Изобретение относится к запирающим устройствам, предназначенным для защиты дверей контейнеров, железнодорожных вагонов, люков цистерн, штурвалов хоппер-зерновозов и т. п. от проникновения к перевозимым в них грузам посторонних лиц или злоумышленников.
Известно тросовое запорно-пломбировочное устройство [1] , содержащее трос, жестко закрепленный одним концом, и надеваемый на свободный конец троса запирающий механизм, состоящий из корпуса, с внутренней полостью, состоящей из участков с конической и цилиндрической поверхностями, крышки, неразъемно соединенной с корпусом, подпружиненного сепаратора и размещенных в сепараторе и выступающих из него фиксирующих элементов, взаимодействующих при запирании с внутренней конической поверхностью и тросом.
Недостатком известного устройства является его недостаточно высокая стойкость к несанкционированному вскрытию. Так, при неоднократных подергиваниях троса не исключается проскальзывание троса в зоне контакта с шариками. А это, в конечном итоге, может привести к вытягиванию троса из-за запирающего механизма, т. е. не исключается возможность несанкционированного вскрытия устройства. Кроме того, устройство имеет относительно большое количество деталей, т. к. кроме трех шариков, смонтированных в сепараторе, оно имеет толкатель, упор и т.п.
Известно устройство [2], содержащее трос и запирающий механизм, надеваемый на свободный конец троса. В стенках корпуса со стороны его конической поверхности по образующей корпуса выполнен паз, который предназначен для размещения в нем фиксирующего трос элемента. Этот элемент зажимает один конец троса между конической поверхностью корпуса и размещенным в нем сепаратором. Паз в корпусе препятствует проворачиванию сепаратора относительно корпуса при попытке сворачивания устройства.
И, тем не менее, устройство не гарантирует от несанкционированного вскрытия из-за радиального зазора между тросом и цилиндрическими образующими отверстия под трос в сепараторе. Дополнительное изготовление пазов в корпусе, обеспечение их параллельности между собой во избежание заклинивания роликов также следует отнести к недостаткам устройства.
Поскольку между тросом и входным отверстием в корпусе имеется зазор, который образуется вследствие неточности обработки отверстия, а также витой структуры троса, располагающегося в круглом отверстии, запирающий механизм практически не защищен от попадания влаги и атмосферных осадков: дождя, снега и т.п. Техническим результатом является устранение указанных недостатков.
Указанный технический результат достигается тем, что в тросовом запорно-пломбировочном устройстве, содержащем трос, жестко закрепленный одним концом, и надеваемый на свободный конец троса запирающий механизм, состоящий из полого корпуса с внутренней поверхностью, подпружиненного сепаратора с передней и задней стенками и размещенных в посадочных гнездах сепаратора и выступающих из него фиксирующих элементов, выполненных в виде роликов, взаимодействующих цилиндрической поверхностью при запирании с внутренней поверхностью корпуса и тросом, при этом корпус и сепаратор имеют отверстия под трос, отверстие в сепараторе со стороны передней стенки выполнено с симметричными диаметрально расположенными выступами, при этом посадочные гнезда в сепараторе выполнены трапецеидальными в нижней части и прямоугольными в верхней части, а внутренняя полость корпуса выполнена в форме четырехгранной усеченной пирамиды, причем две противоположные грани выполнены параллельными, при этом цилиндрическая поверхность роликов снабжена островерхими шипами, а корпус снабжен уплотнительным устройством, размещенным с внутренней стороны отверстия под трос. Кроме того, расстояние между выступами равно или немногим меньше расстояния между противоположно расположенными впадинами троса, а островерхие шипы имеют четырехгранную пирамидальную форму.
Анализ известных технических решений в исследуемой области позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемом устройстве, и признать заявляемое решение соответствующим критерию "изобретательский уровень".
Ниже изобретение поясняется на примере выполнения.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства;
на фиг. 2 - запирающий механизм без троса, продольный разрез;
на фиг. 3 - разрез по А-А на фиг. 2;
на фиг. 4 - вид спереди;
на фиг. 5 - вид сзади;
на фиг. 6 - сечение троса;
на фиг. 7 - увеличенный вид передней части сепаратора;
на фиг. 8 - фрагментарный вид ролика в аксонометрии, увеличенный.
Тросовое запорно-пломбировочное устройство состоит из отрезка троса 1 и надеваемого на свободный конец троса запирающего механизма 2, состоящего из полого корпуса 3, выполненного в виде четырехгранной усеченной пирамиды, закрытого крышками 4 и 5, причем крышки неразъемно соединены с корпусом, например путем завальцовки. Внутренняя полость корпуса 3 выполнена в форме четырехгранной усеченной пирамиды, причем две противоположные грани 6 выполнены параллельными, а другие две противоположные грани 7 расположены под углом, при этом угол α составляет между ними 18-30o. Грани 7 являются рабочими.
Внутри полости корпуса 3 размещен сепаратор 8, подпружиненный со стороны крышки 4 с помощью пружины 9. В крышке 5, сепараторе 8, имеющем переднюю 10 и заднюю 11 стенки, и крышке 4 выполнены соосные отверстия соответственно 12, 13 и 14. При этом со стороны передней стенки 10 в сепараторе отверстие 13 выполнено по меньшей мере с двумя симметричными диаметрально расположенными перпендикулярно осям вращения роликов 15 выступами 16. Расстояние между выступами (lвыс) равно или немногим меньше расстояния между противоположно расположенными впадинами(lвп) троса, т.е. lвыс⊆lвп. Выступы 16, таким образом, практически полностью перекрывают радиальный зазор между тросом 1 и отверстием 13 в передней стенке 10 сепаратора 8, и тем самым предотвращают проникновение какого-либо предмета к роликам 15. Т.е. исключается возможность проникновения предметов небольшой толщины, но сравнительно достаточной жесткости между тросом и образующими поверхностями выступов, а следовательно, между тросом и роликами. В обратном случае указанные предметы, воспринимающие нагрузку роликов, освобождают трос от проникновения в его пряди роликов, и при неоднократном подергивании запирающего механизма с последующей прокруткой не исключается возможность скручивания запирающего механизма с троса.
В сепараторе 8 выполнены посадочные гнезда: в нижней части 17 они выполнены трапецеидальными, а в верхней части 18 - прямоугольными. Благодаря этому исключается возможность их разворота в гнезде. Трос 1 одним концом закреплен в отверстии 19 в корпусе 3. Для исключения попадания влаги и атмосферных осадков (дождя, снега и т. п.) к запирающему механизму 2 корпус 3 снабжен уплотнительным устройством 20, размещенным с внутренней стороны отверстия 12 под трос 1. Оно может быть выполнено в виде прокладки, например из резины, и размещено под крышкой 5. В рабочем состоянии прокладка плотно охватывает трос, исключая возможность попадания влаги.
Тросовое запорно-пломбировочное устройство используется следующим образом: трос 1 пропускается сквозь проушины узла запирания и на его свободный конец надевается запирающий механизм 2. Заостренный конец 21 троса, проходящий через отверстие в крышке 5 корпуса 3 и отверстие 13 в передней стенке 10 сепаратора 8, упирается в находящиеся в этом отверстии фиксирующие элементы - ролики 15. Сепаратор 8 под действием этого усилия сжимает пружину 9 и передвигается во внутренней полости корпуса 3 из участка 22 с меньшим поперечным сечением в участок 23 с большим, при этом сепаратор боковыми гранями контактирует с параллельными гранями 6. Фиксирующие элементы - ролики 15 при этом выходят из отверстия в сепараторе, освобождая проход троса 1 в отверстие 14 крышки 4. Благодаря выполнению посадочных гнезд в верхней части 18 сепаратора 8 прямоугольными, ролики не разворачиваются в сепараторе, что обеспечивает легкое перемещение роликов вдоль рабочих граней 7 внутренней полости корпуса, выполненного, как упоминалось выше, в форме четырехгранной усеченной пирамиды.
После того как будет выбрана петля троса, и запирающий механизм 2 подойдет к проушинам, последний слегка оттягивают назад. Ролики 15, взаимодействующие цилиндрической поверхностью при запирании с внутренней поверхностью корпуса и тросом, благодаря наличию на них островерхих шипов 24, выполненных перпендикулярно оси вращения роликов и имеющих четырехгранную пирамидальную форму (грани а-а и в-в, см. фиг. 8) слегка погружаются в трос. При попытке силового извлечения троса 1 из запирающего механизма 2 он под действием силы трения, усиленной островерхими шипами 24, которыми снабжена цилиндрическая поверхность роликов 15, захватывает ролики, которые вместе с сепаратором 8, переходя из участка 23 с большим поперечным сечением внутренней полости корпуса в участок 22 с меньшим поперечным сечением, начинают с большей силой стопорить трос 1. Причем, чем больше усилие, прикладываемое к тросу 1, тем дальше фиксирующие элементы-ролики 15 вместе с сепаратором 8 перемещаются в сторону с меньшим поперечным сечением внутренней полости корпуса 3, тем ниже опускаются ролики 15 внутрь отверстия сепаратора 8 и тем сильнее они стопорят трос 1.
Исключение отжима роликов, т. е. несанкционированное открывание устройства, обеспечивается, как уже упоминалось ранее, выступами 16, которые выполнены со стороны передней стенки 10 в сепараторе 8 отверстии 13 и которые перекрывают радиальный зазор между тросом 1 и упомянутым отверстием.
А островерхие шипы на роликах значительно повышают сопротивляемость выдергиванию троса. Предлагаемое устройство технологично в изготовлении, удобно в обращении и надежно защищает груз.
В предпочтительный пример осуществления изобретения могут быть внесены различные изменения, касающиеся формы, размеров, типа и расположения элементов в пределах существа, а также объема данного изобретения, определенного формулой. В частности, корпус может быть выполнен цельнометаллическим (в виде стакана), а отрезок троса жестко скреплен с наконечником (дополнительная деталь на чертежах не показана), на котором может быть нанесена информация с индивидуальным номером устройства, кодом железной дороги, годом выпуска и товарным знаком.
Источники информации
1. Патент США 3994521, М.кл. 292-319.
2. Патент RU 2132575, М.кл. G 09 F 3/03.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2210662C1 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2208117C1 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2003 |
|
RU2221123C1 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2198991C1 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2271426C2 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2003 |
|
RU2228417C1 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2271427C2 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2297504C1 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2295022C1 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2295021C1 |
Изобретение относится к области скобяных изделий и касается тросового запорно-пломбировочного устройства, содержащего трос, жестко закрепленный одним концом, и надеваемый на свободный конец троса запирающий механизм, состоящий из полого корпуса с внутренней поверхностью, подпружиненного сепаратора с передней и задней стенками и размещенных в посадочных гнездах сепаратора и выступающих из него фиксирующих элементов, выполненных в виде роликов, взаимодействующих цилиндрической поверхностью при запирании с внутренней поверхностью корпуса и тросом, при этом корпус и сепаратор имеют отверстия под трос. Отверстие в сепараторе со стороны передней стенки выполнено с симметричными диаметрально расположенными выступами, при этом посадочные гнезда в сепараторе выполнены трапецеидальными в нижней части и прямоугольными в верхней части, а внутренняя полость корпуса выполнена в форме четырехгранной усеченной пирамиды, причем две противоположные грани выполнены параллельными, при этом цилиндрическая поверхность роликов снабжена островерхими шипами, а корпус снабжен уплотнительным устройством, размещенным с внутренней стороны отверстия под трос. Данное устройство имеет большую надежность в работе. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
имеют четырехгранную пирамидальную форму.
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2132575C1 |
US 5222776 А, 29.06.1993 | |||
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2150561C1 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2147088C1 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1997 |
|
RU2109185C1 |
US 5538300 A, 23.07.1996. |
Авторы
Даты
2003-12-20—Публикация
2003-01-29—Подача