УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2003 года по МПК F02K9/32 

Описание патента на изобретение RU2213241C2

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано, в частности, при разработке РДТТ для ракет подводных плавсредств.

При эксплуатации ракетных двигателей подводных плавсредств давление внешней среды может изменяться в широких пределах. Для неработающего (не нагруженного внутренним давлением) РДТТ повышение внешнего эксплуатационного давления (например, при аварийном погружении) может привести к воспламенению (взрыву) двигателя вследствие разрушения (потери устойчивости) корпуса, рассчитанного на внутреннее давление. В этом случае пожаровзрывобезопасность двигателя обеспечивается его разгерметизацией, например, вскрытием сопловых заглушек при внешнем давлении, меньшем давления потери устойчивости корпуса.

Однако во многих случаях в штатных ситуациях (например, при старте из пускового стакана) кратковременно внешнее давление может превышать давление вскрытия заглушек. В этой ситуации заглушка должна обеспечить сохранение герметичности двигателя в течение достаточно короткого периода времени, когда внешнее давление превышает давление вскрытия заглушки. Это время в реальных условиях старта не превышает нескольких секунд.

Известно устройство для герметизации сопла двигателя в виде заглушки, скрепленной с внутренней стенкой сопла при помощи регламентированно разрушаемых элементов (см. книгу "Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе" под редакцией д.т.н. Л.Н. Лаврова. М.: Машиностроение, 1993 г., стр. 162, рис.3.36). Однако такая заглушка не обеспечивает разгерметизацию двигателя при повышении давления внешней среды.

Технической задачей предлагаемого изобретения является устранение вышеуказанного недостатка.

Технический результат достигается тем, что на заглушке вышеназванного известного устройства смонтирован клапан, подвижная часть которого установлена в цилиндрической направляющей и соединена с поршнем, размещенным в заполненном жидкостью цилиндре, который закреплен на заглушке, причем в поршне выполнено калиброванное(ые) отверстие(я).

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображен общий вид предлагаемого устройства. На сопловой заглушке 1, закрепленной на внутренней стенке сопла 2 при помощи крепежных элементов 3 с регламентированным усилием разрушения, установлен клапан А, подвижная часть которого (диск 4) прижата пружиной 10 (через шток 9) к седлу неподвижной части, выполненному в теле заглушки в виде цилиндрической направляющей 11 с упором 12.

На этой же заглушке на кронштейнах (шпильках) 5 закреплен заполненный жидкостью цилиндр в виде стакана 6 с крышкой 7, в котором размещен поршень 8, скрепленный (выполненный заодно) со штоком 9. В поршне выполнено калиброванное отверстие диаметром "d".

Устройство функционирует следующим образом.

При долговременных эксплуатационных перепадах давления диск 4 удерживается в исходном положении за счет усилия плоской пружины 10. При повышении давления наружной среды сверх значения, соответствующего усилию прижатия пружины 10, начинается движение диска 4 в цилиндрической направляющей 11. Этому движению противодействует перепад давления на поршне 8, зависящий от скорости перемещения диска 4 (поршня 8) и величины калиброванного отверстия диаметра "d". При медленном нарастании давления (аварийное погружение) диск 4, перемещаясь до упора в крышку 7, открывает проход для внешней среды в полость двигателя, т.е. разгерметизирует его, а при резком кратковременном нарастании давления гидравлическое сопротивление перемещению поршня 8 увеличивается, и диск 4 не успевает за время воздействия перепада давления выйти за пределы цилиндрической направляющей 11.

Таким образом, предложенное устройство позволяет сохранить герметичность двигателя при кратковременном воздействии внешнего давления, превышающего давление срабатывания (разгерметизации двигателя) при долговременном его воздействии т.е. обеспечить пожаровзрывобезопасность при аварийном погружении и обеспечить работоспособность двигателя при кратковременных нагрузках внешним давлением, превышающим давление срабатывания клапана.

Похожие патенты RU2213241C2

название год авторы номер документа
ЗАГЛУШКА СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Смольников В.В.
  • Зыков Г.А.
  • Иоффе Е.И.
  • Митрофанов Н.А.
RU2190116C1
ЗАГЛУШКА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Огнев Сергей Витальевич
RU2443897C1
УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Тодощенко А.И.
  • Кустов Ю.И.
  • Зарицкий В.И.
RU2195628C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1998
  • Соколовский М.И.
  • Иоффе Е.И.
  • Лянгузов С.В.
  • Налобин М.А.
  • Огнев С.В.
  • Тодощенко А.И.
  • Шляпин Я.К.
RU2153093C1
УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Кустов Юрий Иванович
  • Макаревич Юрий Леонидович
  • Зарицкий Владимир Игнатьевич
RU2430257C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
  • Сметанин Алексей Петрович
RU2428580C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1996
  • Лянгузов С.В.
RU2118686C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1996
  • Лянгузов С.В.
RU2109160C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1995
  • Лянгузов С.В.
RU2109159C1
РАЗДВИЖНОЕ СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Соколовский М.И.
  • Флоринская З.М.
  • Власов С.Ф.
RU2213239C2

Реферат патента 2003 года УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Использование: при разработке ракетных двигателей твердого топлива для ракет подводных лодок. Устройство содержит заглушку, на которой смонтирован клапан, подвижная часть которого установлена в цилиндрической направляющей и соединена с поршнем, размещенным в заполненном жидкостью цилиндре, закрепленном на заглушке, при этом в поршне выполнено калиброванное отверстие. Изобретение позволит обеспечить работоспособность двигателя при кратковременных нагрузках внешним давлением, превышающим давление срабатывания клапана. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 213 241 C2

Устройство герметизации сопла ракетного двигателя, содержащее заглушку, отличающееся тем, что на заглушке смонтирован клапан, подвижная часть которого установлена в цилиндрической направляющей и соединена с поршнем, размещенным в заполненном жидкостью цилиндре, закрепленном на заглушке, при этом в поршне выполнено калиброванное отверстие.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2213241C2

ЛАВРОВ Л.Н
и др
Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе
- М.: Машиностроение, 1993, с.19-20
RU 210960 C1, 20.04.1998
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЛИКВИДАЦИИ ПОРОХОВОГО ЗАРЯДА 1996
  • Голиков Анатолий Павлович
RU2139437C1
US 3166979 A, 26.01.1965
US 4185538 A, 29.01.1980
US 5074187 A, 24.12.1991
US 5125318 A, 30.06.1992.

RU 2 213 241 C2

Авторы

Глушков Б.К.

Иоффе Е.И.

Тодощенко А.И.

Даты

2003-09-27Публикация

2001-08-23Подача