РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2003 года по МПК F02K9/32 

Описание патента на изобретение RU2211356C1

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ).

На практике широкое распространение получили РДТТ с вкладными зарядами всестороннего горения. В силу таких своих достоинств, как простота конструкции, технологичность в изготовлении, высокая тяговооруженность и др., они незаменимы в таких системах крупносерийного производства, как НАР (неуправляемые авиационные ракеты), РСЗО (реактивные системы залпового огня), стартовые ступени ЗУР (зенитные управляемые ракеты) и др.

Однако существенные затруднения при обеспечении работоспособности таких двигателей вызывает необходимость нейтрализации мощного теплового воздействия потока продуктов сгорания на корпус двигателя. Это воздействие приводит к интенсивному конвективному теплообмену высокотемпературных продуктов сгорания с корпусом двигателя. По опубликованным в технической литературе данным (Шапиро Я.М. и др. Теория ракетного двигателя на твердом топливе, М., 1966 г. , стр. 185) доля конвективного теплообмена в таких двигателях составляет до 80% (остальное - лучистый теплообмен). Тепловой прогрев камеры сгорания приводит к резкому снижению несущей способности корпуса.

Традиционные конструктивные мероприятия, направленные на обеспечение несущей способности корпуса, предусматривают:
- увеличение толщины стенки корпуса;
- увеличение зазора между зарядом и корпусом;
- введение специальной теплозащиты корпуса.

Все указанные мероприятия снижают весовое совершенство двигателя. Наличие тепловой защиты, хотя и дает некоторый выигрыш в весовом совершенстве, существенно усложняет и удорожает конструкцию, снижая при этом и ее надежность (обеспечить качественное нанесение теплозащиты и ее контроль весьма затруднительно).

Варианты конструктивного исполнения двигателей рассматриваемого класса приведены в источниках: М. БАРРЕР и др. Ракетные двигатели. М.: Оборонгиз, 1962 г. , стр.341, фиг.6.25; там же стр.259, фиг.5.6; Б.В. ОРЛОВ, Г.Ю. МАЗИНГ, Термодинамические и баллистические основы проектирования ракетных двигателей на твердом топливе. М. : Машиностроение, 1968, рис.4.4, стр.293 (прототип, фиг.1).

Технической задачей патентуемого изобретения является повышение эффективности и надежности ракетного двигателя с вкладным зарядом всестороннего горения.

Указанная задача решается путем уменьшения теплового воздействия потока продуктов сгорания на корпус двигателя.

Сущность изобретения заключается в установке в двигатель тонкостенной гильзы (фиг.2), разделяющей зазор между корпусом и зарядом на две кольцевые полости - большую, примыкающую к боковой горящей поверхности заряда, и меньшую, примыкающую к корпусу. При этом гильза разделяет зазор от заднего днища двигателя полностью или частично по длине и устанавливается с возможностью свободного истечения продуктов сгорания (п.с.) из полости, примыкающей к заряду. Полость же, примыкающая к корпусу, герметизируется со стороны заднего днища и образует застойную зону. Это позволяет, как бы "переключить" воздействие конвективного теплового потока п.с. с несущей стенки корпуса двигателя на гильзу. Так как газовый поток в этом случае формируется между зарядом и гильзой (а между гильзой и корпусом реализуется застойная зона), то гильза и принимает на себя основную тепловую нагрузку. Несущая способность корпуса, разгруженного от конвективной тепловой нагрузки, определяется в этом случае только величиной давления в камере сгорания, что позволяет в 2-3 раза уменьшить толщину стенки корпуса. В тоже время гильза практически не нагружена избыточным давлением и, подвергаясь только тепловому воздействию, сохраняет свою конструктивную форму в процессе работы двигателя.

С целью дальнейшего повышения эффективности двигателя, упрощения его конструкции предлагается снабдить гильзу дном со стороны заднего днища двигателя. В дне гильзы выполняются отверстия для истечения газов (фиг.3). Это позволяет отказаться от присущей двигателям данного класса опорной диафрагмы и конструктивно и функционально объединить в одной детали - гильзе - опорный и газораспределительный узел и теплозащиту корпуса.

Для повышения надежности работы двигателя предлагается сместить опорный торец заряда к переднему днищу двигателя, например, за счет выполнения выступов на дне гильзы, а на боковой поверхности гильзы выполнить отверстия за опорным торцом заряда (фиг.4). Это позволяет уменьшить радиальные перепады давления, воздействующие на задний участок заряда.

Предложенная конструкция двигателя характеризуется следующими отличительными признаками от прототипа:
1. Установка в зазоре между корпусом и зарядом сплошной тонкостенной гильзы, разделяющей зазор на две кольцевые полости.

2. Герметизация полости, примыкающей к корпусу, со стороны заднего днища.

3. Выполнение гильзы в виде стакана, дно которого контактирует с задним днищем двигателя и опорным торцом заряда; выполнение в дне отверстий.

4. Выполнение отверстий (перфорация) на боковой поверхности гильзы.

5. Выполнение в дне гильзы выступов в сторону опорного торца заряда и выполнение отверстий в боковой поверхности гильзы за опорным торцом заряда.

Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, характеризуется:
1) уменьшением теплового воздействия потока продуктов сгорания на корпус двигателя, что позволяет повысить надежность двигателя;
2) за счет разгрузки корпуса от тепловой нагрузки может быть уменьшена толщина стенки камеры сгорания, что позволяет повысить весовое совершенство двигателя, его эффективность;
3) эффективность двигателя повышается и за счет возможности в заявляемой конструкции оптимального перераспределения газодинамических и тепловых нагрузок в двигателе (регулирование эрозионного эффекта, уменьшение радиальных перепадов у соплового торца заряда).

Сущность заявляемого технического решения и его отличия от прототипа поясняются следующими графическими материалами:
Фиг. 1 - конструкция двигателя-прототипа, где 1- корпус, 2 - заряд, 3 - теплозащита.

Фиг.2 - предложенная конструкция двигателя, где 1-корпус, 2 - заряд, 4 - гильза.

Фиг.3 - вариант конструктивного оформления (гильза с дном - стакан), где 1 - корпус, 2 - заряд, 4 - гильза (стакан).

Фиг. 4 - вариант конструктивного оформления (дно гильзы с выступами, боковые отверстия в гильзе за торцом заряда), где 1 - корпус, 2 - заряд, 4 - гильза (стакан).

Похожие патенты RU2211356C1

название год авторы номер документа
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 2002
  • Колесников В.И.
  • Молчанов В.Ф.
  • Прибыльский Р.Е.
  • Козьяков А.В.
  • Федоров С.Т.
  • Федченко Н.Н.
  • Ренсков А.П.
RU2221159C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2012
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Красильников Федор Сергеевич
  • Закирова Ольга Викторовна
  • Крестовский Александр Николаевич
  • Солопов Анатолий Фёдорович
  • Кислицын Алексей Анатольевич
  • Нешев Сергей Сергеевич
RU2493401C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2012
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Ибрагимов Наиль Гумерович
  • Юков Юрий Михайлович
  • Афиатуллов Энсар Халиуллович
  • Кислицын Алексей Анатольевич
  • Нешев Сергей Сергеевич
  • Валеев Тимур Раисович
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
RU2498100C1
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Никитин Василий Тихонович
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Прибыльский Ростислав Евгеньевич
  • Колесников Виталий Иванович
  • Вронский Николай Михайлович
  • Кислицын Алексей Анатольевич
  • Богданов Сергей Юрьевич
RU2303153C2
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2003
  • Колесников В.И.
  • Козьяков А.В.
  • Молчанов В.Ф.
  • Федоров С.Т.
  • Ибрагимов Н.Г.
RU2248457C2
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Молчанов В.Ф.
  • Козьяков А.В.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Аликин В.Н.
RU2178092C2
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2005
  • Колесников Виталий Иванович
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Никитин Василий Тихонович
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Пупин Николай Афанасьевич
  • Власов Сергей Яковлевич
  • Александров Михаил Зиновьевич
  • Красильников Федор Сергеевич
  • Летов Борис Павлович
  • Куценко Геннадий Васильевич
RU2305201C1
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ЗАРЯД ГАЗОГЕНЕРАТОРА 2002
  • Никитин В.Т.
  • Медведев Е.А.
  • Колесников В.И.
  • Шаповалова Н.А.
  • Макаров Л.Б.
  • Божья-Воля Н.С.
RU2232284C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2005
  • Раимов Ринат Хамидович
  • Колесников Виталий Иванович
  • Никитин Василий Тихонович
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Магсумов Наиль Назипович
  • Саушин Станислав Николаевич
  • Кислицын Алексей Анатольевич
  • Вронский Николай Михайлович
RU2305790C1
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ 2002
  • Талалаев А.П.
  • Молчанов В.Ф.
  • Козьяков А.В.
  • Забиякин С.В.
  • Федоров С.Т.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Аликин В.Н.
  • Федченко Н.Н.
RU2211352C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 211 356 C1

Реферат патента 2003 года РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус с передним и задним днищами, размещенный в нем вкладной заряд, горящий по наружной поверхности, и стакан, цилиндрическая часть которого размещена с зазором относительно корпуса и наружной поверхности заряда. Дно стакана контактирует с торцом заряда и задним днищем, а кольцевая полость между стаканом и корпусом загерметизирована со стороны заднего днища. Изобретение позволит повысить эффективность и надежность ракетного двигателя с вкладным зарядом всестороннего горения путем уменьшения теплового воздействия потока продуктов сгорания на корпус двигателя. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 211 356 C1

1. Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус с передним и задним днищами, размещенный в нем вкладной заряд, горящий по наружной поверхности, и стакан, цилиндрическая часть которого размещена с зазором относительно корпуса и наружной поверхности заряда, отличающийся тем, что в нем дно стакана контактирует с торцом заряда и задним днищем, а кольцевая полость между стаканом и корпусом загерметизирована со стороны заднего днища. 2. Ракетный двигатель твердого топлива по п. 1, отличающийся тем, что в нем на дне стакана образованы выступы, а на цилиндрической части стакана выполнены отверстия за задним торцом заряда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2211356C1

Туннельная муфельная печь 1932
  • Попов А.А.
SU28150A1
Пресс для брикетирования твердого топлива 1984
  • Милай Александр Васильевич
  • Фетисов Иван Иванович
  • Прохоров Вячеслав Алексеевич
  • Довнар Иосиф Иосифович
  • Черноголов Федор Николаевич
  • Волков Эдуард Андреевич
SU1216023A1
СПОСОБ ВНЕСЕНИЯ ЖИДКИХ УДОБРЕНИЙ ОДНОВРЕМЕННО СО ВСПАШКОЙ ПОЧВЫ 2006
  • Пындак Виктор Иванович
  • Борисенко Иван Борисович
  • Майоров Андрей Викторович
RU2318306C2
Способ автоматического управления работой машин ударно-вибрационного действия 1980
  • Шилков Владимир Андреевич
  • Савалюк Алексей Дмитриевич
  • Исраилов Султанкул Исраилович
  • Чебан Олег Дмитриевич
SU1019043A1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1996
  • Белобрагин В.Н.
  • Денежкин Г.А.
  • Евтухов Е.И.
  • Куксенко А.Ф.
  • Макаровец Н.А.
  • Марьин В.В.
  • Медведев В.И.
  • Подчуфаров В.И.
  • Проскурин Н.М.
  • Семилет В.В.
  • Успенский С.В.
RU2110694C1
US 3173252 А, 16.03.1965
Мелиоративный комплекс внутрипочвенного внесения животноводческих стоков 2023
  • Новиков Андрей Евгеньевич
  • Семененко Сергей Яковлевич
  • Моторин Вадим Андреевич
RU2805855C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1997
  • Барышников Б.П.
  • Вербовенко А.А.
  • Даровский В.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Евтухов Е.И.
  • Жуков В.И.
  • Каширкин А.А.
  • Макаровец Н.А.
  • Савченко В.И.
RU2133864C1
ОРЛОВ Б.В
и др
Термодинамические и баллистические основы проектирования ракетных двигателей на твердом топливе
- М.: Машиностроение, 1966, с.293, рис.4.4.

RU 2 211 356 C1

Авторы

Талалаев А.П.

Козьяков А.В.

Молчанов В.Ф.

Аликин В.Н.

Кузьмицкий Г.Э.

Федченко Н.Н.

Прибыльский Р.Е.

Даты

2003-08-27Публикация

2002-01-15Подача