштейн И.С.
  • Прудников М.Б.
RU2198022C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕЗ-ГАЗА 1996
  • Грунвальд В.Р.
  • Долинский Ю.Л.
  • Пискунов С.Е.
  • Толчинский Л.С.
  • Платэ Н.А.
  • Колбановский Ю.А.
RU2096313C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕЗ-ГАЗА ПРИ ГОРЕНИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Билера Игорь Васильевич
  • Колбановский Юлий Абрамович
  • Петров Сергей Константинович
  • Платэ Николай Альфредович
  • Россихин Игорь Владимирович
RU2320531C2
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ТОПЛИВА В СВЕРХАДИАБАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ 2005
  • Карасевич Александр Мирославович
  • Пацков Евгений Алексеевич
RU2305129C1
АНАЭРОБНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА 1999
  • Кириллов Н.Г.
  • Дыбок В.В.
  • Воскресенский С.С.
RU2165029C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 204 727 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ РАБОТЫ МНОГОЦИЛИНДРОВОГО ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом являются увеличение ресурса работы двигателя, его мощности и улучшение экологических характеристик. Сущность изобретения заключается в том, что в двигателе, использующем газообразное углеводородное топливо с высокой температурой воспламенения и требующем внешнего подвода энергии для его воспламенения в режимах химического реактора сжатия и энергетическом, согласно изобретению при подводе энергии, необходимой для воспламенения газовоздушной смеси, во всех цилиндрах создаются условия, обеспечивающие одинаковый момент воспламенения за верхней мертвой точкой путем предварительного подогрева газовоздушной смеси и индивидуально устанавливаемых нагревов калильных свеч в каждом цилиндре. При этом для работы двигателя в режиме химического реактора сжатия коэффициент избытка окислителя устанавливается меньшим единицы, а в энергетическом режиме - большим единицы путем изменения количества газа в газовоздушной смеси и температуры ее подогрева. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 204 727 C2

Способ работы многоцилиндрового четырехтактного двигателя внутреннего сгорания компрессионного типа, использующего газообразное углеводородное топливо с высокой температурой воспламенения и требующего внешнего подвода энергии для его воспламенения в режимах химического реактора сжатия и энергетическом, отличающийся тем, что при подводе энергии, необходимой для воспламенения газовоздушной смеси, во всех цилиндрах создаются условия, обеспечивающие одинаковый момент воспламенения за верхней мертвой точкой путем предварительного подогрева газовоздушной смеси и индивидуально устанавливаемых нагревов калильных свеч в каждом цилиндре, при этом для работы двигателя в режиме химического реактора сжатия коэффициент избытка окислителя устанавливается меньшим единицы, а в энергетическом режиме - большим единицы путем изменения количества газа в газовоздушной смеси и температуры ее подогрева.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2204727C2

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОЖИДКОСТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
RU2076225C1
Способ работы газового двигателяВНуТРЕННЕгО СгОРАНия 1978
  • Подгорный Анатолий Николаевич
  • Шестак Дмитрий Андреевич
  • Варшавский Илья Львович
  • Проценко Анатолий Владимирович
  • Шеина Инесса Афанасьевна
SU848717A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕЗ-ГАЗА 1998
  • Батенин В.М.
  • Брезгин Б.Е.
  • Грунвальд А.В.
  • Долинский Ю.Л.
  • Качалов В.В.
  • Пискунов С.Е.
  • Толчинский Л.С.
  • Хидирбеков А.Р.
  • Черномырдин А.В.
RU2136580C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕЗ-ГАЗА 1998
  • Генкин В.Н.
  • Генкин М.В.
RU2119888C1
US 3703886 А, 28.11.1972
US 4317434 А, 19.06.1986
DE 3445825 A1, 19.06.1986.

RU 2 204 727 C2

Авторы

Толчинский Л.С.

Батенин В.М.

Миняев Н.А.

Горлов Е.А.

Долинский Ю.Л.

Спичкин В.В.

Олесевич А.К.

Даты

2003-05-20Публикация

2000-08-11Подача