Изобретение относится к области горного дела, в частности к нефтедобывающей отрасли, и может быть использовано для гашения вибрации, предотвращения маятникового эффекта, предохранения электрокабеля от механических повреждений установок электроцентробежных насосов в нефтегазодобывающих и водозаборных скважинах.
Известны устройства для гашения колебаний, содержащие корпус гидроцилиндра, поршень со штоком, дросселирующие отверстия [2, 3].
Недостатком известных устройств являются их ограниченные функциональные возможности, особенно при использовании в экстремальных условиях, которые имеют место в нефтяных и водозаборных скважинах, оснащенных электроцентробежными насосами.
Известен гидравлический демфер транспортного средства [1], содержащий рабочий цилиндр, шток, опорные кольца.
Недостатком известного устройства является его ограниченная функциональная возможность, а также его эксплуатационная ненадежность при использовании в нефтяных и водозаборных скважинах.
Техническая задача состоит в расширении функциональных возможностей при использовании устройства амортизатора в нефтяных и водозаборных скважинах, оснащенных электроцентробежными насосами, где температура рабочей среды достигает 100oС и более, где устройство амортизатора испытывает большие механические нагрузки.
При эксплуатации скважин электроцентробежными насосами происходят аварии (обрывы по фланцевым соединениям, корпусам, шейкам секций электроцентробежных насосов).
Непроизводительные затраты на ликвидацию аварии в скважине, оснащенной электроцентробежным насосом в среднем составляет более 300 000 рублей.
Основной причиной аварий являются вибрация и маятниковый эффект электроцентробежного насоса с подвеской насосно-компрессорных труб в процессе его эксплуатации, а также механические повреждения кабеля в скважине в процессе выполнения спуско-подъемных операций.
При дефектовке примерно около 80% (по данным ОАО "Нижневартовскнефтегаз") деталей электроцентробежных насосов имеют не равномерный, а односторонний износ валов, защитных втулок направляющих аппаратов, рабочих колес и других элементов конструкции установок в результате воздействия и маятникового эффекта.
Существующие технические решения гашения вибраций, маятникового эффекта, защиты электрокабеля от механических повреждений электроцентробежных насосов в скважинах (использование противополетных хомутов, противоотворотных гаек крепления секций, изменение режима работы (вращение) электродвигателя и т.д. ) не обеспечивают надежность эксплуатации скважин.
Решение технической задачи достигается тем, что в устройстве корпус амортизатора снабжен кольцевыми секторами из эластичного материала, распределенными по наружной поверхности с определенным шагом, в теле корпуса амортизатора в направлении оси подвески насосно-компрессорных труб выполнены открытые долевые пазы гидравлической связи для протока рабочей среды и расположения электрокабеля электроцентробежного насоса, причем размер диаметра центрального отверстия в корпусе амортизатора равен размеру диаметра наружной поверхности насосно-компрессорных труб, а наружная поверхность кольцевых секторов с определенным расчетным натягом взаимодействует с внутренней поверхностью эксплуатационной колонны в скважине.
Для крепления электрокабеля хомутами в долевом пазу в корпусе амортизатора выполнена кольцевая выточка.
На фиг. 1 изображено устройство амортизатора - общий вид.
На фиг. 2 - сечение А - А на фиг. 1.
На фиг. 3 изображен вариант устройства амортизатора, выполненный в виде втулки с долевыми пазами, кольцевыми секторами надеваемой на насосно-компрессорную трубу в процессе спуска электроцентробежного насоса в скважину и снимаемой с насосно-компрессорной трубы в процессе подъема электроцентробежного насоса из скважины.
На фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3.
На фиг. 5 изображен вариант прокладки и крепления хомутами электрокабеля на подвеске насосно-компрессорных труб при конструкции устройства амортизатора, выполненной в виде втулки согласно фиг. 3 и 4.
Устройство амортизатора электроцентробежного насоса в скважине содержит:
корпус амортизатора, выполненный из эластичного материала 1 (фиг. 1);
кольцевые секторы 2 (фиг. 1 - 5);
хомут для крепления электрокабеля 3 (фиг. 1 - 5);
кольцевую выточку в корпусе амортизатора 4 (фиг. 1, 3, 5);
диаметр наружной поверхности насосно-компрессорной трубы 5 (фиг. 1, 3, 5);
насосно-компрессорную трубу 6 (фиг. 1 - 5);
расчетный диаметр наружной поверхности кольцевых секторов 7 (фиг. 1, 3, 5);
внутренней размер диаметра эксплуатационной колонны 8 (фиг. 1, 3, 5);
соединительные муфты 9 (фиг. 1, 3, 5);
эксплуатационную колонну 10 (фиг. 1 - 5);
долевые пазы гидравлической связи для перетока рабочей среды и расположения электрокабеля 11 (фиг. 2, 4);
электрокабель 12 (фиг. 2, 4, 5);
вариант устройства амортизатора, выполненный в виде втулки 13 (фиг. 3, 5);
центробежный насос 14 (фиг. 5);
электродвигатель 15 (фиг. 5).
В статическом положении элементы устройства амортизатора электроцентробежного насоса взаимодействуют следующим образом: корпус 1, выполненный из эластичного материала (например, из полиуретана), установленный между соединительными муфтами 9, взаимодействует по размеру диаметра наружной поверхности 5 насосно-компрессорной трубы 6 (на чертежах показан патрубок, диаметральные размеры которого соответствуют размерам насосно-компрессорных труб).
Устройство амортизатора одно или более устанавливаются в скважину на подвеске насосно-компрессорных труб перед электроцентробежным насосом, или ниже, или одновременно перед и ниже электроцентробежного насоса.
В процессе спуска подвески насосно-компрессорных труб 6 с установкой электроцентробежного насоса 14, 15 (фиг. 5) с электрокабелем 12, закрепленным хомутами 3, расположенными в кольцевых выточках 4, и с устройством амортизатора 1 через долевые пазы гидравлической связи 11, происходит переток рабочей среды, и давления в объемах эксплуатационной колонны 10 разделенных устройством амортизатора выравниваются.
При этом электрокабель 12 проходит через один из долевых пазов 11, что позволяет предохранить электрокабель от механических повреждений в процессе спуска и подъема подвески насосно-компрессорных труб с электроцентробежным насосом при взаимодействии устройства амортизатора и внутреннего диаметра эксплуатационной колонны 8.
На фиг. 3 изображен вариант устройства амортизатора, выполненный в виде втулки с долевыми пазами и кольцевыми секторами, надеваемой на насосно-компрессорную трубу в процессе спуска электроцентробежного насоса в скважину и снимаемой с насосно-компрессорной трубы в процессе подъема электроцентробежного насоса из скважины.
На фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3.
На фиг. 5 изображен вариант прокладки и крепления хомутами электрокабеля на подвеске насосно-компрессорных труб 6 при конструкции устройства амортизатора, выполненной в виде втулки 13 с долевыми пазами 11.
По данному варианту электрокабель 12, закрепляемый хомутами 3, проходит через долевые пазы 11, выполненные во втулках 13, прокладывается по всей длине подвески насосно-компрессорных труб 6 до электроцентробежного насоса 14, 15.
Данный вариант позволяет предохранить электрокабель от механических повреждений в процессе спуска или подъема подвески насосно-компрессорных труб при взаимодействии устройства амортизатора, выполненных в виде втулок 13 и внутреннего размера диаметра эксплуатационной колонны 8.
В динамическом положении элементы устройства амортизатора взаимодействуют следующим образом. В процессе вращения электроцентробежного насоса корпус амортизатора 1, выполненный из эластичного материала (например, полиуретана), взаимодействует с наружной поверхностью насосно-компрессорной трубы 5 и одновременно через эластичные кольцевые секторы 2 с расчетным натягом взаимодействует с внутренним диаметром эксплуатационной колонны 8, что позволяет снизить вибрацию и предотвратить маятниковый эффект электроцентробежного насоса и подвески насосно-компрессорных труб.
Предложенное новое техническое решение устройства амортизатора для гашения вибрации и предотвращения маятникового эффекта установок электроцентробежных насосов и подвески насосно-компрессорных труб, а также предохранения электрокабеля от механических повреждений при выполнении спуско-подъемных операций в нефтяных и водозаборных скважинах отличается от известных технических решений новизной, просто в изготовлении, удобно при монтаже, надежно в эксплуатации, конкурентоспособно и его использование в производстве даст положительный технико-экономический эффект.
В 1999 г. в ОАО "Самотлорнефтегаз" г. Нижневартовск Тюменской обл. проведена опытная эксплуатация десяти установок амортизатора в нефтяных скважинах, оснащенных электроцентробежными насосами.
Устройства амортизатора были установлены в скважинах на глубине 2000 метров.
По результатам подконтрольной эксплуатации средняя наработка на отказ электроцентробежных насосов увеличилась на 45-50 % и более в результате снижения вибраций, предотвращения маятникового эффекта электроцентробежных насосов с подвеской насосно-компрессорных труб и предохранения электрокабеля от механических повреждений при проведении спуско-подъемных операций.
В настоящее время авторами ведутся корректировка технической документации и подготовка производства по выпуску устройств амортизатора для обеспечения нефтяных и водозаборных скважин, оснащенных электроцентробежными насосами, используемыми на месторождениях Российской Федерации.
Источники информации
1. Авторское свидетельство 1610127 А1, F 16 F 9/50, 1990 г.
2. Авторское свидетельство 697763, F 16 F 9/48, 1979 г.
3. Авторское свидетельство 911066, F 16 F 9/48, 1982 г.
4. УДК (622.242+622.27605)075.3. Ремонт и монтаж нефтепромыслового оборудования. А.А. Раабен и др. Стр. 163-167. Москва. "Недра". 1989 г.
5. УДК 622.276.031.011.43. Техника и технология определения параметра скважин и пластов. В.Н. Василевский, А.И. Петров. Москва. "Недра". 1989 г. Стр.52-54.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО АМОРТИЗАТОРА ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА В СКВАЖИНЕ | 2010 |
|
RU2446315C2 |
ПРОТЕКТОР | 2009 |
|
RU2403373C1 |
ПРОТЕКТОР | 2009 |
|
RU2403372C2 |
ПРОТЕКТОР | 2009 |
|
RU2402672C1 |
ПРОТЕКТОР ДЛЯ ЗАЩИТЫ КАК СИЛОВОГО КАБЕЛЯ, ТАК И КАПИЛЛЯРНОЙ ТРУБКИ В СКВАЖИНЕ | 2008 |
|
RU2393325C1 |
ПРОТЕКТОР | 2009 |
|
RU2401934C1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ СИЛОВОГО КАБЕЛЯ В СКВАЖИНЕ | 2000 |
|
RU2204685C2 |
ПРОТЕКТОР | 2009 |
|
RU2402671C1 |
ПРОТЕКТОР ДЛЯ ЗАЩИТЫ СИЛОВОГО КАБЕЛЯ В СКВАЖИНЕ | 2003 |
|
RU2250345C1 |
ПРОТЕКТОР ДЛЯ ЗАЩИТЫ СИЛОВОГО КАБЕЛЯ В СКВАЖИНЕ | 2002 |
|
RU2249668C2 |
Изобретение относится к области горного дела, в частности к нефтедобывающей отрасли, и может быть использовано для гашения вибрации, предотвращения маятникового эффекта, предохранения электрокабеля от механических повреждений установок электроцентробежных насосов с подвеской насосно-компрессорных труб в нефтегазодобывающих и водозаборных скважинах. В устройстве корпус амортизатора выполнен в виде поршня из эластичного материала и снабжен кольцевыми секторами из эластичного материала, распределенными по наружной поверхности с определенным шагом, в теле корпуса амортизатора в направлении оси подвески насосно-компрессорных труб выполнены открытые долевые пазы гидравлической связи для протока рабочей среды и расположения электрокабеля электроцентробежного насоса. Размер диаметра центрального отверстия в корпусе амортизатора равен размеру диаметра наружной поверхности насосно-компрессорных труб. Наружная поверхность кольцевых секторов с определенным расчетным натягом взаимодействует с внутренней поверхностью эксплуатационной колонны в скважине. Для крепления электрокабеля хомутами в долевом пазу в корпусе амортизатора выполнена кольцевая выточка. Технический результат - расширение функциональных возможностей, а также предохранение электрокабеля от механических повреждений при выполнении спускоподъемных операций в нефтяных и водозаборных скважинах, простота в изготовлении, монтаже и надежность в эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Гидравлический демпфер транспортного средства | 1988 |
|
SU1610127A1 |
ТРУБЧАТЫЙ АЛЮРТИЗАТОР | 0 |
|
SU178614A1 |
ДЕМПФИРУЮЩАЯ ОПОРА | 0 |
|
SU176147A1 |
ДЕМПФЕР | 1991 |
|
RU2017025C1 |
Бульдозерное оборудование | 1984 |
|
SU1244242A1 |
US 3758238 11.09.1973 | |||
ПАТРОН ЛАМПЫ ДЛЯ ПЕЧИ С БАЙОНЕТНЫМ ЗАМКОМ | 2009 |
|
RU2530530C2 |
Авторы
Даты
2003-06-20—Публикация
2000-05-31—Подача