Изобретение относится к области военно-инженерного дела для использования в зонах чрезвычайных ситуаций, в частности к противоминному тралящему оборудованию для проделывания проходов на заминированных участках местности.
Заявителю известно тралящее оборудование - трал FWMP (США), предназначенный для сплошного разминирования в слабых песчаных грунтах, имеющий решетчатый отвал с черенковыми ножами на нижней кромке (см. зарубежное военное "Обозрение" 1997 г. - 6. - С. 25 и 26).
Наиболее близким техническим решением к изобретению является ножевой минный трал по патенту РФ 2146800, содержащий две ножевые секции, установленные на базовой машине, каждая из которых включает: ножевой рабочий орган, имеющий рабочее и походное положение; механизм подвески, выполненный как шарнирный четырехзвенник - прямило с несущей рамой, шатуном, тягой и стойкой; механизм перевода рабочего органа в походное положение с механизмом стопорения и сброса рабочего органа в рабочее положение.
Недостатком данных тралов является недостаточная надежность работы механизма перевода трала при его эксплуатации в экстремальных условиях, а именно при налипании грунта и его замерзании на элементах механизма перевода, попадание влаги в пнемоцилиндры механизма подъема, находящиеся в непосредственной близости от грунта и зоны прорезания грунта ножевым рабочим органом, а также невозможность траления противоднищевых мин со штыревыми взрывателями в межколейном участке.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение надежности работы механизма перевода трала, а также защищенности базовой машины, за счет включения в конструкцию трала устройства траления противоднищевых мин.
Общие признаки предлагаемого ножевого минного трала: трал содержит две ножевые секции, установленные на базовой машине, каждая из которых включает ножевой рабочий орган, механизм перевода рабочего органа в походное положение, механизм стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение, а также механизм подвески рабочего органа, выполненный как шарнирный четырехзвенник, состоящий из кривошипа, шатуна, тяги и стойки.
Отличительные признаки заключаются в следующем:
1. Механизм перевода скомпонован на верхнем лобовом листе корпуса базовой машины и состоит из полиспаста с исполнительным пневмоцилиндром, запитанным посредством наружных и внутренних пневмотрасс от пневмосистемы базовой машины, при этом на штоке пневмоцилиндра установлен верхний подвижный блок полиспаста с возможностью взаимодействия посредством каната или иной гибкой кинематической связи с нижним подвижным блоком, в корпусе которого закреплен один из концов каната, а второй - зафиксирован на корпусе пневмоцилиндра, причем нижний блок охватывается подъемным канатом с возможностью взаимодействия через неподвижный блок, закрепленный на стойке, с кривошипом подвески трала.
2. Механизм стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение встроен в кривошип и включает захват, установленный на одном валу с рычагом, снабженным роликом, а также стопорный элемент, выполненный как поворотный рычаг с возможностью двустороннего взаимодействия, а именно с роликом пары рычаг - захват при помощи спрофилированной контактной поверхности и с тяговым реле, запитанным от системы электрооборудования базовой машины.
3. Каждая ножевая секция снабжена устройством траления противоднищевых мин (УТПМ), состоящим из корпуса с проушиной, устанавливаемого на шатун подвески ножевой секции, с одной стороны которого шарнирно установлен подпружиненный рабочий элемент - штанга, а с другой - предохранительное звено в виде тяги телескопической конструкции, состоящей из трубы, штока и пружины, причем УТПМ установлено с возможностью перекрытия штангами, параллельными грунту, не протраливаемого ножевыми секциями межколейного участка перед базовой машиной, а высота штанг над уровнем грунта не превышает расстояние от нижней кромки корпуса базовой машины до грунта.
Размещение механизма перевода на верхнем лобовом листе корпуса базовой машины, состоящего из полиспаста с исполнительным пневмоцилиндром, запитанным посредством наружных и внутренних пневмотрасс от пневмосистемы базовой машины, с установкой на штоке пневмоцилиндра верхнего подвижного блока полиспаста с возможностью взаимодействия посредством каната или иной гибкой кинематической связи с нижним подвижным блоком, в корпусе которого закреплен один из концов каната, а второй зафиксирован на корпусе пневмоцилиндра, причем нижний блок охватывается подъемным канатом с возможностью взаимодействия через неподвижный блок, закрепленный на стойке, с кривошипом подвески трала, обеспечивает более высокую надежность работы механизма перевода рабочего органа в походное положение за счет удаления его составных частей, а именно полиспаста и пневмоцилиндра из рабочей зоны, а значит уменьшения воздействия на них грунта и влаги.
Применение механизма стопорения рабочего органа, который встроен в кривошип и включает захват, установленный на одном валу с рычагом, снабженным роликом, а также стопорный элемент, выполненный как поворотный рычаг с возможностью двустороннего взаимодействия, а именно с роликом пары рычаг - захват при помощи спрофилированной контактной поверхности и с тяговым реле, запитанным от системы электрооборудования базовой машины, обеспечивает надежную фиксацию рабочего органа в походном положении и его сброс в рабочее положение.
Снабжение каждой ножевой секции устройством траления противоднищевых мин (УТПМ), состоящим из корпуса с проушиной, устанавливаемого на шатун подвески ножевой секции, с одной стороны которого шарнирно установлен подпружиненный рабочий элемент - штанга, а с другой предохранительное звено в виде тяги телескопической конструкции, состоящей из трубы, штока и пружины исключает разрушение конструкции и обеспечивает его надежную работу при тралении. Установка УТПМ с возможностью перекрытия штангами, параллельными грунту, не протраливаемого ножевыми секциями межколейного участка перед базовой машиной с высотой штанг над уровнем грунта, не превышающей расстояние от нижней кромки корпуса базовой машины до грунта, обеспечивает траление противоднищевых мин, а значит повышает защищенность базовой машины.
Ножевой минный трал схематично изображен на прилагаемом чертеже, где на фиг. 1 - представлен общий вид трала сбоку; на фиг.2 - походное положение трала; на фиг.3 - вид трала сверху; на фиг.4 - вид на механизм стопорения и сброса рабочего органа; на фиг.5 - вид на устройство траления противоднищевых мин.
Ножевой минный трал состоит из установленных на базовую машину 1 двух ножевых секций, каждая из которых включает ножевой рабочий орган 2, механизм перевода 3 рабочего органа в походное положение, механизма стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение 4, а также механизм подвески рабочего органа, выполненный как шарнирный четырехзвенник, состоящий из кривошипа 5, шатуна 6, тяги 7 и стойки 8. Механизм перевода 3 скомпонован на верхнем лобовом листе корпуса базовой машины и состоит из полиспаста 9 с исполнительным пневмоцилиндром 10, запитанным посредством наружных и внутренних пневмотрас 11 от пневмосистемы базовой машины 1, при этом на штоке пневмоцилиндра 10 установлен верхний подвижный блок полиспаста 12 с возможностью взаимодействия посредством каната 13 или иной гибкой кинематической связи с нижним подвижным блоком 14, в корпусе которого закреплен один из концов каната, а второй - зафиксирован на корпусе пневмоцилиндра 10, причем нижний блок охватывается подъемным канатом 15 с возможностью взаимодействия через неподвижный блок 16, закрепленный на стойке 8, с кривошипом 5 подвески трала. Механизм стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение 4 встроен в кривошип 5 и включает захват 17, установленный на одном валу 18 с рычагом 19, снабженным роликом 20, а также стопорный элемент 21, выполненный как поворотный рычаг с возможностью двустороннего взаимодействия, а именно с роликом пары рычаг 19 - захват 17 при помощи спрофилированной контактной поверхности и с тяговым реле 22, запитанным от системы электрооборудования базовой машины 1.
Кроме этого каждая ножевая секция снабжена устройством траления противоднищевых мин 23, состоящим из корпуса 24 с проушиной 25, устанавливаемого на шатун 6 подвески ножевой секции, с одной стороны которого шарнирно установлен подпружиненный рабочий элемент - штанга 26 с пружиной 27, а с другой - предохранительное звено 28 в виде тяги телескопической конструкции, состоящей из трубы 29, штока 30 и пружины 31, причем УТПM установлено с возможностью перекрытия штангами, параллельными грунту, не протраливаемого ножевыми секциями межколейного участка перед базовой машиной 1, а высота штанг Н1 над уровнем грунта не превышает расстояние H2 от нижней кромки корпуса базовой машины до грунта.
Работает трал следующим образом. После прохождения базовой машины с тралом минного поля механик-водитель открывает кран пневмосистемы 11, при этом происходит выдвижение штока пневмоцилиндра 10 с блоком полиспаста 12, который, через канат 13 взаимодействуя с нижним неподвижным блоком 14 и подъемным канатом 15, обеспечивает перевод ножевого рабочего органа 2 в походное положение. При подъеме рабочего органа в крайнее верхнее положение происходит его фиксация в походное положение за счет зацепления захвата 17 механизма стопорения 4 за крюк, закрепленный на стойке 8. Стопорение захвата 17 от поворота и выхода из зацепления с крюком осуществляется рычагом 19, установленным на шлицах вала 18 и опирающимся своим роликом 20 на рычаг 21.
Выключение стопорного механизма при переводе ножевого рабочего органа в рабочее положение осуществляется тяговым реле 22, которое выводит рычаг 21 из под ролика 20, тем самым освобождая захват, при этом ножевая секция переводится в рабочее положение под действием пружины. Включение тягового реле 22 осуществляется с места механика-водителя от системы электрооборудования машины.
Также при движении базовой машины с тралом по минному полю при встрече устройства траления противоднищевых мин со штыревыми взрывателями в межколейном участке перед базовой машиной штанги 26 отклоняют штырь противоднищевой мины и приводят ее к срабатыванию на расстоянии, безопасном для базовой машины. При встрече штанг с непреодолимым препятствием (пни, крупные камни и т.д.) штанга поворачивается в месте шарнирного соединения с корпусом 24 с деформацией упругих элементов, а также предохранительного звена 27.
После прохождения препятствия под действием пружин 27 и 31 штанга 26 возвращается в исходное положение. Таким образом происходит траление мин со штыревыми взрывателями в межколейном участке перед базовой машиной.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НОЖЕВОЙ МИННЫЙ ТРАЛ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН РАЗГРАЖДЕНИЯ | 2000 |
|
RU2168693C1 |
Устройство ножевой секции ножевого минного трала для боевых машин | 2023 |
|
RU2813998C1 |
НОЖЕВОЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 1999 |
|
RU2147364C1 |
Бойковый минный трал сплошного траления | 2022 |
|
RU2783325C1 |
Модульный минный трал сплошного траления | 2018 |
|
RU2696889C1 |
МОДУЛЬНЫЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 2011 |
|
RU2478182C1 |
ИНЖЕНЕРНЫЙ КАТКОВЫЙ МИННЫЙ ТРАЛЬЩИК | 2002 |
|
RU2221982C1 |
ДОРОЖНАЯ МАШИНА РАЗМИНИРОВАНИЯ | 2002 |
|
RU2210721C1 |
ПРОТИВОМИННЫЙ ТРАЛ | 2001 |
|
RU2187063C1 |
Изобретение относится к военно-инженерному делу для использования в зонах чрезвычайных ситуаций, в частности к противоминному тралящему оборудованию для проделывания проходов на заминированных участках местности. Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы механизма перевода, а также защищенности базовой машины. Ножевой минный трал содержит две ножевые секции, установленные на базовой, машине. Каждая из секций имеет ножевой рабочий орган, механизм перевода рабочего органа в исходное положение и сброса в рабочее положение, а также механизм подвески рабочего органа, при этом механизм перевода скомпонован на верхнем лобовом листе корпуса базовой машины и состоит из полиспаста с исполнительным пневмоцилиндром, на штоке которого установлен верхний подвижный блок полиспаста с возможностью взаимодействия посредством каната или иной гибкой связи с нижним подвижным блоком, в корпусе которого закреплен один из концов каната, а второй зафиксирован на корпусе пневмоцилиндра, причем нижний блок охватывается подъемным канатом с возможностью взаимодействия через неподвижный блок, закрепленный на стойке, с кривошипом подвески трала. 2.з.п.ф-лы, 5 ил.
НОЖЕВОЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 1998 |
|
RU2146800C1 |
НОЖЕВОЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 1999 |
|
RU2147364C1 |
ИНЖЕНЕРНАЯ МАШИНА РАЗГРАЖДЕНИЯ | 1994 |
|
RU2079094C1 |
US 5046565 A, 10.09.1991 | |||
US 5373774 A, 20.12.1994 | |||
Крутонаклонный ленточный конвейер | 2001 |
|
RU2220894C2 |
US 3771413 A, 13.11.1973 | |||
DE 19633186 A1, 19.02.1998. |
Авторы
Даты
2003-08-10—Публикация
2002-05-21—Подача