КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2003 года по МПК F23R3/18 

Описание патента на изобретение RU2219440C2

Данное техническое решение относится к газотурбинной технике, в частности к камерам сгорания для использования с газотурбинными двигателями, в том числе и к камерам сгорания, осуществляющим функцию дожигания, а именно к средствам стабилизации пламени в упомянутых камерах, как к устройствам подготовки и подачи смеси топлива и газа (воздуха) в камеру сгорания.

Известно устройство камеры сгорания с предварительным смешением топлива с газом (воздухом) (см. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. М., 1981, с.434-437, рис 10.11).

Устройство содержит размещенные на входе одну или несколько топливных форсунок перед стабилизатором, которые осуществляют известным способом подачу топлива в газовый поток зоны смешения для перемешивания топлива с газом (воздухом).

Это широко известное техническое решение в работе имеет ряд недостатков, а именно при горении смеси топлива и газа за стабилизатором пламени стабилизатор нагревается. От этого прогревается и часть смеси, находящаяся в зоне смешения перед стабилизатором, особенно в пограничном слое у его поверхности.

Это может привести к воспламенению смеси в указанном слое и в полости выше по потоку. Как следствие, происходит перегрев стабилизатора, его прогар, оплавление и утрата конструкцией своего функционального назначения. При этом для качественного смешения топлива и газа требуется определенная длина смесительного участка.

При изучении уровня техники стала известна камера сгорания газотурбинного двигателя (см. патент Великобритании 1459258, заявлено 24.05.1974 г., классы НКИ - F 1 L, F 4 T, МПК - F 23 R 1/10, F 23 D 11/44).

Камера сгорания содержит стабилизатор, встроенный между зоной предварительного смешения и испарения и зоной горения. На входе в зоне предварительного смешения и испарения размещена форсунка подачи топлива.

Стабилизатор выполнен в виде пористой стенки из металлокерамики.

Устройство действительно интересно, однако в конструкции не исключена возможность нежелательного воспламенения смеси в зоне смешения от горячей пористой стенки, кроме этого, при реальной работе каналы в пористом материале забиваются атмосферной пылью и продуктами коксования топлива, образованными вследствие контакта топлива с горячей пористой стенкой. Вышеизложенные недостатки ограничивают область применения описанной конструкции при эксплуатации двигателя.

В патенте Франции 232109, кл. МПК F 23 R 1/04, опубликованном 15.04.1977, представлена также конструкция со стабилизатором перед зоной горения, но уже в отношении камеры сгорания, которая выполняет функцию дожигания в генераторе инертного газа.

Это говорит о достаточно давней актуальности и необходимости такой конструкции как в традиционных камерах сгорания газотурбинного двигателя, так и в их частных случаях - камерах дожигания. Однако и для них описанные выше нежелательные в эксплуатации явления остаются теми же.

Известны также камеры сгорания со встроенной, конусообразной в поперечном сечении стенкой стабилизатора, размещенного также между зоной смешения и испарения с топливными форсунками и зоной горения.

Известна также камера сгорания газотурбинного двигателя (см. Христич В. А. и Туманский А.Г. Газотурбинные двигатели и защита окружающей среды. Киев, Техника, 1983 г., с.52, рис.31в), содержащая зону смешения с форсунками подачи топлива, стабилизатор с множеством отверстий, сообщенных с зоной горения, расположенной за стабилизатором. Стабилизатор выполнен из листового металла.

Это техническое решение имеет практически те же недостатки.

Однако, учитывая возможность рационального усовершенствования, в качестве прототипа выбрана именно эта камера как наиболее близкая к заявляемому техническому решению по техническим результатам и конструктивным признакам.

Перед авторами стояла задача создать такую камеру сгорания газотурбинного двигателя, которая позволила бы получить комплексный технический результат, состоящий в достижении нескольких взаимоувязанных технических результатов, а именно:
- исключить возможность воспламенения смеси топлива и газа в зоне смешения от горячего стабилизатора, т.е. выше по потоку от стабилизатора, чем предотвратить прогар и оплавление конструкции стабилизатора, обеспечив надежность выполнения стабилизатором его функций;
- снизить длину смесительного участка, что положительно скажется на габаритах и весе как самой камеры, так и в конечном счете двигателя в целом.

Поставленная задача решается тем, что в известной камере сгорания газотурбинного двигателя, содержащей зону смешения с форсунками подачи топлива, стабилизатор с отверстиями, сообщенными с зоной горения, расположенной за стабилизатором, внесено усовершенствование.

Усовершенствование заключается в том, что в зону смешения дополнительно введен экран с отверстиями, размещенный перед стабилизатором, а между экраном и стабилизатором образована дополнительная защитная полость, которая сообщена с зоной смешения через отверстия, выполненные в экране.

Экран может быть из листового металла с упомянутыми отверстиями, а также может быть выполнен из металлической сетки.

Логическая связь усовершенствования и технического результата состоит в ограждении стабилизатора от зоны смешения и затем зоны смешения от зоны горения посредством их разделения дополнительной защитной полостью. Этим предотвращается воспламенение в зоне смешения, а значит, нет одновременного воздействия пламени на стабилизатор с обеих сторон.

Следовательно, тем самым предотвращается прогар и оплавление стабилизатора. Значит, повышается его надежность и работоспособность.

В частном случае, как наиболее технологичном, экран и стабилизатор между собой могут быть расположены эквидистантно.

Чтобы сохранить расчетное расстояние между экраном и стабилизатором, а следовательно, расчетный объем защитной полости, экран и стабилизатор взаимосвязаны мерными крепежными деталями.

Заявляемое техническое решение иллюстрируется фиг.1-3, где на:
фиг. 1 представлен продольный вид части генератора инертного газа на основе газотурбинного двигателя с предлагаемой камерой сгорания, содержащей стабилизатор с экраном;
фиг.2 показан продольный разрез предлагаемой камеры сгорания;
фиг. 3 показан увеличенный фрагмент передней части совместно стабилизатора с экраном и размещенными между ними крепежными деталями как передними, так и по протяженности стабилизатора и экрана.

Практическое воплощение заявляемого устройства, в частности, можно проследить на следующем примере. В газогенераторе инертного газа на базе газотурбинного двигателя 1 камера сгорания 2 (см. фиг.1) имеет топливные форсунки 3 (см. фиг.2 и 3), размещенные в зоне 4 смешения на ее входе. Далее зона 4 смешения ограничена экраном 5 с расчетным множеством отверстий 6, сообщающих зону 4 смешения с промежуточной защитной полостью 7, которая далее ограничена стабилизатором 8 с расчетным множеством отверстий 9. Благодаря этим отверстиям 9 стабилизатора 8 защитная полость 7 сообщена с зоной горения 10.

Стабилизатор 8 закреплен в камере сгорания 2. Экран 5 и стабилизатор 8 в передней части скреплены резьбовым соединением 11 через промежуточную втулку 12. По конусной части стабилизатор 8 и экран 5 скреплены крепежными деталями 13 через промежуточные втулки 14.

За счет промежуточных втулок 12 и 14 обеспечивается поддержание необходимого расстояния между экраном 5 и стабилизатором 8, т.е. обеспечение собственно промежуточной защитной полости 7.

Заявляемое устройство при работающем газотурбинном двигателе 1 функционирует следующим образом. Форсунки 3 осуществляют известным способом подачу топлива в газовый поток в зоне 4 смешения, где и происходит смешение поданного топлива с газовым потоком и образование топливной смеси. Газовый поток, увлекая топливную смесь к экрану 5, проходит через отверстия 6, выполненные в экране 5. В каждом из отверстий 6 происходит ускорение струй смеси. Эти струи смеси, далее преодолевая защитную полость 7, продолжают перемешиваться.

Затем через отверстия 9 стабилизатора пламени 8 эта турбулизированная смесь топлива с газом поступает в полость горения 10, где и сгорает.

Таким образом, благодаря интенсивной турбулизации смеси в защитной полости 7 между экраном 5 и стабилизатором 8 от стабилизатора 8 вся смесь равномерно подогревается.

При этом в полости 4 уже не существует локализованных отдельных участков подогрева части смеси от самого стабилизатора 8. Значит, снижается и температура подогрева смеси в зоне 4 смешения.

Следовательно, предотвращается нерегламентированное воспламенение смеси в зоне 4 смешения. Стабилизатор 8, с одной стороны, подогревается от горящего в полости 10 топлива. С другой стороны, в местах попадания струй смеси на материал стабилизатора 8 происходит интенсивный съем тепла от стабилизатора 8 и его охлаждение. Значит, в результате наличия экрана 5 и защитной полости 7 температура стабилизатора 8 снижается. Экран 5 и защитная полость 7 дополнительно изолируют смесь газа с топливом в полости 4 от соприкосновения с более нагретым стабилизатором 8.

Для предотвращения воспламенения топлива в защитной полости 7 между экраном 5 и стабилизатором 8 выбирают известным в газодинамике способом расчетное время пребывания в ней смеси, чтобы оно было меньшим времени, необходимого для воспламенения смеси.

Так как смесь газа с топливом подогревается, снимая тепло со стабилизатора 8 в защитной полости 7, это способствует более интенсивному сгоранию топлива в полости 10. Экран 5 с отверстиями 6 служит турбулизатором потока в полости 7 между экраном 5 и стабилизатором 8, что интенсифицирует перемешивание топлива с газом и одновременно съем тепла от стабилизатора 8.

Авторы провели сравнительные испытания известной камеры сгорания без защитной полости и экрана и заявляемой камеры сгорания с экраном. В первом случае было зарегистрировано возникновение горения топлива перед стабилизатором пламени.

После установки экрана по заявляемому устройству возгорание перед стабилизатором пламени не отмечено ни на одном из всех штатных и форсированных режимов работы. Опытный образец устройства прошел многократные испытания в реальных условиях эксплуатации, что подтвердило его эффективность, повышение надежности его материальной части при обеспечении стабильности всех режимов работы.

Похожие патенты RU2219440C2

название год авторы номер документа
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Кузменко М.Л.
  • Снитко А.А.
  • Токарев В.В.
  • Максин В.И.
  • Брындин О.В.
  • Кириевский Ю.Е.
  • Минеев В.А.
  • Баранов В.А.
RU2120086C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СМЕШЕНИЕМ ПОТОКОВ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Потапов Алексей Юрьевич
  • Снатенков Борис Андреевич
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Горбатко Алексей Алексеевич
  • Кудрявцев Авенир Васильевич
  • Башашкин Роман Валерьевич
RU2366823C1
Топливовоздушный модуль фронтового устройства малоэмиссионной камеры сгорания газотурбинного двигателя 2021
  • Свердлов Евгений Давыдович
  • Дубовицкий Алексей Николаевич
  • Дробыш Максим Владимирович
  • Владимиров Александр Владимирович
  • Данилов Максим Алексеевич
RU2770093C1
ТОПЛИВОВОЗДУШНЫЙ МОДУЛЬ ФРОНТОВОГО УСТРОЙСТВА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГТД 2010
  • Васильев Александр Юрьевич
  • Бородако Валентин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Михайлович
  • Ляшенко Вячеслав Петрович
  • Ягодкин Виктор Иванович
  • Фурлетов Виктор Иванович
  • Строкин Виталий Николаевич
RU2439435C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ 2011
  • Якубовский Константин Яковлевич
  • Свердлов Евгений Давыдович
RU2461780C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шихман Юрий Моисеевич
  • Шлякотин Владимир Ефимович
  • Степанов Владимир Алексеевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2347144C1
Фронтовое устройство камеры сгорания газотурбинного двигателя 2017
  • Беликов Юрий Валерьевич
  • Лягушкин Владимир Николаевич
  • Ляшенко Владислав Петрович
  • Фурлетов Виктор Иванович
  • Щепин Сергей Александрович
RU2667820C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шихман Юрий Моисеевич
  • Шлякотин Владимир Ефимович
  • Степанов Владимир Алексеевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2343356C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Горбатко А.А.
  • Скибин В.А.
RU2248456C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Лобурев А.В.
  • Титов Л.М.
  • Эзрохи А.Б.
RU2209992C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 219 440 C2

Реферат патента 2003 года КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит последовательно размещенные и разделенные между собой посредством стабилизатора с отверстиями зону смешения и зону горения, а также экран, прикрепленный к стабилизатору и отделенный от последнего полостью. Экран размещен в зоне смешения и дополнительно содержит отверстия, посредством которых зона смешения сообщена с упомянутой полостью. Экран может быть выполнен в виде сетки. Изобретение позволяет исключить возможность воспламенения смеси топлива и газа в зоне смешения от горячего стабилизатора, чем предотвратить прогар и оплавление стабилизатора, а также уменьшить длину смесительного участка. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 219 440 C2

1. Камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая последовательно размещенные и разделенные между собой посредством стабилизатора с отверстиями зону смешения и зону горения, а также экран, прикрепленный к стабилизатору и отделенный от последнего полостью, отличающаяся тем, что упомянутый экран размещен в зоне смешения и дополнительно содержит отверстия, посредством которых зона смешения сообщена с упомянутой полостью.2. Камера сгорания по п.1, отличающаяся тем, что экран выполнен в виде сетки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2219440C2

КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Кузменко М.Л.
  • Снитко А.А.
  • Токарев В.В.
  • Максин В.И.
  • Брындин О.В.
  • Кириевский Ю.Е.
  • Минеев В.А.
  • Баранов В.А.
RU2120086C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ 1996
  • Маркушин Н.А.
  • Маркушин А.Н.
RU2161756C2
ТРУБЧАТО-КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ 1995
  • Кузменко М.Л.
  • Снитко А.А.
  • Токарев В.В.
  • Брындин О.В.
  • Кириевский Ю.Е.
  • Хрящиков М.С.
  • Хайруллин М.Ф.
RU2106578C1
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДИСКРЕТНЫЙ ВЫЧИТАТЕЛЬ 0
  • А. Ф. Герцовский, А. Н. Климов В. А. Орехов
SU393707A1
US 5400589 A, 28.05.1995
US 5396761 А, 14.03.1995.

RU 2 219 440 C2

Авторы

Муравченко Олег Федорович

Кравченко Игорь Федорович

Кирилюк Андрей Иванович

Борзов Анатолий Петрович

Машкин Василий Павлович

Даты

2003-12-20Публикация

2001-09-10Подача