СПОСОБ ЛАЗЕРНО-ИСКРОВОГО ЗАЖИГАНИЯ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2003 года по МПК F02P23/04 

Описание патента на изобретение RU2212559C1

Изобретение относится к системам зажигания двигателя внутреннего сгорания и может быть использовано в энергетических установках с принудительным воспламенением рабочей смеси.

Известен способ воспламенения бедных горючих смесей, заключающийся в пропускании через свечу в конце такта сжатия серии отдельных поджигающих разрядов и регистрации пропусков воспламенения [1].

В данном способе зажигания при работе на бедной смеси для надежного воспламенения необходимо повышать вторичное напряжение и увеличивать количество поджигающих разрядов. Причем вероятность разрядов с емкостной составляющей резко возрастает, что приводит к уменьшению надежности работы системы зажигания в результате повышенной эрозии электродов свечи зажигания и пробоя высоковольтных элементов. Т. е. в данном способе не обеспечивается эффективная и надежная работа двигателя на бедных смесях. При отсутствии воспламенения в данном способе увеличивается количество поджигающих разрядов, но не регулируется их энергия в зависимости от состава смеси.

Известен способ воспламенения горючей смеси, заключающийся в предварительной обработке смеси до ее воспламенения [2].

Недостатком данного способа является использование высокого напряжения (40 кВ) для получения коронного разряда, что снижает надежность работы системы в результате высоковольтных пробоев ее элементов. Применяемая для осуществления способа свеча накаливания обладает повышенной инерционностью, и не обеспечит необходимого момента воспламенения при высоких оборотах коленчатого вала двигателя, и может привести к калильному зажиганию.

Наиболее близким является способ зажигания, заключающийся в том, что рабочую смесь в пространстве цилиндра нагревают энергией лазерного источника излучения [3].

Недостатком этого способа является увеличенное потребление энергии бортового источника питания и невозможность регулирования интенсивности лазерного излучения в соответствии с режимом работы двигателя.

Задачей данного изобретения является повышение надежности и эффективности воспламенения рабочей смеси и создание лазерно-искровой системы зажигания двигателя внутреннего сгорания с более высокими энергетическими характеристиками воспламенения рабочей смеси.

Указанная задача решается тем, что в способе лазерно-искрового зажигания рабочей смеси в пространстве цилиндра двигателя внутреннего сгорания рабочую смесь нагревают энергией лазерного источника излучения в межэлектродном пространстве свечи зажигания в конце такта сжатия, дополнительно поджигают искровым разрядом и регулируют интенсивность излучения лазера в соответствии с режимом работы двигателя.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является устройство для зажигания рабочей смеси в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, содержащее блок синхронизации, связанный электрической цепью с датчиком положения коленчатого вала двигателя, усилитель мощности накачки лазера, связанный с датчиком состава рабочей смеси, полупроводниковый лазер, связанный через световод с пространством цилиндра [3].

Принципиальный недостаток связан с низким КПД, характерным для твердотельных лазеров. Существенным недостатком является небольшой ресурс лампы накачки и изменение физических свойств ее параметров в связи с особенностями работы транспорта (вибрация, температурный режим, большая потребляемая мощность лазера, несовместимость с особенностями работы автомобиля).

Задачей изобретения является увеличение ресурса и надежности работы системы зажигания.

Эта задача решается тем, что предлагаемое устройство для зажигания рабочей смеси в цилиндре двигателя внутреннего сгорания дополнительно к блоку синхронизации, связанному электрической цепью с датчиком положения коленчатого вала двигателя, усилителю мощности накачки лазера, связанному с датчиком состава рабочей смеси и с блоком синхронизации, и к полупроводниковому лазеру, связанному через световод с пространством цилиндра, снабжено источником воспламенения. При этом источник воспламенения выполнен в виде лазерно-искровой свечи, установленной в головке блока цилиндров двигателя и связанной с искровой системой зажигания и формирователем импульсов лазерного подогрева, связанным с усилителем мощности накачки лазера и блоком синхронизации, и датчиком состава смеси, соединенным с усилителем мощности накачки лазера.

Кроме того, формирователь импульсов подогрева выполнен в виде операционного усилителя с двумя входами, неинвертирующий вход которого соединен с блоком синхронизации, а инвертирующий вход усилителя соединен с делителем напряжения, состоящим из двух последовательно соединенных последовательных RC цепей, выход операционного усилителя соединен с базой транзистора выходного усилителя формирователя через последовательно соединенные регулировочный резистор и конденсатор, выходным усилителем, выполненным на транзисторе обратной проводимости, эмиттер которого подключен к общей шине источника питания, а коллектор подключен к усилителю мощности накачки лазера, операционный усилитель охвачен обратной связью через резистор со своего выхода на инвертирующий вход и обратной связью с коллектора транзистора на неинвертирующий вход, формирователь снабжен отдельным стабилизатором и подключен через него к положительному источнику питания.

Кроме того, источник воспламенения рабочей смеси выполнен в виде полого цилиндрического корпуса, внутри которого по оси проходит световод в электропроводящей оболочке, световод в верхней части снабжен разъемом для соединения с внешним световодом лазерного излучателя, электропроводящая оболочка в верхней части снабжена контактной втулкой, сообщенной с проводом высокого напряжения и, через него, с искровой системой зажигания, нижний торец оболочки образует центральный электрод искровой системы зажигания, нижняя часть оболочки является камерой, верхняя стенка которой образована торцом световода, а нижняя является диафрагмой с круглым отверстием, в полости камеры, между двумя проставками, находится фокусирующая линза, фокусное расстояние линзы выбирается из расчета получения фокального пятна посредине между нижним торцом оболочки и вторым электродом искровой системы зажигания. Второй электрод может быть выполнен в виде бокового электрода, укрепленного на корпусе источника воспламенения или установленного отдельно от него, например на днище поршня.

Изобретение поясняется чертежами, где
на фиг. 1 представлена структурная схема лазерно-искровой системы зажигания для двигателя внутреннего сгорания;
на фиг.2 представлена электрическая схема лазерно-искровой системы зажигания;
на фиг.3 приведена принципиальная конструкция источника воспламенения.

Лазерно-искровая система 1 зажигания (фиг.1 и фиг.2) содержит блок 2 синхронизации, связанный электрической цепью с датчиком 3 положения коленчатого вала двигателя 4 и с формирователем 5 импульсов. Формирователь 5 импульсов подключен к усилителю 6 мощности накачки полупроводникового лазера 7. Усилитель 6 мощности накачки лазера подключен к полупроводниковому лазеру 7 и сообщен с датчиком 8 состава рабочей смеси. Полупроводниковый лазер 7 через световод 9 сообщен с лазерно-искровой свечой 10, установленной в камере сгорания двигателя. Лазерно-искровая свеча 10 через провод высокого напряжения 11 может быть подключена к системе 12 искрового зажигания.

Формирователь 5 импульсов (фиг.2) состоит из операционного усилителя 13, транзистора 14, переменного резистора 15, резисторов 16 и 17 отрицательной обратной связи, резисторов 18, 19, 20, 21, 22 и 23, конденсаторов 24, 25, 26, 27, 28 и 29.

Уровень управляющего сигнала излучения лазера 7 задается коллекторным током транзистора 14. Необходимая величина тока задается резистором 22. Для компенсации искажений управляющего сигнала, возникающих на нелинейных элементах тракта, используется отрицательная обратная связь, состоящая из резистора 19 и конденсатора 27. Для исключения уровня высокочастотных составляющих используется отрицательная обратная связь из резистора 16 и конденсатора 26. Резисторы 17, 21 и конденсатор 25 обеспечивают близкий к единице коэффициент передачи операционного усилителя по постоянному току. Величина сигнала управления устанавливается резистором 15. Резисторы 18 и 19 составляют делитель напряжения для входного сигнала. Выводы питания формирователя импульсов и усилителя мощности накачки подключены к отдельным стабилизаторам 30 питания для исключения влияния работы усилителя мощности и лазерного излучателя на формирователь импульсов. Оба стабилизатора питания соединены с бортовой сетью автомобиля. Один из стабилизаторов снабжен дополнительной электрической цепью, соединенной конденсатором 31. Операционный усилитель 13 снабжен инвертирующим входом 32 и электрическими цепями 33 и 34, сообщенными с массой автомобиля, и цепью 35 питания операционного усилителя. Коллектор транзистора 14 подключен к усилителю 6 мощности накачки, а усилитель мощности сообщен с полупроводниковым лазером 7.

Полупроводниковый лазер 7 для лазерного подогрева или прямого воспламенения горючей смеси располагается конструктивно в верхней части лазерно-искровой свечи 10 зажигания или в непосредственной близости от нее. Лазер 7 через внешний световод 9 соединен с внутренним световодом 41 свечи зажигания.

Лазерно-искровая свеча 10 зажигания (фиг.3) содержит корпус 36 с боковым электродом 37, металлическую оболочку 38, размещенную в изоляторе 39 корпуса 36 и снабженную разъемом 40 для подключения световода 41, выполненного в полости оболочки. Световод 41 содержит фокусирующую линзу 42.

Конструктивная особенность работы свечи заключается в подаче лазерной энергии от источника лазерного излучения через световод и оптический разъем, сфокусированного линзой 42 луча 43 с образованием фокального пятна 44 между электродами.

Металлическая оболочка 38 в верхней части сбоку снабжена контактной втулкой 45 для провода высокого напряжения 11, а нижней частью электрически соединена с центральным электродом 46 с калиброванным отверстием 47, обеспечивающим формирование лазерного луча 43 и искрообразование.

Световод 41 оканчивается активной зоной 48, обеспечивающей формирование начального участка луча 49. Между активной зоной 48 и линзой 42 размещена распорная втулка 50. Перемещение линзы 42 ограничено втулкой 51.

Устройство зажигания работает следующим способом. Формирователь 5 импульсов преобразует сигнал от блока 2 синхронизации и датчика 3 положения коленчатого вала двигателя 4 в группу импульсов тока, соответствующую моменту подогрева межэлектродного пространства лазерно-искровой свечи 10. Переменная составляющая тока повышается по мощности в усилителе мощности 6 накачки и подается в полупроводниковый лазер 7. Для управления током накачки лазера 7 в соответствии с режимом работы двигателя и соответственно амплитудой импульсов подогрева, усилитель 6 мощности электрической связью соединен с датчиком 8 состава рабочей смеси.

Луч лазера 7 проходит через световод 9 и разъем 40 внутрь лазерно-искровой свечи 10. Далее луч 49 с помощью линзы 42 фокусируется в фокальное пятно 44 в межэлектродном зазоре свечи 10 в камере сгорания двигателя 4. Линза расположена в полом центральном электроде 46 лазерно-искровой свечи 10.

После предварительного лазерного подогрева межэлектродного пространства свечи 10 зажигания по проводу высокого напряжения 11, соединенному с центральным электродом 46, подается высоковольтный импульс воспламенения горючей смеси. Высокое напряжение от системы 12 зажигания подается через контактную втулку 45 на центральный электрод 46. Подогрев рабочей смеси в межэлектродном пространстве обеспечивает устойчивое искрообразование при относительно низком напряжении (10...15 кВ). Лазерный источник излучения для ДВС должен соответствовать определенным характеристикам, обуславливающим его использование в системе воспламенения. Определяющими являются выходная мощность излучения и коэффициент полезного действия (КПД), показывающий долю энергии бортового источника питания автомобиля, преобразуемую в излучение лазера.

Преимущества лазерно-искровой свечи заключаются в надежном искрообразовании при работе ДВС на бедных смесях и различных режимах работы: пусковом, режиме холостого хода и режиме максимальной нагрузки.

Источники информации
1. Патент РФ 2087741, кл. F 02 P 11/06, 3/00, 1997 г.

2. Патент РФ 2099584, кл. F 02 P 15/00, 19/00, 1998 г.

3. Патент РФ 2003825, кл. F 02 P 23/04, 1991 г. - прототип.

Похожие патенты RU2212559C1

название год авторы номер документа
ЛАЗЕРНО-ИСКРОВАЯ СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Ревонченков Анатолий Матвеевич
  • Ерохов Виктор Иванович
  • Ревонченков Александр Анатольевич
RU2362042C1
СПОСОБ ЛАЗЕРНОГО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Дудышев Валерий Дмитриевич
RU2577514C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2576099C1
УСТРОЙСТВО ЛАЗЕРНОГО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2016
  • Болотин Николай Борисович
RU2634300C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2574197C1
СПОСОБ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ЛАЗЕРНЫМ ОПТИЧЕСКИМ РАЗРЯДОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Дрегалин Анатолий Федорович
  • Мухамедзянов Ринад Алиманович
  • Саттаров Альберт Габдулбарович
  • Бикмучев Айдар Рустемович
RU2436991C1
СПОСОБ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ И СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ЗАЖИГАНИЯ 2015
  • Дудышев Валерий Дмитриевич
RU2579337C1
СПОСОБ ЛАЗЕРНОГО ЗАЖИГАНИЯ ГОРЮЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Карунин Анатолий Леонидович
  • Ерохов Виктор Иванович
  • Ревонченков Анатолий Матвеевич
RU2309288C1
Способ воспламенения топливной смеси в двигателе внутреннего сгорания лазерным оптическим разрядом и авиационная лазерная свеча зажигания 2015
  • Саттаров Альберт Габдулбарович
  • Хайруллин Мидехат Нуруллович
  • Хафизов Ильгиз Габдулхакович
  • Сочнев Александр Владимирович
  • Зуев Максим Юрьевич
RU2626465C2
СПОСОБ ЗАЖИГАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Лукьященко Василий Иванович
  • Беляев Вадим Северианович
  • Юлдашев Эдуард Махмутович
RU2339840C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 212 559 C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ЛАЗЕРНО-ИСКРОВОГО ЗАЖИГАНИЯ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к системам зажигания двигателя внутреннего сгорания и может быть использовано в энергетических установках с принудительным воспламенением рабочей смеси. Технический результат заключается в возможности увеличения ресурса и надежности работы системы зажигания, а также в повышении надежности и эффективности воспламенения рабочей смеси, и в создании лазерно-искровой системы зажигания двигателя внутреннего сгорания с высокими энергетическими характеристиками воспламенения рабочей смеси. Устройство для зажигания рабочей смеси в цилиндре двигателя внутреннего сгорания содержит блок синхронизации, связанный электрической цепью с датчиком положения коленчатого вала двигателя, усилитель мощности накачки лазера, связанный с датчиком состава рабочей смеси и блоком синхронизации, полупроводниковый лазер, связанный через световод с пространством цилиндра. Кроме того, устройство снабжено источником воспламенения, выполненным в виде лазерно-искровой свечи, которая установлена в головке блока цилиндров двигателя и связана с искровой системой зажигания, формирователем импульсов лазерного подогрева, связанным с усилителем мощности накачки лазера и блоком синхронизации, и датчиком состава смеси, соединенным с усилителем мощности накачки лазера. Способ лазерного зажигания рабочей смеси в цилиндре двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что рабочую смесь в пространстве цилиндра двигателя нагревают энергией лазерного источника излучения. Причем рабочую смесь нагревают в межэлектродном пространстве свечи зажигания в конце такта сжатия, дополнительно поджигают искровым разрядом и регулируют интенсивность излучения лазера в соответствии с режимом работы двигателя. Подогрев рабочей смеси в межэлектродном пространстве обеспечивает устойчивое искрообразование при относительно низком напряжении 10...15 кВ. 2 с. и 2 з. п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 212 559 C1

1. Способ лазерного зажигания рабочей смеси в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что рабочую смесь в пространстве цилиндра двигателя нагревают энергией лазерного источника излучения, отличающийся тем, что рабочую смесь нагревают в межэлектродном пространстве свечи зажигания в конце такта сжатия, дополнительно поджигают искровым разрядом, и регулируют интенсивность излучения лазера в соответствии с режимом работы двигателя. 2. Устройство для зажигания рабочей смеси в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, содержащее блок синхронизации, связанный электрической цепью с датчиком положения коленчатого вала двигателя, усилитель мощности накачки лазера, связанный с датчиком состава рабочей смеси и блоком синхронизации, полупроводниковый лазер, связанный через световод с пространством цилиндра, отличающееся тем, что устройство снабжено источником воспламенения, выполненным в виде лазерно-искровой свечи, установленной в головке блока цилиндров двигателя, связанной с искровой системой зажигания, формирователем импульсов лазерного подогрева, связанным с усилителем мощности накачки лазера и блоком синхронизации, и датчиком состава смеси, соединенным с усилителем мощности накачки лазера. 3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что формирователь импульсов подогрева выполнен в виде операционного усилителя с двумя входами, неинвертирующий вход которого соединен с блоком синхронизации, а инвертирующий вход усилителя соединен с делителем напряжения, состоящим из двух последовательно соединенных последовательных RC цепей, выход операционного усилителя соединен с базой транзистора выходного усилителя формирователя через последовательно соединенные регулировочный резистор и конденсатор, выходным усилителем, выполненным на транзисторе обратной проводимости, эмиттер которого подключен к общей шине источника питания, а коллектор подключен к усилителю мощности накачки лазера, операционный усилитель охвачен обратной связью через резистор со своего выхода на инвертирующий вход и обратной связью с коллектора транзистора на неинвертирующий вход, формирователь снабжен отдельным стабилизатором и подключен через него к положительному источнику питания. 4. Устройство по п. 3, отличающееся тем, что источник воспламенения рабочей смеси выполнен в виде полого цилиндрического корпуса, внутри которого по оси проходит световод в электропроводящей оболочке, световод в верхней части снабжен разъемом для соединения с внешним световодом лазерного излучателя, электропроводящая оболочка в верхней части снабжена контактной втулкой, сообщенной с проводом высокого напряжения и, через него, с искровой системой зажигания, нижний торец оболочки образует центральный электрод искровой системы зажигания, нижняя часть оболочки является камерой, верхняя стенка которой образована торцом световода, а нижняя является диафрагмой с круглым отверстием, в полости камеры, между двумя проставками, находится фокусирующая линза, фокусное расстояние линзы выбирается из расчета получения фокального пятна посредине между нижним торцом оболочки и вторым электродом искровой системы зажигания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2212559C1

US 5237969 А, 24.08.1993
RU 2059987 С1, 10.05.1996
DE 19629171 А1, 22.01.1998
DE 10041055 А1, 07.03.2002
US 4416226 А1, 22.11.1983
DE 3600255 А1, 09.07.1987
RU 2003825 С1, 30.11.1993
RU 2052881 C1, 20.01.1996
Свеча зажигания 1979
  • Супицкий Александр Федорович
  • Филоненко Игорь Игоревич
  • Ахметзянов Мизихат Шарифович
  • Шугал Валерий Исаакович
SU858156A1
US 6359682 В1, 19.03.2002.

RU 2 212 559 C1

Авторы

Карунин А.Л.

Ерохов В.И.

Ревонченков А.М.

Даты

2003-09-20Публикация

2002-07-10Подача