Изобретение относится к области транспортирования под водой по трубопроводам жидкости с меньшей, чем у воды, плотностью, и может применяться, например, для транспортирования под водой по трубопроводам нефти при подводных переходах через водные преграды.
Известно устройство для транспортирования под водой жидкости по уложенному на дне водоема герметичному трубопроводу, в котором реализуется способ транспортирования жидкости под водой (SU 1508019 А1, кл. F 16 L 1/14, 15.09.1989). В известном устройстве решается задача предотвращения разлива нефти в водную среду при повреждении трубопровода, т.е. сокращения экологически вредного воздействия на окружающую среду. Что достигается путем выталкивания жидкости из трубопровода водой в береговые системы аварийного сброса при аварийной разгерметизации подводной части трубопровода.
В известном устройстве при транспортировании жидкости под водой стенки подводной части трубопровода испытывают внутреннее давление транспортируемой жидкости, которое кроме давления поддерживаемого на входе в трубопровод для преодоления трения перекачиваемой жидкости о стенки трубопровода включает дополнительное гидростатическое давление жидкости на уровне прокладки трубопровода по дну водоема.
Недостатками данного устройства и способа являются (вследствие высокого давления жидкости в подводной части трубопровода, превышающего гидростатическое давление окружающей его в водоеме воды) сохраняющаяся вероятность экологически вредного воздействия на окружающую среду при аварийной разгерметизации подводной части трубопровода и высокая материалоемкость трубопровода.
Техническим результатом изобретения является уменьшение возможных проявлений указанных недостатков: снижение вероятности экологически вредного воздействия на окружающую среду при аварийной разгерметизации подводной части трубопровода и уменьшение его материалоемкости.
Это в способе транспортирования жидкости достигается тем, что транспортирование жидкости под водой по уложенному на дне водоема герметичному трубопроводу осуществляют при давлении жидкости внутри защищаемой подводной части трубопровода, поддерживаемом не достигающим гидростатического давления окружающей его в водоеме воды. Такое соотношение давлений поддерживается путем использования для преодоления трения транспортируемой жидкости о стенки трубопровода давления, создаваемого на входе в трубопровод, и дополнительно перепада гидростатических давлений жидкости между более высоким входом в трубопровод и опущенным в шахту выходом из него, при этом уровень выхода трубопровода в шахту понижают до уровня максимально возможного заглубления входа и выхода защищаемой подводной части трубопровода в водоеме, а давление жидкости в трубопроводе на входе на уровне поверхности воды поддерживается не достигающим разницы гидростатических давлений воды и жидкости на уровне заглубления выхода трубопровода в шахте.
Кроме того, поставленный технический результат достигается устройством для транспортирования жидкости, включающим герметичный трубопровод, уложенный на дне водоема, и насос, создающий давление на входе в трубопровод, при этом трубопровод выполнен с возможностью поддержания в его подводной части давления, не достигающим гидростатического давления окружающей его воды, выхода трубопровода в шахте расположен ниже его входа на уровне максимально возможного заглубления входа и выхода защищаемой подводной части трубопровода в водоеме, причем он имеет аварийный дополнительный выход, расположенный на одном уровне с входом в трубопровод.
Способ и устройство для его реализации иллюстрируются прилагаемым чертежом.
Герметичный трубопровод, транспортирующий жидкость 1, уложен на дне водоема 2 с выходом из него 3, расположенным в шахте 4 ниже уровня входа 5 на уровне заглубления входа 6 и выхода 7 защищаемой подводной части трубопровода 8 в водоеме (на дневную поверхность 9 из шахты жидкость поднимается, например, насосом 10), и с дополнительным аварийный выходом 11, расположенным на одном уровне с входом в трубопровод.
Вход в трубопровод и аварийный выход снабжены аварийными клапанами 12, срабатывающими при разгерметизации его защищаемой подводной части, с последующим прекращением входа жидкости в трубопровод и выхода из него со сбросом жидкости из трубопровода в береговые системы аварийного сброса. Возможен случай, когда уровень максимально возможного заглубления входа и выхода защищаемой подводной части трубопровода в водоеме расположен выше минимального заглубления трубопровода в водоеме.
Работа предлагаемых способа и устройства происходит следующим образом.
При работе в обычном режиме перепад давлений, используемый для транспортирования жидкости (Рп), включает кроме давления, создаваемого (например, насосом) в трубопроводе на входе на уровне поверхности (Рн) воды дополнительно перепад гидростатических давлений жидкости в трубопроводе (Hзρж) между уровнем поверхности воды, и уровнем опущенного в шахту выходом из него (Pп = Pн+Hзρж).
Для поддержания давления жидкости внутри подводной части трубопровода, не достигающего гидростатического давления окружающей его в водоеме воды, давление в трубопроводе на входе на уровне поверхности воды поддерживают не достигающим разницы гидростатических давлений воды и жидкости на уровне заглубления входа и выхода подводной части трубопровода в водоеме (Hз(ρв-ρж)), расположенном выше уровня минимального заглубления трубопровода в водоеме (Pн<Hз(ρв-ρж)).
При аварийной разгерметизации подводной части трубопровода в любой точке водоема вода с давлением, превышающим давление жидкости в трубопроводе, будет поступать в последний и поднимать давление в нем на величину, равную перепаду давления между давлением в трубопроводе и давлением окружающей его воды в точке разгерметизации.
Вода, поступающая в трубопровод, будет вытеснять по нему жидкость в стороны входа в трубопровод и аварийного выхода. Давления на входе в трубопровод и аварийном выходе будут возрастать до давления (РА) срабатывания предохранительных клапанов (Pн<PA<Hз(ρв-ρж)).
При срабатывании аварийных клапанов (одного или обоих) вход жидкости в трубопровод и выход из него будет прекращен. Из входной части трубопровода и из аварийного выхода через предохранительные клапаны К жидкость будет поступать в береговые системы аварийного сброса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЖИДКОСТИ И ГАЗА | 2003 |
|
RU2294480C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ БЕРЕГОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОТ РАЗРУШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕННОГО УРОВНЯ ВОДЫ В ВОДОЕМЕ | 2005 |
|
RU2291932C1 |
ПОДВОДНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ БЕСПРИЧАЛЬНОЙ ЗАГРУЗКИ/ВЫГРУЗКИ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ | 2015 |
|
RU2610844C1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ПОДВОДНОГО КАБЕЛЯ | 2004 |
|
RU2280931C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПОКОМПОНЕНТНОГО РАСХОДА ТРЕХКОМПОНЕНТНОГО ГАЗОЖИДКОСТНОГО ПОТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2301887C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАЗЛИФТНОГО ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ | 2016 |
|
RU2623855C1 |
Мультиагентный программно-аппаратный комплекс сбора, передачи, обработки, отображения данных для выполнения гидрографической съемки водоемов и оперативного мониторинга изменения рельефа дна | 2021 |
|
RU2760343C1 |
ЛЕДОКОЛ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ И СИСТЕМА ОДНООПОРНОЙ ШВАРТОВКИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ СУДОВ | 2002 |
|
RU2201375C1 |
СПОСОБ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ НЕФТЕГАЗОВОДЯНОГО ПОТОКА | 2013 |
|
RU2519236C1 |
Устройство типа "Купол" для ликвидации подводных разливов нефти в комплекте с технологическим оборудованием | 2019 |
|
RU2723799C1 |
Изобретение предназначено для транспортирования под водой по трубопроводам жидкости с меньшей, чем у воды, плотностью, например нефти, при подводных переходах через водные преграды. Использование изобретения позволит снизить вероятность экологически вредного воздействия на окружающую среду при аварийной разгерметизации подводной части трубопровода и уменьшить его материалоемкость. Это достигается тем, что транспортирование жидкости осуществляют при давлении ее внутри защищаемой подводной части трубопровода, не достигающим гидростатического давления окружающей его в водоеме воды, благодаря использованию для преодоления трения транспортируемой жидкости о стенки трубопровода давления, создаваемого на входе в трубопровод, и дополнительно перепада гидростатических давлений жидкости между более высоким входом в трубопровод и опущенным в шахту выходом из него, при этом уровень выхода понижают до уровня максимально возможного заглубления входа и выхода защищаемой подводной части трубопровода в водоеме, а давление жидкости в трубопроводе на входе на уровне поверхности воды поддерживают не достигающим разницы гидростатических давлений воды и жидкости на уровне выхода трубопровода в шахте. Причем трубопровод выполнен с возможностью поддержания в его подводной части давления, не достигающего гидростатического давления окружающей его воды, выход трубопровода в шахте расположен ниже его входа на уровне максимально возможного заглубления входа и выхода защищаемой подводной части трубопровода в водоеме, при этом он имеет аварийный дополнительный выход, расположенный на одном уровне с входом в трубопровод. 2 с. и 1 з.п.ф-лы,1 ил.
Подводный нефтепровод | 1986 |
|
SU1508019A1 |
SU 625439 А1, 15.12.1993 | |||
Способ транспортирования жидкости | 1987 |
|
SU1645744A1 |
Подводный дюкер | 1973 |
|
SU512341A1 |
БОРОДАВКИН П.П | |||
Подводные трубопроводы | |||
- М.: Недра, 1979. |
Авторы
Даты
2003-12-10—Публикация
2002-08-06—Подача