Изобретение относится к инженерным заграждениям и может быть использовано при устройстве заграждений на танкодоступных направлениях в условиях районов с холодным климатом при подготовке и в ходе ведения оборонительных операций.
Наиболее близким к предлагаемому является способ борьбы с наледями на дорогах и дорожных сооружениях в условиях Крайнего Севера [1, 2].
В основу этого способа заложены природные процессы, характерные для районов с вечной мерзлотой. Подземный ток грунтовых вод в этих условиях можно перехватить и искусственно создать наледь в нужном месте. С этой целью отрывается ров (канава) или просто обнажается полоса земли, удаляется мох, снег, кустарники, чтобы ускорить в этом месте промерзание грунта. Подо рвом или очищенной полосой появляется мерзлая перемычка (мерзлотный пояс), соединяющаяся с вечной мерзлотой и преграждающая путь грунтовой воде. Вода выходит на поверхность и образует наледь в нужном месте.
Недостатком такого способа является невозможность создания сплошной линии заграждения по всему фронту, так как ввиду отсутствия сплошного потока подземных грунтовых вод отдельно образующиеся наледи не смогут служить достаточным препятствием для задержки противника.
Техническим результатом изобретения является повышение надежности заграждения и обеспечение его непроходимости и за счет образования сплошной полосы равномерного по высоте наледного вала вдоль противотанкового рва.
Образование наледного вала высотой до 2-х метров и более обеспечивает его непроходимость для всех видов современной бронетехники.
Предлагаемым способом решается задача обеспечения равномерного выхода подземных грунтовых вод на поверхность и образования наледного вала необходимой протяженности. Для осуществления этого способа производится отрывание противотанкового рва, при этом уровень промерзания понизится и достигнет вечной мерзлоты или какого-либо другого водоупорного слоя. В результате образуется непроницаемая ледяная перемычка, которая преградит путь грунтовой воде, движущейся по слою талого грунта между водоупорным слоем и нижней границей промерзшего зимой деятельного слоя. Прибывающая грунтовая вода будет накапливаться у ледяной перемычки и искать себе выход. Под ее давлением земля будет вспучиваться, образуя бугор, внутри которого будут лед и вода. Давление воды будет увеличиваться, и бугор даст трещину, через которую вода прорвется наружу, растечется и замерзнет, превратившись в лед. Лед закроет дальнейший выход воде, которая будет продолжать накапливаться. Опять увеличится давление, бугор будет расти, даст трещину, и вода выйдет на земную поверхность. Этот повторяющийся процесс приведет коросту больших наледных валов (бугров), которые совместно с противотанковым рвом создадут комбинированное, искусственное труднопреодолимое заграждение для продвижения бронетанковой техники противника на отдельных направлениях как с тыла, так и с фронта.
Для обеспечения равномерного замерзания и распределения выходящих на поверхность грунтовых вод вдоль фронта предполагаемого заграждения устанавливаются противоналедные препятствия.
Противоналедные препятствия устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить равномерность замерзания и распределения выходящих на поверхность грунтовых вод и образования, тем самым, почти одинакового по высоте наледного вала на всем его протяжении, что обеспечивает его надежность и непроходимость. Для этого противоналедные препятствия выполняются передвижными. В местах, где на поверхность выходит большое количество воды противоналедные препятствия отодвигаются от наледного вала, а там, где вода выходит в малом количестве, придвигаются к наледному валу. Предпочтительным является вариант, когда обеспечивается равномерность высоты наледного вала как по высоте, так и по ширине. Основным показателем является все же равномерность высоты наледного вала, которая создает у противника впечатление отсутствия ослабленных мест в заграждении и вынуждает его затрачивать время на поиск таких ослабленных мест для их преодоления. Если высота наледного вала будет неравномерной, то противник в первую очередь предпримет попытки его преодоления в тех местах, где высота наименьшая.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен способ устройства противотанкового заграждения, а на фиг.2 представлена схема расположения заграждения на местности.
Одновременно данный способ позволяет значительно сократить сроки и снизить трудоемкость заблаговременного создания системы инженерных заграждений на танкодоступном направлении при оборудовании приграничной территории в угрожаемый период в условиях Крайнего Севера.
Источники информации
1. Бялобжеский Г.В. Дорога и грозные явления природы. - М.: Транспорт, 1982. - 120 с.
2. Березовский и др. Справочник мастера строителя (для работ в Северной строительно-климатической зоне). - Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1976. - 400 с.
Изобретение относится к инженерным заграждениям и может быть использовано при устройстве заграждений на танкодоступных направлениях в условиях районов вечной мерзлоты при подготовке и в ходе ведения оборонительных операций. Сущность изобретения заключается в том, что искусственно созданный ров в условиях вечной мерзлоты образует ледяную перемычку, препятствующую нормальному движению подземных грунтовых вод. В результате вода, упираясь в перемычку, устремляется вверх, взламывает поверхностный слой грунта и образует наледный вал. Для равномерного распространения наледного вала по всей ширине танкодоступного направления используют передвижные противоналедные препятствия. Техническим результатом изобретения является создание сплошной полосы наледного вала, непроходимого для всех видов наземной техники и вооружения на танкодоступном направлении в условиях ограниченного времени подготовки обороны и отсутствия достаточного количества личного состава. 2 ил.
Способ устройства заграждения, при котором отрывают противотанковый ров по всей ширине танкодоступного направления, отличающийся тем, что противотанковый ров отрывают в районах с вечной мерзлотой и образуют наледный вал в зимних условиях высотой до 2-х метров и более вдоль упомянутого рва за счет вспучивания грунта и выхода на поверхность грунтовых вод, при этом вдоль наледного вала с возможностью передвижения устанавливают противоналедные препятствия, посредством которых обеспечивают равномерность распределения и замерзания выходящих на поверхность грунтовых вод вдоль фронта заграждения.
DE 3621916 A1, 07.01.1988 | |||
БЯЛОБЖЕСКИЙ Г.В | |||
Дорога и грозные явления природы | |||
- М.: Транспорт, 1982, с | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1921 |
|
SU84A1 |
RU 94041508 А1, 10.09.1996 | |||
ЗАГРАЖДЕНИЕ ДЛЯ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ЖИВОЙ СИЛЫ | 1998 |
|
RU2132531C1 |
DE 3301147 A1, 04.08.1983 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ 2-(п-АМИНОБЕНЗОЛСУЛЬФАМИДО)- 4,6-ДИМЕТИЛПИРИМИДИНА (СУЛЬФАДИМЕЗИНА) | 0 |
|
SU177895A1 |
Авторы
Даты
2003-09-20—Публикация
2002-01-28—Подача