СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ Российский патент 2003 года по МПК F41J7/04 F41J1/14 

Описание патента на изобретение RU2219475C2

Область применения
Изобретение относится к устройствам для проведения парных игровых состязаний на скорость поражения группы мишеней из небоевого оружия. Изобретение, также, относится к способам обучения скоростной стрельбе.

Уровень техники
Известно, что для формирования прикладных навыков в обучении может быть использован игровой метод [1, стр.128-130]. При этом, если игра проводится в соревновательной форме, на фоне положительного эмоционального напряжения, процесс формирования необходимых навыков проходит за более короткий период. С другой стороны, спорт, как самостоятельная область игровой деятельности человека, сам становится объектом учебного процесса. Это относится и к такому военно-прикладному виду спорта, как скоростная стрельба.

Спортивно-стрелковой общественности известен такой вид упражнения как "дуэльная стрельба" из боевого оружия (официальные источники информации отсутствуют). "Дуэльная стрельба" проводится в виде соревнований, между двумя командами, на скорость поражения группы мишеней. Занятия "дуэльной стрельбой" способствуют формированию навыков скоростной стрельбы. Недостатками этого упражнения являются:
- необходимость в специальных стрельбищах, на дистанции от 50 до 300 м;
- высокая стоимость учебно-тренировочного процесса, что связано с использованием дорогостоящего оружия и боеприпасов к нему;
- большие эксплуатационные расходы на содержание стрельбищ;
- повышенная опасность для жизни и здоровья занимающихся в связи с применением огнестрельного оружия.

Известна скоростная стрельба из малокалиберных пистолетов [2, стр.202-219] . Это упражнение не лишено вышеперечисленных недостатков. Кроме того, стрелок выполняет упражнение в одиночку; время на выполнение упражнения строго ограничено; результат определяется не по простому поражению мишеней, а по очкам. Все эти условия делают необходимым вводить в учебно-тренировочный процесс специальные подготовительные упражнения, что усложняет и удлиняет процесс обучения.

Известен метод подготовки скоростной стрельбе из пневматического оружия [3, стр. 124] . Известный метод значительно удешевляет учебно-тренировочную работу и не несет потенциальной опасности для жизни окружающих. Недостаток метода заключается в том, что он проводится в виде эстафеты со стрельбой по неподвижным бумажным мишеням. Это не всегда позволяет быстро и объективно определить победителя. Известный метод малоэффективен для специальной стрелковой подготовки.

Известно мишенное устройство А.П. Вертельного и В.Б. Смирнова [3, стр. 149] , с исчезающими мишенями (прототип). Известное устройство представляет собой механическую конструкцию с 5-ю мишенями и может быть использовано для обучения скоростной стрельбе. Недостаток устройства заключается в отсутствии в нем механизмов, позволяющих проводить парные состязания на скорость поражения группы мишеней.

Цели изобретения, его новизна и уровень техники
Отсутствие специального устройства, позволяющего проводить парные игровые состязания на скорость поражения группы мишеней из небоевого оружия, например пневматического, и с возможностью использования устройства в условиях отсутствия электропитания или специальных спортивных сооружений (тиров, стрельбищ), не позволяет использовать игровой метод для обучения скоростной стрельбе. Все известные программы для обучения скоростной стрельбе составлены специалистами по огневой подготовке без включения игрового метода.

Задачей предлагаемого изобретения является создание необходимого игрового устройства, отвечающего вышеперечисленным требованиям. Одновременно задачей изобретения является создание способа обучения скоростной стрельбе, без подготовительных упражнений, основанного на игровом методе.

Решение поставленных задач определяет новизну и уровень техники предлагаемого изобретения.

Изобретение проиллюстрировано фиг. 1, с изображением 2-х стрелков, в момент игровых состязаний, и фиг.2, с изображением корпуса-пулеулавливателя (вид сбоку), где:
1 - корпус-пулеулавливатель, 2 - механизм для автоматической блокировки непораженных мишеней, 3 - сектор левой группы мишеней, 4 - сектор правой группы мишеней, 5 - пулесборник.

Сущность изобретения
Для решения поставленных задач была использована модификация мишенной установки для "дуэльной стрельбы" [4]. Область применения этого устройства не распространяется на игры, поскольку установка предназначена для использования при стрельбе из огнестрельного оружия, в специально оборудованных тирах или на стрельбищах. Облегченный и уменьшенный вариант известной мишенной установки был снабжен специальным приспособлением (пулеулавливателем), для чего задняя часть корпуса 1 была снабжена металлическим листом, расположенным под углом в 45o (фиг.2). Нижняя часть корпуса была снабжена 2-мя выдвижными ящиками-пулесборниками.

В корпусе-пулеулавливателе, вместе с мишенями был размещен и механизм для блокировки непораженных мишеней 2. Произведенные усовершенствования позволяют использовать устройство при проведении игр со стрельбой из пневматического оружия и практически в любых помещениях, на дистанции до 10 м, без опасности для окружающих.

При проведении парных состязаний 2-м соперникам предлагается произвести отстрел группы мишеней на скорость. Один из них стреляет по левому сектору 3, а другой - по правому 4. В случае попадания пульки в мишень, последняя падает. В случае, если один из игроков поразит все мишени своего сектора, срабатывает автоматическое устройство 2, которое блокирует возможность падения непораженных мишеней другого сектора. Таким образом объективно определяется победитель. Стрельба по мишеням может производиться в любой последовательности, как слева - направо, так и справа - налево.

Для решения поставленных задач в области создания способа обучения скоростной стрельбе был проведен педагогический эксперимент: из желающих обучаться скоростной стрельбе из пистолета были сформированы две группы (экспериментальная и контрольная) примерно одного возраста (18-24 года) и пола (мужского).

Контрольная группа обучалась по традиционной методике [2, стр.213-214], по 48-часовой программе. Из программы обучения экспериментальной группы были исключены все подготовительные упражнения (15 ч) и тренировка без патрона (7 ч). Вместо них проводились игровые состязания в стрельбе из пневматического оружия (5 ч). Кроме того, программа обучения экспериментальной группы была сокращена по темам: "тренировка в регламенте упражнения" (с 12 до 6 ч) и "коллективная тренировка" (с 8 до 4 ч).

В целом программа для экспериментальной группы была сокращена с 48 до 21 ч (см. таблицу).

По итогам классификационных соревнований, в контрольной группе, разрядные нормативы выполнили 14 человек, в экспериментальной - 13 человек.

Вывод. Применение игрового метода как способа обучения скоростной стрельбе позволяет исключить из программы обучения подготовительные упражнения, сократить более чем в 2 раза время обучения, без существенного ухудшения его качества. Одновременно достигается экономия в расходах на боеприпасы и содержание спортивных сооружений.

Возможность осуществления
Возможность осуществления предлагаемого изобретения очевидна при наличии необходимого инвентаря и обоснована проведением вышеописанного педагогического эксперимента.

Применимость
Предлагаемое изобретение, как игру, возможно использовать как спортивно-развлекательное мероприятие для широких кругов населения. Изобретение может использоваться для проведения аттракционов, праздников, военизированных игр.

Предлагаемое изобретение, как способ обучения скоростной стрельбе, может быть использовано в качестве метода для проведения учебно-спортивной работы с целью быстрейшего формирования необходимых военно-прикладных навыков.

Источники информации
1. А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев. Теория и методика физического воспитания. М., ФиС, 1967, т.1.

2. Л.М. Вайнштейн. Стрелок и тренер. М., ДОССАФ, 1977.

3. Я.И. Савицкий. Биатлон, М., ФиС, 1981.

4. Патент RU 2147115 C1, Мкл. F 41 J 7/04, Бюл. 9 от 27.03.2000.

Похожие патенты RU2219475C2

название год авторы номер документа
МИШЕННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ "ДУЭЛЬНОЙ СТРЕЛЬБЫ" 1998
  • Родимин Е.М.
RU2147115C1
МИШЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПАРНЫХ СОСТЯЗАНИЙ В СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ 2004
  • Родимин Е.М.
  • Родимин М.Е.
RU2253829C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВУ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ МЕСТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Михеев В.А.
  • Кардаполов А.В.
  • Петров И.С.
  • Васенин В.А.
  • Бабак А.В.
RU2213319C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВУ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ 2010
  • Сметанкин Александр Афанасьевич
  • Полищук Владимир Степанович
  • Зыков Антон Михайлович
  • Лобанов Павел Альбертович
RU2427780C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2014
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2547295C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ 2014
  • Палехова Елизавета Сергеевна
  • Вагнер Павел Павлович
  • Марголин Никита Сергеевич
  • Алборов Алексей Андреевич
RU2588284C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ СПОРТСМЕНА-СТРЕЛКА 1999
  • Петров Л.И.
  • Петров И.Л.
RU2148275C1
Спортивно-тренировочный комплекс для подготовки единоборцев к рукопашному бою профессионального назначения "Тактический коридор" Эпштейна и способ его использования 2020
  • Эпштейн Михаил Маркович
RU2757945C1
МИШЕННОЕ УСТРОЙСТВО 2017
  • Свирков Александр Дмитриевич
RU2668204C1
Способ тренировки концентрации внимания стрелка и устройство для его осуществления 2019
  • Борисов Юрий Александрович
  • Наумчук Николай Сергеевич
  • Кононович Дмитрий Павлович
RU2707591C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 219 475 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ

Изобретение относится к способам обучения стрельбе из стрелкового оружия. Сущность изобретения заключается в том, что для обучения скоростной стрельбе используют парные состязания на скорость поражения группы мишеней. Перед обучаемыми ставят цель поразить все мишени своего сектора, опередив соперника. Обучаемым предоставляют возможность поражать мишени в любой последовательности. Техническим результатом изобретения является сокращение времени обучения без ухудшения его качества. 1 табл., 2 ил.

Формула изобретения RU 2 219 475 C2

Способ обучения скоростной стрельбе с использованием парных состязаний на скорость поражения группы мишеней, отличающийся тем, что перед обучаемыми ставят задачу поразить все мишени своего сектора, опередив соперника, при этом обучаемым предоставляют возможность поражать мишени в любой последовательности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2219475C2

МИШЕННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ "ДУЭЛЬНОЙ СТРЕЛЬБЫ" 1998
  • Родимин Е.М.
RU2147115C1
МИШЕННОЕ УСТРОЙСТВО 1996
  • Генералов Иван Сергеевич
RU2108533C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ МИШЕННАЯ УСТАНОВКА "ДУЭЛЬ" 1991
  • Васильев Виктор Георгиевич
  • Овчинников Авенир Флегентович
RU2005982C1
Мишенная установка с пылеулавливателем 1989
  • Царенко Анатолий Иванович
SU1779899A1
МИШЕННАЯ УСТАНОВКА 0
SU282966A1
US 5564712 А, 15.10.1996
US 5263722 A, 23.01.1993
US 4588194, 13.05.1986
US 3503614, 31.03.1970
DE 3534746 A1, 02.04.1987
НОВИКОВ А.Д., МАТВЕЕВ Л.П
Теория и методика физического воспитания
- М.: ФиС, 1967, т.1, с.128-130.

RU 2 219 475 C2

Авторы

Родимин Е.М.

Даты

2003-12-20Публикация

2001-11-26Подача