УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОНАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2003 года по МПК H02K5/12 

Описание патента на изобретение RU2210159C2

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в погружных маслонаполненных электродвигателях, предназначенных для привода погружных насосов при добыче нефти из скважин.

Устройство для гидравлической защиты предназначено для предотвращения попадания пластовой жидкости во внутреннюю полость электродвигателя, компенсации изменений объема жидкого диэлектрика в электродвигателе и передаче крутящего момента от вала двигателя к валу насоса.

Известно устройство для гидравлической зашиты погружного маслонаполненного электродвигателя, содержащее вал, три последовательно расположенные вдоль вала камеры, подшипники, торцевые уплотнения и компенсатор (1).

Недостатком этого устройства является использование быстро выходящего из строя набивного уплотнения, а значит, и создающего неблагоприятные условия для работы торцевого уплотнения. Использование двух видов масел создает неудобства в эксплуатации.

Известно также устройство для гидрозащиты, состоящее из корпуса, вала, опорного подшипника. Последний имеет кольцевое отверстие вокруг вала. Вдоль вала расположено не менее трех камер. В первой камере расположены газосборная трубка и центробежный сепаратор. В последней камере установлен газовый фильтр.

Недостатком вышеупомянутой конструкции является низкая надежность эластичного элемента и использование барьерной жидкости.

Целью изобретения является повышение надежности и ресурса работы устройства, электродвигателя в целом.

Поставленная цель достигается тем, что в нижней части протектора в полости фланца установлено дополнительное (нижнее) торцевое уплотнение, образующее совместно с вышерасположенным торцевым уплотнением, закрытую камеру, в которой размещен, например, отстойник или эластичный компенсатор. Во фланце установлена трубка, один конец которой размещен в полости упорного подшипника, а другой - расположен не ниже уровня верхней границы полости (нижнего) дополнительного торцевого уплотнения.

На чертеже представлена схема предложенного устройства для гидрозащиты.

Устройство для гидравлической защиты размещено между насосом 1 и электродвигателем 2 и состоит, по меньшей мере, из двух или более камер, последовательно расположенных в осевом направлении вдоль вала 4. Корпус 3 дисциплинирует вал 4, опирающийся на опорный подшипник 5. Торцевые уплотнения 6-8, фланцы 9-11 совместно с корпусом 3 образуют верхнюю и нижнюю камеры 12, заполненные диэлектрической жидкостью. В верхней камере 12 на каркасе 13, герметично закрепленном во фланцах 9, 10 с помощью резиновых колец 14, установлен эластичный компенсатор 15. В нижней камере 12 герметично закрытой торцевыми уплотнениями 7 и 8 на каркасе 16 закреплен, например, отстойник 17. Камеры соединены гидравлической связью через трубку 18 и канал 19. Во фланце 9 установлен предохранительный клапан 20, который сбрасывает жидкость из полости эластичного компенсатора 21 через отверстие 22. Верхняя камера 12 сообщается с внутренней полостью скважины посредством отверстия 23 во фланце 9. Посредством трубки 24 полость упорного подшипника 5 сообщается с полостью 25, которая в свою очередь через кольцевую щель 26 с полостью 27. Последняя отверстием 28 сообщается с отстойником 17, с ним же сообщается полость 25 отверстием 29.

Устройство работает следующим образом.

После запуска установки в работу жидкий диэлектрик разогревается в электродвигателе 2, увеличивается в объеме, и поступает в полость 25 (нижнего) дополнительного торцевого уплотнения 8. Далее через отверстие 29, кольцевую щель 26, полость 27, отверстие 28 в отстойник 17. Затем через трубку 18 и канал 19 диэлектрическая жидкость поступает во внутреннюю полость эластичного компенсатора.

При длительной работе электродвигателя 2 происходит нагревание заполняющей его диэлектрической жидкости. Изменение объема компенсируется за счет гидравлического перемещения в отстойнике 17, а также за счет деформации эластичного компенсатора 15. Верхнее торцевое уплотнение, работает в самых неблагоприятных условиях из-за контакта с пластовой жидкостью, в которой присутствуют механические примеси. Через определенный промежуток времени вышеуказанное торцевое уплотнение выходит из строя, а пластовая жидкость проникает во внутрь эластичного компенсатора 15, тем самым нарушая его работоспособность, и по валу 4 попадает к среднему торцевому уплотнению 7, расположенному в среднем фланце 10. При отказе в работе нагруженного торцевого уплотнения 7 пластовая жидкость не сможет мигрировать по валу 4 в полость упорного подшипника 5, а затем в электродвигатель 2, т.к. этому препятствует гидрозатвор, образованный торцевым уплотнением 7, установленным во фланце 10, и дополнительным торцевым уплотнением 8, размещенным во фланце 11, а также полостями 25 и 27, и трубкой 24.

В случае проникновения пластовой жидкости через уплотнение 7, она задерживается дополнительным торцевым уплотнением 8, размещенным в полости 25, где она скапливается и отстаивается. Пластовая жидкость лишь тогда проникает в полость упорного подшипника 5 и далее в электродвигатель 2, когда ее уровень в полости 25 достигнет верхнего края трубки 24.

Предлагаемая конструкция устройства не потеряет работоспособности даже в случае выхода из строя торцевых уплотнений 6, 7 и эластичного компенсатора 15.

Установка (нижнего) дополнительного торцевого уплотнения 8 с образованием закрытой камеры с торцевым уплотнением 7 и установкой во фланце 11 трубки 24, нижний конец которой размещен в полости упорного подшипника 5, а верхний - не ниже уровня верхней границы полости дополнительного торцевого уплотнения, позволит повысить надежность и срок службы гидрозащиты, увеличить срок службы электродвигателя в целом.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР 436415, Н 02 К 5/12, 1971 г.

2. Патент России 2099844, Н 02 К 5/12, 1994 г.

Похожие патенты RU2210159C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОНАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Вьюгов К.В.
  • Степаненко З.П.
  • Порохня Д.И.
  • Реутов В.Л.
RU2219640C2
КОМПЕНСАТОР ПОГРУЖНОГО ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Калий Валерий Алексеевич
  • Савченко Михаил Сергеевич
  • Резниченко Алексей Викторович
  • Скварский Павел Анатольевич
RU2562906C1
ПРИВОД НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ 2011
  • Гобеджишвили Теймурас Багратович
RU2464691C1
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА 2018
  • Данченко Юрий Валентинович
  • Котельников Павел Владимирович
  • Перельман Максим Олегович
  • Пошвин Евгений Вячеславович
  • Перельман Олег Михайлович
  • Сергиенко Анатолий Васильевич
RU2687674C1
ПРОТЕКТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Пимуллин Геннадий Иркабаевич
  • Пимуллина Рамиля Ахатовна
  • Пимуллин Денис Геннадьевич
  • Пимуллин Даниэль Геннадьевич
RU2484306C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Леонов Вячеслав Владимирович
RU2645106C1
Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя 1990
  • Шильман Александр Хаскелевич
  • Петрова Валентина Васильевна
SU1767623A1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Шестакова Светлана Борисовна
RU2609899C1
Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя 1990
  • Гончаренко Сергей Евгеньевич
  • Куценко Николай Петрович
  • Туровская Валерия Марковна
SU1764121A1
Устройство гидравлической защиты электродвигателя для погружных установок поддержания пластового давления (варианты) 2018
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Сабиров Альгинат Азгарович
  • Каюда Марк Сергеевич
RU2695394C1

Реферат патента 2003 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОНАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в погружных маслонаполненных электродвигателях, предназначенных для привода погружных насосов при откачке жидкости из скважин. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и ресурса работы устройства, и электродвигателя в целом. Устройство для гидравлической защиты содержит дополнительное торцевое уплотнение, расположенное в нижней части протектора, в полости фланца, и образующее с вышерасположенным торцевым уплотнением закрытую камеру. В камере может быть размещен или эластичный компенсатор, или отстойник. Кроме того, во фланце установлена трубка, один конец которой размещен в полости упорного подшипника, а другой - расположен не ниже уровня верхней границы полости дополнительного торцевого уплотнения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 210 159 C2

Устройство для гидравлической защиты погружного маслонаполненного электродвигателя, содержащее корпус, вал с опорными подшипниками, по меньшей мере, две последовательно расположенные камеры, связанные между собой гидравлически с помощью каналов и трубок, установленных во фланцах, отличающееся тем, что устройство снабжено дополнительным торцевым уплотнением, образующим закрытую камеру с вышерасположенным торцевым уплотнением, с трубкой, установленной во фланце, один конец которой размещен в полости упорного подшипника, а другой расположен не ниже уровня верхней границы полости дополнительного торцевого уплотнения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2210159C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Снарев Анатолий Иванович
  • Саркисов Виктор Георгиевич
  • Козлов Владимир Антонович
RU2099844C1
RU 94002197 A1, 20.09.1995
КОМПЕНСАТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Павлов И.В.
  • Сахаров В.Д.
RU2119222C1
Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя 1987
  • Резников Виктор Данилович
  • Шкадов Яков Яковлевич
SU1494130A1
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1971
SU436415A1
Штатив для рентгеновских трубок 1926
  • Л. Рааб
SU6093A1
US 4585966 A, 29.04.1986
US 3571636 A, 23.03.1971.

RU 2 210 159 C2

Авторы

Реутов В.Л.

Вьюгов К.В.

Степаненко З.П.

Порохня Д.И.

Даты

2003-08-10Публикация

2000-07-26Подача