Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для охлаждения камер сгорания ракетных двигателей.
Современные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) характеризуются высокими давлениями в камере сгорания (КС) и большими тепловыми потоками в критическом сечении, доходящими до 60 МВт/м2. Такие тепловые потоки требуют применения специальных систем охлаждения камеры сгорания ЖРД для обеспечения температурного режима стенок КС. От эффективности работы системы охлаждения КС в значительной степени зависит надежность работы ЖРД и его эффективность (чем хуже охлаждение, тем больше непроизводительные затраты на обеспечение необходимого температурного режима стенок КС).
Известны технические решения системы охлаждения с использованием внутреннего завесного охлаждения [1]. Однако при этом возникают значительные непроизводительные потери энергетики двигателя (снижение удельного импульса по сравнению с таким же двигателем без внутренней завесы) и снижается плотность топлива (на внутреннюю завесу пускают часть горючего, что увеличивает его общий расход, и т. к. горючее менее плотно, чем окислитель, то плотность топлива снижается).
Наиболее близким аналогом изобретения являются схемы проточного охлаждения стенки КС охлаждающей жидкостью, которая протекает с большой скоростью между внутренней и внешней оболочкой (трактом регенеративного охлаждения) КС. При этом, в качестве этой жидкости может использоваться штатный компонент (например, горючее) [2].
Недостатками прототипа являются:
- малоэффективное охлаждение КС;
- использование в качестве охладителя одного из компонентов ЖРД.
Задачей изобретения является повышение эффективности охлаждения КС и, как следствие, эффективности ЖРД и расширение возможности применения ЖРД.
Это достигается за счет того, что в систему охлаждения камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя, включающую в себя тракт регенеративного охлаждения, введен баллон хранения промежуточного охладителя с клапаном, теплообменник-охладитель, при этом выход из тракта регенеративного охлаждения камеры сгорания соединен со входом в теплообменник-охладитель через турбину по линии теплоносителя, а выход теплообменника-охладителя по линии теплоносителя сообщен с помощью клапана с баллоном хранения промежуточного охладителя, причем вход и выход теплообменника-охладителя по линии холодоносителя соединены соответственно с магистралью подачи и отвода холодоносителя, выход насоса соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания.
На чертеже изображена предложенная система охлаждения камеры сгорания (КС) жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), где:
1 - КС;
2 - магистраль подачи и отвода холодоносителя;
3 - турбина;
4 - насос;
5 - баллон хранения промежуточного охладителя;
6 - теплообменник-охладитель;
7 - клапан;
8 - тракт регенеративного охлаждения.
Предложенная система охлаждения камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя включает в себя камеру сгорания 1 с трактом регенеративного охлаждения 8, турбину 3, насос 4, теплообменник-охладитель 6, магистраль подачи и отвода холодоносителя 2 и баллон хранения промежуточного охладителя 5 с клапаном 7, при этом выход из тракта регенеративного охлаждения 8 камеры сгорания 1 соединен со входом в турбину 3, а выход турбины 3 соединен со входом в теплообменник-охладитель 6 по линии теплоносителя, выход теплообменника-охладителя 6 по линии теплоносителя соединен со входом в насос 4 и с баллоном хранения промежуточного охладителя 5 через клапан 7, а вход и выход теплообменника-охладителя 6 по линии холодоносителя соединен с магистралью подачи и отвода холодоносителя 2, выход насоса 4 соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения 8 камеры сгорания 1.
Система охлаждения КС ЖРД функционирует следующим образом. В тракте регенеративного охлаждения 8 КС 1 происходит нагрев промежуточного охладителя. После чего газообразный промежуточный охладитель (или газожидкостная смесь, если в КС 1 не происходит полная газификация охладителя) срабатывает на турбине 3, приводящей в действие насос 4. После турбины 3 промежуточный охладитель подается в теплообменник-охладитель 6, где охлаждается или конденсируется за счет теплообмена с холодоносителем, подаваемым по магистрале 2. Далее в насосе 4 происходит нагнетание давления промежуточного охладителя и он вновь подается на вход в тракт регенеративного охлаждения 8 КС 1. Цикл замкнулся.
Баллон 5 предназначен для хранения промежуточного охладителя и компенсации его утечек, с помощью клапана 7, в случае возможной негерметичности контура системы охлаждения.
Энергия для компенсации с помощью насоса 4 неизбежных при охлаждении КС 1 потерь давления промежуточного охладителя получается за счет разности работ нагретого охладителя на турбине 3 и охлажденного охладителя в насосе 4.
При запуске ЖРД с предложенной системой охлаждения КС необходимо предусмотреть предварительную раскрутку турбины 3 и насоса 4, чтобы обеспечить прокачку промежуточного охладителя через тракт регенеративного охлаждения 8 КС 1 в начале работы ЖРД для обеспечения необходимого теплового режима внутренней стенки КС 1, что происходит за счет подачи охладителя из баллона 5 через клапан 7, где охладитель хранится под высоким давлением. В этом случае при останове двигателя возможна закачка охладителя назад в баллон 5.
Предложенная система охлаждения позволяет за счет использования высокоэффективного промежуточного охладителя и его повышенных перепадов давления в тракте охлаждения КС резко интенсифицировать теплоотвод от внутренней стенки КС ЖРД и увеличить уровень давления в КС. Это ведет к увеличению удельного импульса двигателя и повышает плотность топлива. Например, для высотного двигателя тягой 8000 кгс при давлении в КС ~ 160 ата использование предлагаемой системы охлаждения увеличивает удельный импульс на 2% по сравнению с прототипом и на 0,1% плотность топлива. При этом прирост массы полезного груза, например, для разгонного ракетного блока типа ДМ составляет 150 кг (на 8-12% больше, чем у прототипа).
Поскольку предложенная система охлаждения КС является самообеспечивающейся в части компенсации в цикле потерь давления промежуточного охладителя, то наличие в ЖРД предлагаемой системы охлаждения позволяет снизить мощность агрегатов системы подачи компонентов топлива, что благоприятно сказывается на массе двигателя и позволяет реализовывать при прочих равных условиях более высокие давления в КС.
Все элементы предложенной системы охлаждения КС ЖРД являются хорошо известными в науке и технике и не представляют больших сложностей при производстве. Поэтому производство представленной системы охлаждения возможно на базе уже существующих производств без переделки последних.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей", стр. 58-59, /в 2-х книгах /Под ред. В.М. Кудрявцева, изд. 4-е перераб. и доп. - М.: "Высшая школа", 1993 - ил.
2. "Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей", стр. 55-57, /в 2-х книгах /Под ред. В.М. Кудрявцева, изд. 4-е перераб. и доп. - М.: "Высшая школа", 1993 - ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2179650C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2149276C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2156721C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2173399C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2182984C2 |
КИСЛОРОДО-ВОДОРОДНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2183759C2 |
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2174620C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ | 2000 |
|
RU2183760C2 |
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1998 |
|
RU2148181C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ И СПОСОБ ЗАПУСКА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ | 2000 |
|
RU2183761C2 |
Система охлаждения камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя с трактом регенеративного охлаждения содержит баллон хранения промежуточного охладителя с клапаном и теплообменник-охладитель. Выход тракта регенеративного охлаждения камеры сгорания соединен со входом в теплообменник-охладитель через турбину по линии теплоносителя. Выход теплообменника-охладителя по линии теплоносителя сообщен с помощью клапана с баллоном хранения промежуточного охладителя. Вход и выход теплообменника-охладителя по линии холодоносителя соединены соответственно с магистралью подачи и отвода холодоносителя. Выход насоса соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания. Изобретение позволит повысить эффективность и расширить возможности жидкостного ракетного двигателя. 1 ил.
Система охлаждения камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя, включающая в себя тракт регенеративного охлаждения, отличающаяся тем, что в нее введен баллон хранения промежуточного охладителя с клапаном, теплообменник-охладитель, при этом выход тракта регенеративного охлаждения камеры сгорания соединен со входом в теплообменник-охладитель через турбину по линии теплоносителя, а выход теплообменника-охладителя по линии теплоносителя сообщен с помощью клапана с баллоном хранения промежуточного охладителя, причем вход и выход теплообменника-охладителя по линии холодоносителя соединены соответственно с магистралью подачи и отвода холодоносителя, выход насоса соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания.
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1998 |
|
RU2148181C1 |
GB 792909 А, 02.04.1958 | |||
US 3516254 А, 23.06.1970 | |||
СПОСОБЫ И СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСПОЗНАВАНИЯ СИМВОЛОВ | 2014 |
|
RU2640322C2 |
US 6502297 А, 25.04.2000 | |||
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1995 |
|
RU2095608C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА КРИОГЕННОМ ТОПЛИВЕ | 1995 |
|
RU2095607C1 |
Устройство для привода насосов, подающих топливо и окислитель в жидкостный реактивный двигатель | 1950 |
|
SU90336A1 |
КУДРЯВЦЕВ В.М | |||
и др | |||
Основы теории ракетных двигателей | |||
- М.: Высшая школа, 1993, с | |||
Устройство двукратного усилителя с катодными лампами | 1920 |
|
SU55A1 |
КАЦ Б.М | |||
и др | |||
Пусковые системы авиационных газотурбинных двигателей | |||
- М.: Машиностроение, 1976, с | |||
Способ утилизации отработанного щелока из бучильных котлов отбельных фабрик | 1923 |
|
SU197A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
2003-05-27—Публикация
2000-05-03—Подача