СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДВС Российский патент 2003 года по МПК F02M65/00 G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2215897C2

Изобретение относится к области испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к способам оценки технического состояния двигателей по их энергетическим, экономическим и экологическим показателям, и может быть использовано, например, при регулировании топливной аппаратуры ДВС на пунктах экологического контроля тепловозов.

В двигателестроении при создании и испытаниях ДВС известны способы определения оптимальных углов опережения впрыска и продолжительности подачи топлива, при которых осуществляется нахождение максимума среднеиндикаторного давления при заданном расходе топлива [1]. Однако этим нельзя достичь снижения токсичности выброса двигателя, к тому же поиск оптимального угла начала подачи топлива и его корректировка не осуществляются в эксплуатационных условиях при частичных нагрузках [2].

Наиболее близким техническим решением к заявляемому способу регулирования угла опережения впрыска топлива является способ, при котором за угол опережения впрыска ϕо.впр принимается значение несколько меньше того, при котором достигается максимум среднеиндикаторного давления при заданном расходе топлива, что приводит к существенному снижению максимального давления цикла Рz, жесткости процесса и некоторому снижению выбросов оксидов азота NOx [1].

Однако известный способ имеет ряд недостатков. При таком способе определения оптимального угла опережения впрыска топлива при сравнительно небольшом ухудшении индикаторных показателей заметно возрастают выбросы продуктов неполного сгорания - углеводороды СnНm и диоксид углерода СО, а также дымность отработавших газов. В результате при чрезмерном уменьшении угла опережения впрыска существенно ухудшаются энергетические, экономические и экологические показатели работы дизеля. Кроме этого, оптимальное значение угла опережения впрыска существенно зависит от режима работы теплового двигателя и требует корректировок в зависимости от фактического технического состояния машины. В режиме холостого хода относительные величины токсичных выбросов увеличиваются, а начальная фаза топливоподачи остается прежней. Известно, что в эксплуатационных условиях для дизелей наибольшие валовые выбросы в атмосферу приходятся именно на сажу, оксиды азота, углерода и углеводороды, при этом данные вещества имеют следующие коэффициенты агрессивности, нормированные по СО (Асо=1): Атч=200...300, ANOх=41,1 и Асн=3,16 в зависимости от сорта топлива [3]. Таким образом, известный способ определения оптимального угла опережения впрыска ϕо.впр не учитывает совокупный показатель вредности выхлопных газов Е, определяющий влияние всего спектра вредных веществ на экологические показатели двигателя.

Техническим результатом изобретения является снижение токсичности выбросов ДВС во всем диапазоне нагрузок за счет использования совокупного показателя вредности выбросов в процессе регулирования угла опережения впрыска топлива.

Технический результат достигается тем, что способ регулирования угла опережения впрыска топлива ДВС, при котором за угол опережения впрыска принимают такое его значение, при котором достигается максимальное среднеиндикаторное давление при заданном расходе топлива, отличающийся тем, что значение величины угла опрежения впрыска по средней ндикаторному давлению корректируется в допустимом диапазоне регулирования так, что совокупный показатель вредности выхлопных газов получается минимальным.

Другое отличие способа регулирования угла опережения впрыска топлива состоит в том, что в совокупном показателе вредности выхлопных газов используют частицы сажи, оксиды азота, углерода и углеводороды.

На фиг.1 приведена блок-схема реализации способа.

Как следует из фиг.1, аналоговые сигналы от датчика давления 2 в цилиндре двигателя 1 и от сенсоров газоанализатора 6, установленных на выпускном коллекторе 5, поступают на входы соответственно блока вычисления совокупного показателя вредности выхлопных газов 7 и блока вычисления среднеиндикаторного давления 8. Выходы блоков 7 и 8 поступают на блок сравнения 9, где формируется сигнал управления, который поступает на блок регулирования угла опережения впрыска топлива 10, далее к регулирующему органу топливного насоса высокого давления 4, осуществляющего подачу топлива в камеру сгорания через форсунку 3. Функции блоков 7, 8 и 9 может выполнять персональный компьютер. Кроме этого, в ПЭВМ могут заноситься технические характеристики испытуемого двигателя и паспорт на топливо. В результате вычисляются все критичные параметры, по которым осуществляется поиск оптимального угла опережения впрыска топлива. А именно, среднеиндикаторное давление и совокупный показатель вредности выхлопных газов Е при заданном расходе топлива. В результате решения на компьютере оптимизационной задачи автоматически определяется и регулируется искомый угол опережения впрыска топлива.

На фиг.2 представлены расчетные графики зависимости среднеиндикаторного давления Рi и совокупного показателя вредности выхлопных газов Е от величины угла опережения впрыска топлива ϕо.впр для тепловозного дизеля.

Небольшое увеличение угла опережения впрыска топлива приводит к существенному уменьшению токсичности вредных выбросов сажи, оксида углерода и углеводородов (по показателю Е) при незначительном увеличении выбросов NОx, уменьшении среднеиндикаторного давления и увеличении Pz. Заштрихованная область графика - зона регулирования угла опережения впрыска топлива.

В таблице приведены значения относительных изменений совокупного показателя вредности и среднеиндикаторного давления двигателя.

Изменение (уменьшение или увеличение) угла опережения впрыска топлива на один град. п.к.в. приводит к относительному изменению удельного валового выброса Е на 30 - 35%, при этом потери в среднеиндикаторном давлении Рi не превышают 0,5%. Показатель Е в усл.гр/кг топл. определяется из формулы:
Е=ΣAiei,
где Аi - относительная агрессивность вещества,
еi - удельный выброс химических компонентов (гр/кг топл.) в выхлопных газах двигателя.

Предлагаемый способ регулирования угла опережения впрыска топлива может быть реализован для любых режимов работы двигателя, отличных от номинальных.

Способ применим и для карбюраторных двигателей, тем более, что в их отработавших газах наибольшее объемное содержание вредных веществ приходится на СО (около 6%).

Источники информации
1. Двигатели внутреннего сгорания /Хачиян А.С. и др. - М.: Высш. шк., 1985. - 311 с. (прототип).

2. Аствацатуров А.Е., Булыгин Ю.И. и др. //Компьютерная модель термогазодинамики и химических превращений в поршневом двигателе //Изв. вузов. Сев. -Кав. регион. Техн. науки, 2001. - N 1.

3. Кутенев В. Ф. , Звонов Г.А., Корнилов Г.С. //Стандарты и качество, 1998. - N 5. - С. 96-101.

Похожие патенты RU2215897C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ПО БЕНЗОГАЗОВОМУ ЦИКЛУ 2000
  • Свиридов Ю.Б.
RU2200247C2
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2014
  • Вольнов Александр Сергеевич
  • Герасимов Евгений Михайлович
  • Третьяк Людмила Николаевна
RU2563950C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Еникеев Р.Д.
  • Хамитова А.Ф.
RU2209322C2
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Кириллов В.А.
  • Кузин Н.А.
  • Бобрин А.С.
  • Ермаков Ю.П.
  • Собянин В.А.
  • Садыков В.А.
  • Золотарский И.А.
  • Кузьмин В.А.
  • Боброва Л.Н.
  • Тихов С.Ф.
  • Павлова С.Н.
  • Пармон В.Н.
  • Бризицкий О.Ф.
  • Терентьев В.Я.
  • Христолюбов А.П.
  • Сорокин А.И.
  • Емельянов В.К.
RU2240437C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УХУДШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ДАТЧИКА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Кумар Панкадж
  • Макки Имад Хассан
RU2688070C2
ДАТЧИК ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИЗЕЛЯ 2002
  • Фролов А.В.
RU2222806C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦИКЛОВОГО МАССОВОГО НАПОЛНЕНИЯ ВОЗДУХОМ РАБОЧЕЙ КАМЕРЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Рудой Б.П.
  • Утляков С.Г.
RU2182324C2
СИСТЕМА МОЛЕКУЛЯРНОГО СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СО ШТАТНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРОЙ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Свиридов Ю.Б.
  • Прокопенко Ю.Б.
  • Кобзев А.И.
RU2200867C2
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАИВЫСШИМИ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ КРИТЕРИАЛЬНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ И ЭЛЕКТРОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ АККУМУЛЯТОРНОЙ СИСТЕМОЙ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ШИРОКОГО ФРАКЦИОННОГО СОСТАВА 2016
  • Максакова Ирина Вениаминовна
  • Мысляев Вениамин Михайлович
  • Елесин Максим Валерьевич
RU2626611C2
СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Дудышев В.Д.
  • Завьялов С.Ю.
RU2135814C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 215 897 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам регулирования угла опережения впрыска топлива ДВС. Данное изобретение позволяет снизить токсичность выбросов ДВС во всем диапазоне нагрузок. В способе за угол опережения впрыска принимают такое его значение, при котором достигается максимальное среднеиндикаторное давление при заданном расходе топлива. Значение величины угла опережения впрыска по среднеиндикаторному давлению корректируется в допустимом диапазоне регулирования так, что совокупный показатель вредности выхлопных газов получается минимальным. Аналоговые сигналы от датчика давления и от сенсоров газоанализатора поступают на входы соответственно блока вычисления совокупного показателя вредности выхлопных газов и блока вычисления среднего индикаторного давления, далее на блок сравнения, где формируется сигнал управления, который поступает на блок регулирования угла опережения впрыска топлива, далее к регулирующему органу топливного насоса высокого давления, осуществляющего подачу топлива в камеру сгорания через форсунку. В совокупном показателе вредности выхлопных газов используют частицы сажи, оксиды азота, углерода и углеводороды. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 ил.

Формула изобретения RU 2 215 897 C2

1. Способ регулирования угла опережения впрыска топлива ДВС, при котором за угол опережения впрыска принимают такое его значение, при котором достигается максимальное среднеиндикаторное давление при заданном расходе топлива, отличающийся тем, что значение величины угла опережения впрыска по среднеиндикаторному давлению корректируется в допустимом диапазоне регулирования так, что совокупный показатель вредности выхлопных газов получается минимальным, для этого аналоговые сигналы от датчика давления и от сенсоров газоанализатора поступают на входы соответственно блока вычисления совокупного показателя вредности выхлопных газов и блока вычисления среднего индикаторного давления, далее на блок сравнения, где формируется сигнал управления, который поступает на блок регулирования угла опережения впрыска топлива, далее к регулирующему органу топливного насоса высокого давления, осуществляющего подачу топлива в камеру сгорания через форсунку. 2. Способ регулирования угла опережения впрыска топлива ДВС по п. 1, отличающийся тем, что в совокупном показателе вредности выхлопных газов используют частицы сажи, оксиды азота, углерода и углеводороды.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2215897C2

ХАЧИЯН А.С
и др
Двигатели внутреннего сгорания
- М.: Высшая школа, 1985, с.193
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТОНАЦИИ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 1994
  • Гирявец А.К.
  • Муравлев В.В.
RU2078323C1
Устройство для диагностирования механизмов циклического действия 1989
  • Карпов Геннадий Федорович
  • Пугачев Александр Константинович
SU1679234A1
RU 2073225 C1, 10.02.1997
СТАНЦИЯ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Андрианов В.Г.
  • Везенов В.И.
  • Иванов А.В.
  • Кармалита В.А.
  • Меер В.В.
  • Нестеров В.И.
  • Патока Г.Г.
  • Попов А.И.
  • Рогожкин В.Н.
  • Тараканов А.В.
RU2053492C1
DE 19505415 А1, 22.08.1996
US 4716759 А, 05.01.1988
DE 4422261 А, 22.06.1995
GB 1499636 А, 01.02.1978
ДВИЖИТЕЛЬ ЧИЧИГИНА 1994
  • Чичигин Николай Михайлович
RU2089441C1
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ "СПИРАЛЬ" 2008
  • Близеев Евгений Валерьевич
RU2383325C1

RU 2 215 897 C2

Авторы

Булыгин Ю.И.

Аствацатуров А.Е.

Яценко О.В.

Магнитский Ю.А.

Сакаев Э.К.

Даты

2003-11-10Публикация

2001-07-16Подача