Изобретение относится к области военно-инженерного дела и предназначено для преодоления минных полей на путях движения и маневра войск при подготовке и в ходе проведения операций (боевых действий), а также для сплошной очистки местности от взрывоопасных предметов.
Известны навесные средства механического траления: колейный минный трал КМТ-5, КМТ-7 (катково-ножевой), инженерный танковый минный трал ТМТ-К (колейный катковый), инженерный танковый минный трал ТМТ-С (сплошной катковый), колейные минные тралы ножевого типа КМТ-6, КМТ-8, КМТ-10 и многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-6» (бойковый, катковый, фрезерный). Зарубежными аналогами являются: MCR, МСВ, TWMP, FWMP, "MRPz Keiler" и др.
Бойковый минный трал осуществляет сплошную очистку местности от взрывоопасных предметов за счет высокочастотного вращения ротора с бойками, которые, обладая мощной кинетической энергией, ударяют по минам, разрушая, либо инициируя их срабатывание.
Принцип действия Катковых (катково-ножевых) минных тралов основан на передаче давления от стальных катков на взрыватель мины нажимного действия, что приводит к ее подрыву. Минные тралы данного типа особенно эффективны на дорогах и твердых (мерзлых) грунтах. Взрывоустойчивы, способны выдержать до десяти подрывов.
Ножевые минные тралы - индивидуальное средство преодоления минно-взрывных заграждений. Отвалы вертикальными ножами разрезают грунт перед гусеницами движущейся боевой машины, извлекая таким образом мины на поверхность и отводя их вправо-влево от проекции машины. Ножевые тралы эффективны в мягких и сыпучих (песчаных) грунтах, а также на снегу.
Вышеперечисленные тралы не лишены недостатков, обусловленных конструктивными и техническими параметрами:
бойковые тралы в настоящее время не предназначены для преодоления противотанковых минных полей, они способны выдержать до 10 подрывов противопехотных мин;
катковые (катково-ножевые) тралы имеют большую массу, чем резко снижают ходовые и маневренные качества тральщика, неэффективны в рыхлых грунтах. Требуют дополнительного транспорта для подвоза и навешивания;
ножевые тралы ограничены по применению в грунтах 3-й категории и выше. Являясь индивидуальным средством траления, обеспечивают только колейный проход. Не взрывоустойчивы.
Для борьбы с противоднищевыми минами тралы дополнительно оборудуются поперечными штангами (цепями) - для контактных (штыревых) взрывателей, а также электромагнитными приставками - для неконтактных (магнитных) взрывателей.
Состоящая на вооружении электромагнитная приставка ЭМТ, обеспечивает траление мин, оснащенных неконтактными магнитными взрывателями, в полосе шириной 4 метра, на удалении до 2-х метров. Основными элементами приставки являются 2 электромагнита и преобразовательно-коммутирующее устройство (ПКУ-1). Приставка практически не ухудшает скоростных и маневренных качеств боевой машины и, находясь в режиме траления на всем протяжении маршрута, обеспечивает своевременный дистанционный подрыв взрывоопасных предметов.
Существует вариант конструкции минного трала (см. патент RU 2146800 C1 от 20.03.2000 г.), представленный двумя ножевыми секциями, каждая из которых включает ножевой рабочий орган, состоящий из отвала с черенковыми ножами и механизм подвески с кронштейном крепления к базовой машине. Особенность конструкции заключается в том, что механизм подвески трала выполнен в виде шарнирного четырехзвенника-прямила с возможностью обеспечения величины давления ножевой секции на грунт, близкой к постоянной, и регулирования перемещения ножей на всем диапазоне продольного и поперечного копирования.
К недостаткам данного варианта можно отнести слабую износостойкость и прочность конструкции, ввиду множества ее составных элементов и, как следствие, высокую подверженность выхода из строя. Кроме того, подобный трал способен обеспечить лишь индивидуальный колейный проход, с чем успешно справляются существующие КМТ-6, КМТ-8 и КМТ-10.
Известен вариант исполнения минного трала (см. патент RU 2210053 C1 от 10.08.2003 г.), состоящего из двух ножевых секций, установленных на базовой машине, каждая из которых включает ножевой рабочий орган, механизм перевода рабочего органа в походное положение, механизм стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение, а также механизм подвески рабочего органа, выполненный как шарнирный четырехзвенник, состоящий из кривошипа, шатуна, тяги и стойки.
Особенностью конструкции является механизм перевода, скомпонованный на верхнем лобовом листе корпуса базовой машины и состоящий из полиспаста с исполнительным пневмоцилиндром, на штоке которого установлен верхний подвижный блок полиспаста с возможностью взаимодействия посредством каната или иной гибкой связи с нижним подвижным блоком. В корпусе блока закреплен один из концов каната, а второй зафиксирован на корпусе пневмоцилиндра, причем нижний блок охватывается подъемным канатом с возможностью взаимодействия через неподвижный блок.
Данное техническое решение не позволяет эффективно осуществлять траление мерзлых грунтов и грунтов выше 3-й категории. У трала низкая защищенность от повреждений составных узлов механизма перевода (полиспаста, троса, элементов пневмосистемы). При помощи подобной конструкции возможно проделывание только колейного прохода, в то время, как существует большая потребность в проделывании сплошных проходов в минных полях противника.
Предлагаемый вариант ножевого минного трала обладает рядом преимуществ по отношению к рассмотренным ранее, а именно:
относительно высокая точность копирования рельефа местности;
универсальный механизм крепления, позволяющий его применять со всеми основными типами танков;
возможность замены поврежденных элементов ножевых секций;
наличие уже существующих элементов конструкции, не требующих дополнительной разработки;
возможность траления как противогусеничных, так и противоднищевых мин;
проделывание сплошного прохода в минных полях противника.
Общие признаки предлагаемого изобретения:
Ножевой минный трал представляет собой сплошную двух отвальную ножевую секцию, состоящую из двух правых и двух левых рабочих органов серийных тралов КМТ-7 (КМТ-8), а также дополнительного центрального отвала (клиновидного). Крайние рабочие органы крепятся штатно на свои места к базовой машине. В межколейном пространстве устанавливаются две поперечные рамы, на которые так же штатными креплениями присоединяются дополнительные правый и левый отвалы. Центральный рабочий орган располагается на выносной продольной раме.
Отличительные (достаточные) признаки:
ножевой минный трал сплошного траления;
сочетание в конструкции трала существующих (серийных) и новых элементов ножевой секции;
универсальное крепление для всех типов основных танков.
Принцип действия заключается в следующем: ножи прорезают грунт, выглубляют на поверхность мины и, за счет образования общей двух отвальной конструкции ножевой секции, отводят мины в стороны (вправо-влево) от движущейся боевой машины, тем самым обеспечивая сплошной проход,
Схематичное изображение трала в двух проекциях (вид сбоку, вид сверху) представлен на фиг. 1 и фиг. 2 соответственно.
Конструктивно ножевой минный трал (сплошной) состоит из следующих основных элементов: правой и левой ножевых секций тралов КМТ-7 (КМТ-8) 1, навешанных на штатное сцепное устройство 2; правой и левой ножевых секций тралов КМТ-7 (КМТ-8) 3, прикрепленных к поперечной раме 4; центральной ножевой секции 5, смонтированной на выносной продольной раме 6 с пневмоцилиндром 7. Кроме того, у каждой из ножевых секций имеется опорная лыжа 8 для копирования рельефа местности.
Ножевой минный трал (сплошной) работает следующим образом: трал навешивается на танк, подключается к общей пневмосистеме базовой машины, через кран-редуктор механик-водитель осуществляет подачу сжатого воздуха для перевода ножевых секций в рабочее положение (и обратно). При движении танка прямо вперед, ножи под действием пневмоцилиндров и собственного веса трала заглубляются в грунт и прорезают его, извлекая на поверхность мины (взрывоопасные устройства) и отводя их в стороны от танка. Глубина резания ограничена лыжами ножевых секций, что обеспечивает качественное копирование рельефа местности и исключает зарывание ножей в грунт. Кроме того, на трале имеется предохранительное устройство для выглубления ножей из грунта при попадании на непреодолимое препятствие. Данное устройство работает только в боевом положении. При повреждении элементов трала в результате подрыва на мине, возможна замена его штатных ножевых секций тралов КМТ-7 (КМТ-8). При полном выходе трала из строя или повреждении центральной рамы с ножевой секцией механик-водитель производит аварийную отцепку трала штатным пультом управления.
Конструкцией ножевого минного трала предусмотрен монтаж электромагнитной приставки ЭМТ, позволяющей инициировать детонацию мин с неконтактными датчиками цели на удалении до 4-х метров.
Таким образом, достоинствами предлагаемого технического решения являются: обеспечение сплошного прохода в минно-взрывных заграждениях, за счет сочетания серийных ножевых секций (правых и левых), и новой центральной, расположенной на выносной продольной раме; качественный уровень копирования рельефа местности, а также наличие готовых штатных элементов трала, что существенно упрощает его монтаж, управление и в целом значительно повышает эффективность преодоления минно-взрывных заграждений.
Список используемой литературы
1. Вооружение и военная техника инженерных войск: учебное пособие - Москва: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2017.
2. Заграждения, их устройство и преодоление в бою - Москва: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2016.
3. Машины инженерного вооружения, часть 3. - М.: Военное издательство, 1987.
4. Полевой устав Сухопутных войск США FM 20-32. «Операции по минированию и разминированию» (в ред. 2002 г.). - М.: ГУ ГШ ВС РФ, 2003.
5. Михайлов В. И. Долгий путь с тралом: Воспоминания - Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 2005.
6. Средства преодоления минно-взрывных заграждений: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Военное издательство, 1988.
7. Махнин В.Л. Методология и логика научного познания и исследования: Учебное пособие. -М.: ВАГШ ВС РФ, 2018.
8. Патент RU 2146800 C1 от 20.03.2000 г., «Ножевой минный трал».
9. Патент RU 2210053 C1 от 10.08.2003 г., «Ножевой минный трал».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Модульный минный трал сплошного траления | 2018 |
|
RU2696889C1 |
Бойковый минный трал сплошного траления | 2022 |
|
RU2783325C1 |
НОЖЕВОЙ МИННЫЙ ТРАЛ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН РАЗГРАЖДЕНИЯ | 2000 |
|
RU2168693C1 |
СПОСОБ РАЗМИНИРОВАНИЯ И УСТРОЙСТВО БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2337306C1 |
МОДУЛЬНЫЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 2011 |
|
RU2478182C1 |
НОЖЕВОЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 1998 |
|
RU2146800C1 |
ИНЖЕНЕРНЫЙ КАТКОВЫЙ МИННЫЙ ТРАЛЬЩИК | 2002 |
|
RU2221982C1 |
МАШИНА РАЗМИНИРОВАНИЯ МЕСТНОСТИ | 2003 |
|
RU2241198C1 |
ПРОТИВОМИННЫЙ ТРАЛ | 2001 |
|
RU2187063C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ножевым минным тралам для боевых машин. Трал состоит из навешанных на штатное сцепное устройство правой и левой ножевых секций трала и других, прикрепленных к двум поперечным рамам правой и левой, ножевых секций трала, центральной ножевой секции, смонтированной на выносной продольной раме с пневмоцилиндром. У каждой из ножевых секций имеется опорная лыжа для копирования рельефа местности. Достигается возможность сплошной очистки местности от взрывоопасных предметов. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Ножевой минный трал для боевых машин, состоящий из навешанных на штатное сцепное устройство правой и левой ножевых секций трала и других, прикрепленных к двум поперечным рамам правой и левой, ножевых секций трала; центральной ножевой секции, смонтированной на выносной продольной раме с пневмоцилиндром, кроме того, у каждой из ножевых секций имеется опорная лыжа для копирования рельефа местности.
2. Ножевой минный трал по п. 1, отличающийся тем, что каждая ножевая секция независима, что повышает качество копирования рельефа местности.
3. Ножевой минный трал по п. 1, отличающийся тем, что применяется как штатное сцепное устройство, так и дополнительные поперечные рамы, к которым крепятся правая и левая ножевые секции, но также штатным способом.
DE 3904995 A1, 23.08.1990 | |||
Способ траления мин и устройство для его осуществления | 2015 |
|
RU2639837C2 |
0 |
|
SU187510A1 |
Авторы
Даты
2024-02-21—Публикация
2023-03-30—Подача