Изобретение относится к области ракетной техники и предназначено для применения в ракетных двигателях с вкладным зарядом из твердого топлива.
Известна конструкция ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), состоящая из камеры сгорания в виде трубы, соплового блока с диафрагмой, переднего днища, в котором установлен воспламенитель, и размещенного в камере сгорания вкладного заряда в виде канального цилиндра. Горение заряда происходит, как правило, по каналу и наружной поверхности. Такая конструкция РДТТ описана в источниках: М.Ф. Дюнзе и др. Ракетные двигатели на твердом топливе. М., 1962, стр. 31 и US 3446017.
При работе РДТТ данного класса часть пороховых газов течет по каналу, а часть движется в зазоре между камерой и наружной поверхностью заряда, нагревая стенку камеры. Температура стенки камеры будет тем больше, чем большее количество газов проходит между стенкой камеры и зарядом. Как правило, граница раздела истекающих с поверхности заряда в сторону сопла газовых потоков находится на наружной поверхности заряда. В первоначальное время работы двигателя часть газов, образовавшихся при горении наружной поверхности, течет в зазоре в сторону сопла, а часть в сторону переднего днища и затем в канал заряда.
По мере выгорания топлива заряда площадь свободного прохода газов в зазоре между стенкой камеры и зарядом растет быстрее, чем увеличивается площадь поперечного сечения канала. Кроме того, наружная поверхность горения уменьшается, а поверхность горения канала увеличивается. В связи с этим граница раздела потоков газа постепенно перемещается по наружной поверхности в сторону переднего торца заряда, а затем в канал и далее по каналу - в сторону сопла. С момента перемещения границы раздела потоков в канал все газы, отходящие с наружной поверхности заряда, и часть газов из канала с поверхности, расположенной между передним торцем заряда и границей раздела потоков, текут в зазор между стенкой камеры и зарядом.
Это определяет присущий конструкции прототипа недостаток - подключение в процессе работы двигателя дополнительных поверхностей горения заряда, с которых газы идут в зазор между стенкой камеры и зарядом в сторону сопла, тем самым увеличивая теплонапряженность корпуса. Интенсивный нагрев стенки приводит к потере механической прочности камеры, в связи с чем приходится ее утолщать или применять теплозащитное покрытие, а это ухудшает весовое совершенство двигателя.
В техническом решении по патенту US 3483703 частично осуществляется разгрузка теплонапряженности корпуса двигателя за счет наличия продольно расположенных в камере центрирующих элементов. Однако в этом случае пережим газового потока осуществляется непосредственно на переднем торце заряда, что крайне неэффективно (затрудняется переброс части газов с наружной поверхности заряда в канал).
Изобретение по патенту US 3483703 выбрано в качестве прототипа.
Технической задачей изобретения является создание ракетного двигателя с вкладным зарядом из твердого топлива, горящим по наружной поверхности и каналу, с уменьшенной теплонапряженностью стенки камеры сгорания двигателя, что повышает надежность работы двигателя и его весовое совершенство.
Технический результат изобретения - повышение весового совершенства двигателя (уменьшение толщины стенки камеры сгорания, отсутствие или уменьшение толщины теплозащитного покрытия) и повышение надежности работы РДТТ.
Указанная задача решается в конструкции патентуемого ракетного двигателя твердого топлива, содержащего сопловой блок и камеру сгорания с размещенным в ней канальным зарядом, горящим по наружной поверхности и каналу, за счет оснащения внутренней поверхности камеры сгорания выступами кольцевой или звездообразной формы, расположенными на внутренней поверхности камеры сгорания по ее длине, например в средней и задней части камеры. При этом в канал заряда со стороны переднего торца вмонтирована втулка из несгораемого материала, например из металла (предпочтительно стали), прочно скрепленная с поверхностью канала заряда. Втулка может быть использована как крепежный элемент заряда к переднему днищу двигателя, например, через промежуточный шарнир, а наличие звездообразных выступов позволяет центрировать заряд в камере двигателя с обеспечением необходимой площади свободного прохода для истекающих газов. В заявляемой конструкции двигателя граница раздела газовых потоков на наружной поверхности заряда смещается в сторону заднего торца.
Основными отличительными признаками заявленного изобретения от прототипа являются:
1. Оснащение камеры сгорания двигателя (на внутренней поверхности) кольцевыми или звездообразными выступами, расположенными, например, в ее средней и/или задней части.
2. Установка со стороны переднего торца в канале заряда втулки из несгораемого материала, например из стали, скрепленной с каналом.
Экспериментально установлено, что наиболее оптимальным является расположение диаметральных выступов на внутренней поверхности камеры сгорания в ее средней или задней части. Выступы создают гидравлическое сопротивление потоку, движущемуся в зазоре, и часть газов с наружной поверхности отводится в канал заряда. Втулка, вмонтированная в канал со стороны переднего торца заряда, не создает гидросопротивления газу, движущемуся в канал. По мере выгорания топлива с наружной поверхности заряда и канала наличие втулки из несгораемого материала препятствует выходу газа из канала в зазор между зарядом и стенкой камеры тем больше, чем больший свод топлива выгорит.
Для обеспечения эффекта газораспределения в течение всего времени работы заряда длина втулки выполняется с учетом толщины горящего свода.
На чертеже приведена конструкция ракетного двигателя, где 1 - камера сгорания; 2 - заряд; 3 - сопловой блок; 4 - переднее дно; 5 - втулка; 6 - выступы.
Патентуемый РДТТ содержит камеру сгорания 1, снабженную кольцевым и звездообразным выступами 6; заряд твердого топлива 2, горящий с наружной поверхности и канала, с вмонтированной в канал со стороны переднего торца стальной втулкой 5; сопловой блок 3, переднее дно 4.
При работе РДТТ имеющиеся в камере сгорания выступы, изображенные на разрезах А-А и Б-Б, являются гидросопротивлениями для газового потока, движущегося в зазоре между наружной поверхностью заряда и стенкой камеры сгорания. Благодаря наличию выступов граница разделов газовых потоков смещается на наружной поверхности заряда в сторону соплового блока 3 и часть газов с наружной поверхности движется в сторону переднего дна 4, а затем по каналу заряда через вмонтированную в его передний торец втулку 5. В процессе работы двигателя наружные диаметр и поверхность горения заряда уменьшаются, а диаметр и поверхность канала заряда увеличиваются, площадь прохода для потока газов со стороны наружной поверхности заряда растет быстрее, чем в канале. Однако втулка 5, вмонтированная в канал заряда 2 со стороны переднего торца, выполненная из несгораемого материала, по мере увеличения диаметра канала будет создавать все большее гидросопротивление, препятствующее выходу газов из канала в сторону переднего дна и далее в зазор между стенкой камеры сгорания и зарядом.
Таким образом, выступы на внутренней стенке камеры сгорания и втулка, вмонтированная в канал со стороны переднего торца, способствует оптимальному перераспределению газовых потоков, что снижает количество газов, проходящих в зазоре между стенкой камеры сгорания и зарядом, особенно в задней сопловой части камеры, что значительно уменьшает ее теплонапряженность.
Эффективность конструкции двигателя оценивалась путем измерения температур камеры сгорания в восьми сечениях по длине двигателя. В результате измерения температур в стендовых камерах (измерения производились в наиболее теплонапряженных сечениях камеры сгорания вблизи сопла) с применением заряда из баллиститного топлива с размерами: наружный диаметр - 100 мм, канал - 38 мм, длина - 1570 мм получена температура стенки камеры сгорания, равная 500-550oС (температура стенки камеры сгорания заряда-прототипа - 660-700oС).
Как видно из полученных результатов, предложенное техническое решение позволяет на ~ 150-200oС снизить температуру в наиболее теплонапряженных сечениях камеры сгорания. Это, в свою очередь, позволяет существенно уменьшить толщину стенки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2178092C2 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2303153C2 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2010 |
|
RU2461728C2 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2005 |
|
RU2305790C1 |
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ЗАРЯД ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2241846C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2002 |
|
RU2211356C1 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2416733C2 |
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2213242C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ПЕРЕПАДА ДАВЛЕНИЯ В КАНАЛЬНОМ ЗАРЯДЕ РДТТ | 2005 |
|
RU2295053C1 |
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ЗАРЯД ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2298109C2 |
Ракетный двигатель твердого топлива содержит сопловой блок и камеру сгорания с размещенным в ней канальным зарядом, горящим по наружной поверхности и каналу. На внутренней поверхности камеры сгорания по ее длине выполнены выступы. Выступы расположены в средней и/или задней части камеры сгорания. В канал заряда со стороны переднего торца заряда установлена втулка из несгораемого материала, прочно скрепленная с поверхностью канала заряда. Изобретение позволит повысить весовое совершенство двигателя за счет уменьшения толщины стенки камеры сгорания и надежность двигателя за счет увеличения запаса прочности камеры сгорания. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
US 3483703 A1, 16.02.1969 | |||
US 3446017 A1, 27.05.1969 | |||
US 3426528 A1, 11.02.1969 | |||
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА И ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ ТВЕРДОТОПЛИВНОГО ЗАРЯДА | 1994 |
|
RU2079689C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2122134C1 |
US 3440820 A1, 29.04.1969 | |||
Энергетическая кормовая добавка к рациону для высокопродуктивных коров во второй стадии сухостоя | 2019 |
|
RU2731471C1 |
ДЮНЗЕ М.Ф | |||
и др | |||
Ракетные двигатели на твердом топливе | |||
- М.: Машиностроение, 1962, с | |||
Способ очистки нефти и нефтяных продуктов и уничтожения их флюоресценции | 1921 |
|
SU31A1 |
Авторы
Даты
2004-01-10—Публикация
2002-01-14—Подача