СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ СПОРТСМЕНА-СТРЕЛКА Российский патент 2000 года по МПК G09B19/00 

Описание патента на изобретение RU2148275C1

Изобретение относится к области обучения спортсменов-стрелков стрельбе из любых видов огнестрельного оружия и может быть применено для тренировок спортсменов в школах высшего спортивного мастерства, в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, при подготовке мастеров спорта, чемпионов, а также спортсменов высшей квалификации и для формирования высшего профессионализма сотрудников безопасности.

Известен способ обучения спортсменов-стрелков стрельбе из огнестрельного оружия, включающий комплексную общефизическую и техническую подготовку, состоящую из тренировок мышечной системы спортсмена и его психики /см. "Способ обучения спортсменов скоростной стрельбе из огнестрельного оружия", описанный в книге: "Стрелковый спорт и методика преподавания", под. ред. А. Я. Корх, М., 1986 г., с. 112 - 118/. В известном способе комплексная тренировка мышечной системы спортсмена включает выполнение движений по изготовке, вскидке, поводке, упреждению, вылета целей, выстрелам. Способ также содержит упражнения по психологической подготовке спортсмена, направленные на выработку умений концентрировать внимание к моменту подачи команды.

В известном способе высокая степень концентрации внимания достигается в результате последовательного переключения с предыдущих действий спортсмена на последующие. Повышение точности выстрелов в подвижные мишени обеспечивается уменьшением скорости обгона цели, ранним торможением и увеличением времени доводки с прицеливанием. Результаты точности попадания стрелков в подвижные цели составляют, как показали опытные испытания известного способа, 89 - 95% из 8 - 9 выстрелов.

Недостатком известного способа обучения является не достаточно высокие результаты точности попадания стрелков в подвижные цели, не соответствующие требованиям, предъявляемым к соревнованиям международного класса. Это объясняется отсутствием в тренировочном комплексе элементов, ответственных за формирование навыков по выполнению точностных движений за короткий промежуток времени.

Наиболее близким по заявляемой сущности и достигаемому положительному эффекту является выбранный в качестве прототипа способ обучения скоростной стрельбе спортсмена-стрелка /см. "Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение", автор В.П. Лукьяненко, журнал: "Теория и практика физической культуры физического воспитания", 1991 г., N 4, с. 2 - 10/.

Способ, выбранный в качестве прототипа, включает формирование ускоренных движений при варьировании ускорения, замедления и психомоторной реакции во время общефизической и технической тренировок, направленных на выполнение комплекса точностных движений, в том числе изготовки, поводки, упреждения подвижных целей, выстрела. В способе предусмотрены тренировки навыков точностных движений спортсмена-стрелка путем варьирования отдельных параметров точностных движений. Известный способ предусматривает варьирование отдельных точностных характеристик движения в значительном диапазоне, приводящее к формированию при этом не точности отдельных параметров в отвлеченных движениях, а специфические для данного движения нюансы из взаимосвязей.

Кроме того, недостатком известного способа обучения скоростной стрельбе спортсмена-стрелка является невысокий результат точности выстрелов в подвижные цели. Эти недостатки объясняются отсутствием тренировки точных движений, а именно тех элементов, которые ответственны за скорость выполнения выстрела. Освоение спортсменами стрельбы на круглом стенде связано с выполнением точных движений в короткий интервал времени, меньший 6 - 7 с.

Технической задачей предполагаемого изобретения является повышение точности попадания в цель при одновременном сохранении динамического стереотипа движений спортсмена-стрелка.

Техническая задача достигается тем, что в способе обучения скоростной стрельбе спортсмена-стрелка, осуществляемом путем формирования ускоренных точных движений варьированием ускорения, замедления и психомоторных реакций, согласно изобретения тренируют психические, зрительные и двигательные компоненты комплексного движения, формируемого поэтапно из элементов, при этом на этапе общефизической подготовки комплексное движение формируют выполнением бросковых элементов, а в тренировку двигательного компонента по развитию моторики периодически ускоренных и замедленных бросковых элементов движений рук, ног, туловища последовательно включают тренировки координационной составляющей зрительной реакции на изменение порядка, вида, величины нагрузки бросков, а также - тренировки психической реакции на изменение условий подачи команды выполнения игровых бросковых элементов, на этапе обучения стрельбе по неподвижным мишеням комплексное движение формируют выполнением изготовки, вскидки и выстрелов, а тренировку двигательного компонента по развитию моторики ведут нарастанием скорости выполнения стрельб по мишеням до 2 - 3 с с момента подачи команды до завершения последнего выстрела в серии из 8 - 9, кроме того, ее дополняют зрительным координированием на изменение величины прицеливающих нагрузок, а тренировку психической реакции ведут варьированием состояния психологической сосредоточенности, достигаемым внесением помех или сбоя во время прицеливания и выстрелов, изменением последовательности и характера элементов комплексного движения, и проведением соревнований на результат на этапе обучения стрельбе по подвижным мишеням комплексное движение формируют выполнением изготовки, вскидки, поводки и выстрелов, а тренировку моторики совмещают с тренировкой зрительной реакции на изменение скорости, углов, направлений вылета мишени и дальности заброса, а также с тренировкой переброса взгляда с одной точки мишени на другую, включая в последовательность элементов комплексного движения и в подачу команды идеомоторный компонент, содержащий мысленное воспроизведение в переменной последовательности зрительно-двигательных элементов по удержанию в поле зрения мишени, углов подъема оружия и разворота корпуса спортсмена при одновременном обгоне оружием мишени на точку выноса, а о закреплении психозрительно - двигательной реакции судят по величине временного интервала, в течение которого спортсмен переходит от замедления подъема оружия к горизонтальному его удержанию и выполняет выстрелы внутри этого интервала, равного 0,15 - 0,25 с.

Тренировка навыков ускоренных точностных движений во время обучения скоростной стрельбе из огнестрельного оружия связана с выполнением точных движений за короткий промежуток времени. Это основное требование, на выполнение которого направлен способ обучения. Второе требование - вариативность движений, так как продолжительная однообразность разрушает стереотип движений. Третье требование, на выполнение которого направлен предлагаемый способ обучения, состоит в выполнении быстрых, точных движений с рационально расслабленными мышцами. Четвертое требование состоит в повышении уровня физического состояния спортсмена, усиливающего его психическую устойчивость. Пятое требование касается выполнения предварительной идеомоторной подготовки движений, обеспечивающей высокую спортивную результативность.

Способ обучения направлен на выполнение комплексного точного движения, формируемого поэтапно из элементов, характеризуемых особенностями обучения. Скоростные и точностные параметры комплексного движения спортсмена-стрелка зависят от результатов тренировки психических, зрительных и двигательных компонентов комплексного движения. На разных этапах обучения добиваются варьирования тех или иных компонентов, направленных на сокращение латентного периода и сохранения динамического стереотипа комплексного движения.

На этапе общефизического развития обучение направлено на выполнение скоростного комплексного движения, формируемого наиболее эффективно из бросковых движений. Тренировку двигательных компонентов, включающих развитие моторики, дополняют тренировкой координации движений, усиливаемой зрительной координацией. Развитие моторики путем выполнения ускоренных и замедленных движений руками, ногами и туловищем позволяет избежать продолжительной однообразности, разрушающей стереотип движения спортсмена-стрелка, и создающей новый, не менее устойчивый отрицательный стереотип. Опытные испытания способа позволили установить, что наиболее эффективными видами тренировки двигательного компонента по развитию моторики являются бросковые движения, например броски мячей в цель с периодически плавно нарастающей, а затем убывающей скоростью их выполнения.

Перемена порядка, вида, нагрузки бросков позволяет поддерживать высокую результативность движений за счет сохранения созидательного динамического стереотипа движений. Кроме того, изменение порядка бросков справа - налево, слева - направо, вперед - назад наиболее эффективно тренирует латентный период моторики. Последовательное включение тренировки координационной составляющей зрительной реакции на изменение порядка, вида, величины нагрузки бросков, а также - тренировки психической реакции на изменение условий подачи команды выполнения игровых бросковых элементов достигается варьированием вида бросков, например, изменением количества одновременно бросаемых мячей, их весов и размеров. При этом наиболее результативной будет смена привычных упражнений на компенсирующие, например бросковых на метательные или толчковые.

Тренировка психического компонента на этапе общефизической подготовки осуществляется варьированием состояния психической сосредоточенности, а именно изменением условий подачи команды на выполнение игровых бросковых элементов, что мешает разрушению сложившегося динамического стереотипа движений.

Кроме того, благодаря одновременной тренировке моторики и психозрительных составляющих компонентов комплексного движения снижается общая результирующая латентного периода комплексного движения.

Обучение стрельбе вначале по неподвижным, а затем - по подвижным мишеням на круглом стенде позволит вести избирательную тренировку психозрительно-двигательных компонентов комплексного движения с учетом специфики составляющих его элементов.

Благодаря внесению новых элементов происходит преобразование комплексного движения. Так, например, тренировку стрельбе по неподвижным мишеням начинают с обучения раздельному выполнению прицеливания в мишень, расположению рук на шейке приклада и цевье, пальцев на спусковом крючке, фиксации приклада в плечо и у щеки. Затем отрабатывают положение ведущего глаза относительно прицельных приспособлений при одновременном контроле прицельной линии. Стрельбу по мишени "П" первоначально обучают вести с расстояния 5 - 6 м холостыми выстрелами и прививают навык точной фиксации оружия в цель при выстреле. Отдельно формируют умение нажатия на спусковой крючок. Последовательно все элементы соединяют в единое комплексное движение.

На теоретической части занятий спортсменам объясняют, что точность выстрела по неподвижным мишеням зависит от быстроты восприятия параметров цели, являющейся тренируемым компонентом зрительной реакции, а также - от скорости наведения оружия на цель и выстрела, также представляющих собой тренируемый двигательный компонент.

Развитие моторики достигают равномерным повышением скорости выполнения стрельб по неподвижным мишеням до тех пор, пока интервал времени, определяемый с момента подачи команды до завершения последнего выстрела в серии из 8 - 9 выстрелов, не станет равным 2 - 3 с.

Тренировка умений выполнять комплексное многоэлементное движение на поражение неподвижных мишений ведется с ориентировкой на временной интервал, равный 2 - 3 с с момента подачи команды до завершения последнего выстрела в серии из 8 - 9 выстрелов. Это позволяет сократить латентные периоды как моторно-координационных, так и зрительно-координационных компонентов, повысить точность стрельбы на результат до 99,8 - 99,9% и одновременно закрепить психодинамический стереотип фиксации оружия в цель и ощущения точного выстрела.

Временной интервал выполнения комплексного движения на поражение неподвижных мишений, равный 2 - 3 с, установлен опытным путем. Минимальное значение временного интервала равно 2 с. При этом значении были получены высокие показатели точности выстрелов: 99 - 100% попаданий в мишень 8 - 9 выстрелами. Уменьшение значения временного интервала до 1,90 - 1,95 с нецелесообразно, так как исчерпывается запас времени латентной реакции спортсмена и времени двигательных действий на поражение мишени.

Максимальное значение временного интервала составляет 3 с. Результаты выстрелов стрелков в серии из 8 - 9 были равны 99 - 100% попаданий в мишень. Увеличение этого значения до 3,15 - 3,20 с нецелесообразно ввиду снижения результативности показателей точности выстрелов.

Усиления координирования зрительной реакции добиваются нарастанием скорости стрельбы, например, десятью выстрелами по десяти мишеням, а затем увеличением или уменьшением числа мишеней в пределах 10 - 20 фигурок.

Изменение вида, порядка и скорости выполнения выстрелов по неподвижным мишеням позволит сохранить стереотип комплексного движения, закрепить приобретенные навыки, что в дальнейшем в изменяющихся условиях облегчит адаптацию стрелка и обеспечит высокую результативность его показателей.

Варьирование состояния психологической сосредоточенности, достигаемое внесением помех или сбоя во время прицеливания и выстрелов, а также в последовательность и характер движений по изготовке, вскидке, в подачу команды, проведением соревнований на результат, формирует способность к быстрой адаптации, собранность, а также усиливает мобилизацию на победу.

На этапе обучения стрельбе по подвижным мишеням процесс формирования комплексного движения усложняется из-за включения в него новых элементов, например таких, как поводка. Происходит изменение характера выполнения элементов изготовки, вскидки. Поэтому формирование комплексного движения на этапе обучения стрельбе по подвижным мишеням заключается в выполнении одновременно нескольких сложных движений, например, вскидки и разворота корпуса. Последовательное выполнение нескольких сложных элементов позволит соединить их в единое комплексное движение, что упростит тренировку скоростных параметров и точности выстрелов.

В тренировке комплексного движения особое внимание уделяют определению и постановке угла плечевого пояса к линии стрельбы. Выполняются тренировочные прицеливания из положения: ноги на ширине плеч и на одной линии. Тренируются элементы угла наклона плечевого пояса к линии стрельбы, расположение рук, локтей, кистей, пальца на спусковом крючке, вставка приклада в плечо и к щеке. При формировании навыка постановки корпуса, стоп ног в тренировки включают трафарет. После приобретения навыка в выполнении отдельных элементов их последовательно соединяют в комплексное движение, например, выполняют элементы вскидки, изготовки и прицеливания под определенные точки вылета мишени. Как и на этапе обучения стрельбе по неподвижным мишеням на этом этапе главным соединительным элементом комплексного движения является плавная вскидка и ускоренное движение корпуса. Объединение этих элементов в одно движение позволит спортсмену формировать способность сокращать латентное время двигательного компонента. В ходе тренировок к элементам поворота корпуса стрелка с оружием за вылетевшей целью присоединяется элемент корректировки движения стволов, увеличение их скорости, обгон под мишенью, плавный нажим на спусковой крючок. Более подробная и детальная схема поэлементного соединения в комплексное движение составляет "ноу-хау" способа обучения.

Тренировка двигательного компонента путем варьирования вида, порядка и скорости его элементов осуществляется дуэльной стрельбой, проводимой с нарастающей, а затем с убывающей нагрузкой и скоростью, а также - дублетной стрельбой и стрельбой по двум мишеням.

В технические тренировки включаются занятия на игровых автоматах, где заранее программируется количество мишеней, их скорости, направления вылета и дальности заброса.

После закрепления навыка точной фиксации оружия в цель в тренировки включают стрельбу пулями диабло на кучность, а в случае удовлетворительных результатов боя винтовки проводят стрельбу на результат. На этом этапе совмещают тренировки двигательных компонентов с тренировкой зрительной реакции.

Первоначально, в ходе обучения стрельбе на круглом стенде тренируют глазомер стрелка с позиции каждой зоны стенда по отношению к прицельной линии.

Совмещение тренировки двигательного компонента с тренировкой зрительной реакции на изменение скорости углов, направлений вылета мишеней и дальности заброса усиливает зрительно-моторную реакцию стрелка на обработку мишени.

Тренировка переброса взгляда с одной точки мишени на другую закрепляет навыки контроля по нерассогласованию взгляда за полетом мишени и движением системы "человек-оружие". Этот элемент, усвоенный спортсменом на этапе общетехнической тренировки во время парных бросков мячей навстречу друг другу, закрепляется и усиливается на этапе обучения стрельбе по подвижным мишеням, переходя на подсознательный уровень восприятия спортсмена. Тренировка переброса взгляда с одной точки мишени на другую наиболее эффективно осуществляется в ходе оценки прицельной линии с позиции каждой зоны круглого стенда, обеспечивая повышение скорости зрительного восприятия мишени и снижение латентного периода зрительной реакции на вылет мишени.

На этом этапе тренировки происходит совмещение латентного периода зрительной и моторной реакции, так как одновременно с реакцией переброса взгляда спортсмен выполняет мгновенное плавное движение корпусом с оружием по траектории вылета мишени.

Результаты тренировок, отражающие приобретенные навыки мгновенной реакции стрелка, сведены в табл. N 1.

Включение в последовательность комплексного движения и в подачу команды идеомоторного компонента, содержащего мысленное воспроизведение в переменной последовательности зрительно-двигательных элементов по удержанию в поле зрения мишени, углов подъема оружия и разворота корпуса спортсмена при одновременном обгоне оружием мишени на точку выноса позволит сформировать умение управлять точными движениями с чувством уверенности в результате. Идеомоторные компоненты воспроизводятся спортсменом мысленно в переменной последовательно перед выходом на стрелковое место. Идеомоторное выполнение зрительно-двигательных элементов позволит закрепить комплексное движение на подсознательном уровне, а также запрограммировать последовательность выполнения его элементов.

Основным параметром, по которому судят о прочном формировании психозрительно-двигательной реакции спортсмена в процессе тренировок, является интервал времени, в течение которого спортсмен переходит от замедления подъема оружия к горизонтальному его удержанию и выполнению выстрелов внутри этого интервала, равный 0,15 - 0,25 с.

В ходе экспериментальных проверок способа удалось установить, что в первые доли секунды прицеливания колебания подвижной системы "человек-оружие" минимальны. Это означает, что на время, равное 0,15 - 0,25 с, положение системы стабилизируется в наименьшей амплитуде колебаний, а затем непроизвольно возрастает.

После этого колебания вновь начинают затухать, затем на время стабилизируются вновь, а затем резко возрастают. Однако, чем дольше спортсмен-стрелок будет стремиться сохранить горизонтальное положение системы "человек-оружие", тем больше будет амплитуда и период нежелательных увеличиваемых колебаний, а периоды затухания короче. Исходя из этого, время наступления реакции тремора, т.е. непроизвольного дрожания рук, связано с колебательными движениями подвижной системы "человек-оружие".

Выполнение движений, включающих переход от замедления подъема оружия к горизонтальному его удержанию и выстрелам, ведут с учетом наступления реакции тремора у спортсмена, находящегося в состоянии подвижной системы "человек-оружие".

Были выявлены минимальные и максимальные параметры стабильности подвижной системы, что позволило распределить порядок и время выполнения точных прицельных движений и выстрелов. Благодаря соблюдению граничных параметров времени наступления реакции тремора у спортсмена-стрелка удалось повысить точность попадания в подвижные цели до 99,90 - 100,00%.

Изменение граничных параметров в сторону увеличения или уменьшения нецелесообразно по следующим причинам. Уменьшение минимального временного интервала, равного 0,15 с, до 0,13 - 0,14 с приведет к снижению результатов точности выстрелов вследствие уменьшения времени на выполнение изготовки и вскидки. Увеличение максимального временного интервала, равного 0,25 с, до 0,26 - 0,27 с нецелесообразно вследствие наступления реакции тремора у спортсмена-стрелка, что приведет к резкому снижению точности выстрелов.

В экспериментах, проводимых в 1994 - 1998 г.г. на базе Челябинского центра высшего профессионализма служб безопасности и на спортивном опорном пункте военно-прикладных видов спорта г. Кургана, участвовало свыше 1000 спортсменов в возрасте от 15 до 25 лет, в том числе учащиеся, курсанты, студенты. Исследовали изменение реакции тремора по параметрам частоты сердечных сокращений, мышечного напряжения и биоритмических показателей непроизвольных колебательных движений мышц рук в интервале времени подъема оружия, горизонтального его удержания и выстрела. Сопоставляли показатели частоты сердечных сокращений, замеренных в момент выстрелов по подвижным мишеням, до наступления реакции тремора и соответствующие показатели, замеренные в момент выстрелов, произведенных после наступления реакции тремора. Показатели точности выстрелов выражена в процентах (табл. N 1). В скобках даны параметры частоты сердечных сокращений, замеренных при наступлении реакции тремора.

Сопоставляли мышечное напряжение спортсмена, замеренное в момент выстрелов по подвижным мишеням, производимых до наступления реакции тремора и после в соответствие с видом каждого элемента комплексного движения в отдельности. Показатели точности выстрелов выражены в процентах (табл. N 2). В скобках даны параметры амплитуды сокращения мышц руки в момент наступления реакции тремора.

Предлагаемый способ обучения скоростной стрельбе спортсмена-стрелка обладает новизной и изобретательским уровнем, так как при проведении поиска по источникам патентной и научно-технической документации заявителем не выявлены известные технические решения, в которых бы тренировали психические, зрительные и двигательные компоненты комплексного движения, формируемого поэтапно из элементов, при этом на этапе общефизической подготовки комплексное движение формировали бы выполнением бросковых элементов, а в тренировку двигательного компонента по развитию моторики периодически ускоренных и замедленных бросковых элементов движений рук, ног, туловища, последовательно включали бы тренировки координационных элементов зрительной реакции на изменение порядка, вида, величины нагрузки бросков, а также тренировки психической реакции на изменение условий подачи команды на выполнение игровых бросковых элементов, на этапе обучения стрельбе по неподвижным мишеням комплексное движение формировали бы выполнением изготовки, вскидки и выстрелов, а тренировку двигательного компонента по развитию моторики вели с нарастанием скорости выполнения стрельб по мишеням до 2 - 3 с с момента подачи команды до завершения последнего выстрела в серии из 8 - 9 выстрелов, кроме того, ее дополняли бы зрительным координированием изменения величины прицеливающих нагрузок, при этом тренировку психической реакции вели бы путем варьирования состояния психологической сосредоточенности, достигаемым внесением помех или сбоя во время прицеливания и выстрелов, изменением последовательности и характера элементов комплексного движения, и проведением соревнований на результат, на этапе обучения стрельбе по подвижным мишеням комплексное движение формировали бы выполнением изготовки, вскидки, поводки и выстрелов, а тренировку двигательного компонента совмещали бы с тренировкой зрительной реакции на изменение скорости, углов, направлений вылета мишени и дальности заброса, а также - с тренировкой переброса взгляда с одной точки мишени на другу, включая в последовательность комплексного движения и в подачу команды идеомоторный компонент, содержащий мысленное воспроизведение в переменной последовательности зрительно-двигательных элементов по удержанию в поле зрения мишени, углов подъема оружия и разворота корпуса спортсмена при одновременном обгоне оружием мишени на точку выноса, а о закреплении психозрительно-двигательной реакции судили бы по временному интервалу, в течение которого спортсмен переходит от замедления подъема оружия к горизонтальному его удержанию и выполняет выстрелы внутри этого интервала, равному 0,15 - 0,25 с.

Заявляемый способ применим для подготовки к спортивным соревнованиям, для обучения стрельбе сотрудников безопасности, в спортивных школах и клубах. Способ соответствует критерию "промышленная применимость".

Сущность заявляемого способа поясняется чертежами. На фиг. 1 показаны гониограммы техники выстрела спортсмена-стрелка высокого класса, производимого спортсменом до наступления реакции тремора. На фиг. 2 показана графическая зависимость параметров скорости и времени соединительного элемента подъема руки с оружием и выстрела, производимых до наступления реакции тремора. Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Тренировка психозрительно-двигательных компонентов комплексного движения первоначально ведется варьированием вида, порядка и скорости движений рук, ног, туловища путем выполнения каждого из них периодически в ускоренном и/или замедленном темпе. В тренировку последовательно включают броски мячей в цель с периодически плавно нарастающей, а затем убывающей скоростью их выполнения. Меняют направление справа налево, слева направо, вперед назад. Варьируют вид бросков изменением количества одновременно бросаемых мячей, их весов и размеров. Меняют условия подачи команды во время выполнения игровых бросковых элементов. Все типы скоростных бросков выполняют с постепенным возрастанием нагрузки, сосредоточенности и мобилизации на преодоление значительных объемов.

На этапе обучения стрельбе по неподвижным мишеням в тренировки включают стрельбу по 10 фигуркам десятью выстрелами, а затем вводят дуэльную стрельбу на победителя по 5 фигуркам. Каждую из тренировок и соревнований ведут с нарастанием скорости выполнения стрельб с увеличением нагрузки от 10 до 20 фигурок. Заканчивают тренировки на этом этапе обучения соревнованиями на результат стрельбы на расстояние 10 м по мишени "П".

В тренировку включают определение времени выполнения стрельб по неподвижным мишеням. Формируют выполнение комплексного движения по изготовки, вскидки и выстрелам по мишеням за время 2 - 3 с с момента подачи команды до завершения последнего выстрела в серии из 8 - 9 выстрелов. Тренируют зрительное координирование изменением расположения мишеней, их расстояний, количества. Во время прицеливания и выстрелов вносят помехи, сбой. Меняют характер элементов и последовательность их выполнения. Обучение стрельбе по подвижным мишеням начинают с наглядной демонстрации элемента упреждения вылета мишени с помощью прибора Равейта или с помощью длинной ленты с наклеенным на нее профилем мишени и обозначением точки выноса. Спортсмены отрабатывают комплексное движение, делая вскидки с поводкой, имитируют стрельбу в соответствии с перемещением точек выноса. В ходе тренировок у спортсмена вырабатывается плавно-ускоренное движение, сокращающее точку выноса. В дальнейшем переходят к тренировкам на круглом траншейном стенде. Для тренировки навыка четкого схватывания места на траектории вылета мишени, где она находилась в первоначальный момент времени, проводят 8 - 10 тренировок глазомера с расстояний 20 - 25 м при помощи мерных эталонов. Тренируют навык определения скорости вылета мишени, углов вылета. Тренируют поворот корпуса, разгон оружия на упреждение мишени, нажим на спусковой крючок. В ходе этих тренировок скорость выполнения комплексного движения увеличивают до тех пор, пока результирующая времени, определяемого с момента подачи команды до завершения выстрела не достигнет 0,2 - 0,6 с. В ходе тренировок для каждого спортсмена определяют индивидуальное время, в течение которого спортсмен переходит от замедления подъема оружия к горизонтальному его удержанию и выстрелу до наступления реакции тремора. Как правило, это время составляет 0,15 - 0,25 с. В ходе поэтапных тренировок с возрастающей скоростью выполнения комплексного движения стрелком снижается результирующее время латентной реакции в целом на 0,19 - 0,21 с.

Тренируют способность переброски взгляда с одной точки мишени на другую, включая в тренировку дополнительно идеомоторный компонент.

Для выработки чувства уверенности в результате при одновременной корректировке заранее заданного ошибочно высокого темпа стрельбы из-за перевозбуждения или ошибочного решения перед выходом на место стрельбы стрелок мысленно повторяет идеомоторный компонент по схеме:
- стрелок четко видит мишень на вылете;
- стрелок должен прочувствовать плавную вскидку оружия;
- не отрывая взгляда от мишени стрелок продолжает смотреть на линию полета мишени в целом;
- стрелок должен прочувствовать ускоренный обгон оружием мишени на точку выноса и нажать на крючок.

Заданная переменная последовательность идеомоторного компонента усиливает зрительно-моторную функцию по обработке стрелком мишени.

Предварительное идеомоторное выполнение зрительно-двигательного элемента позволяет управлять расслабленностью мышц и мысленно упростить процесс стрельбы.

В тренировки вносят элементы помех и сбоя для выработки навыков психологического адаптирования.

Во время соревнований корректируют действия спортсмена в случае необходимости. Для этого с помощью приборов замеряют отклонение латентного времени реакции на вылет мишени по величине мышечного напряжения спортсмена и корректируют этот параметр, используя навыки плавного повышения скорости вскидки и ускорения движения корпуса. Одновременно снижают мышечное напряжение спортсмена в случае его отклонения на 10 - 20% от нормы путем плавно неторопливого захода на стрелковое место, равномерного сброса тяжести корпуса на ступни ног при одновременном варьировании скорости движений рук до появления состояния расслабления в мышцах. Сокращают латентное время реакции путем плавного повышения скорости вскидки и ускорения движения корпуса по сравнению с соответствующими параметрами до первых выстрелов.

Пример N 1. В случае диагностирования отсутствия мышечного расслабления у спортсмена тренер за время 10 - 60 с информирует спортсмена о необходимости провести перед выходом на стрелковое место идеомоторную подготовку, а также выполнить комплекс общефизических движений по расслаблению мышц перед заходом на вторую серию выстрелов.

Пример N 2. С помощью графика гониограмм тренер определяет момент наступления реакции тремора и сопоставляет с параметрами, полученными в момент выстрела. После сопоставления он делает вывод о причинах ухудшения результатов соревнований.

Пример N 3. Из-за технических неполадок спортсмену сбили готовность к выполнению выстрела. Анализ причины снижения результатов позволяет оперативно компенсировать психологическую неустойчивость путем идеомоторной подготовки спортсмена перед заходом на вторую серию выстрелов.

Пример N 4. С помощью измерительной аппаратуры установлено отклонение латентного времени реакции на вылет мишени. Диагноз снижения точности выстрелов в первой серии позволил мобилизовать умение спортсмена на снижение этого времени во второй серии выстрелов.

Предлагаемый способ обеспечивает по сравнению с прототипом:
- повышение точности серии выстрелов при скоростной стрельбе из любого вида огнестрельного оружия до 99,98 - 100,00%;
- выработку умений управлять расслабленностью мышц в период соревнований и тем самым корректировать точность выполнения выстрелов;
- стабильность спортивных результатов при скоростной стрельбе по летящим мишеням;
- снижение погрешности ошибочных действий спортсмена на протяжении всего периода стрельб;
- повышение скорости коррекции действий спортсмена с учетом его индивидуальных особенностей.

Похожие патенты RU2148275C1

название год авторы номер документа
Способ развития зрительно-моторной реакции стрелка при скоростной стрельбе в зданиях 2021
  • Баранник Петр Александрович
  • Тамбовский Анатолий Николаевич
  • Ильичёва Ольга Владимировна
  • Баранюк Виталий Игоревич
RU2766827C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВУ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ МЕСТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Михеев В.А.
  • Кардаполов А.В.
  • Петров И.С.
  • Васенин В.А.
  • Бабак А.В.
RU2213319C1
Способ обучения скоростной стрельбе из пистолета 2022
  • Янчин Игорь Александрович
  • Филиппов Андрей Владимирович
  • Дмитриев Олег Борисович
RU2788551C1
СПОСОБ УДЕРЖАНИЯ АВТОМАТА ПРИ ВЕДЕНИИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ ОДИНОЧНЫМИ ВЫСТРЕЛАМИ И АВТОМАТИЧЕСКИМ ОГНЕМ 2008
  • Петров Александр Иванович
RU2375663C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Петров Александр Иванович
RU2376545C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВУ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ 2010
  • Сметанкин Александр Афанасьевич
  • Полищук Владимир Степанович
  • Зыков Антон Михайлович
  • Лобанов Павел Альбертович
RU2427780C1
Устройство для тренировки стрелков 2017
  • Долгих Сергей Михайлович
  • Игнатенко Александр Витальевич
  • Малышко Андрей Викторович
RU2655247C1
СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕМПА СТРЕЛЬБЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Вагнер Павел Павлович
  • Палехова Елизавета Сергеевна
  • Большев Вячеслав Дмитриевич
RU2500969C2
Тренажер для стрельбы по движущимся мишеням 2021
  • Борисов Юрий Александрович
  • Коптев Егор Валентинович
RU2768990C1
СТРЕЛКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР 1993
  • Паюк Владимир Леонидович
RU2065130C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 148 275 C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ СПОРТСМЕНА-СТРЕЛКА

Способ предназначен для обучения спортсменов-стрелков стрельбе из любых видов огнестрельного оружия и позволяет повысить точность попадания в цель при одновременном сохранении динамического стереотипа движений спортсмена-стрелка. Психические, зрительные и двигательные компоненты комплексного движения формируют поэтапно из элементов. На этапе общефизической подготовки комплексное движение формируют выполнением бросковых элементов. В тренировку двигательного компонента по развитию моторики периодически ускоренных и замедленных бросковых элементов движений рук, ног, туловища последовательно включают тренировки координационной составляющей зрительной реакции на изменение порядка, вида, величины нагрузки бросков. Также включают тренировку психической реакции на изменение условий подачи команды выполнения игровых бросковых элементов. На этапе обучения стрельбе по неподвижным мишеням комплексное движение формируют выполнением изготовки, вскидки и выстрелов. Тренировку двигательного компонента по развитию моторики ведут нарастанием скорости выполнения стрельб по мишеням до 2-3 с с момента подачи команды до завершения последнего выстрела в серии из 8-9 выстрелов. Кроме того, ее дополняют зрительным координированием изменения величины прицеливающих нагрузок. Тренировку психической реакции ведут путем варьирования состояния психологической сосредоточенности, достигаемым внесением помех или сбоя во время прицеливания и выстрелов, изменением последовательности и характера элементов комплексного движения и проведением соревнований на результат. На этапе обучения стрельбе по подвижным мишеням комплексное движение формируют выполнением изготовки, вскидки, поводки и выстрелов. Тренировку двигательного компонента совмещают с тренировкой зрительной на изменение скорости, углов, направлений вылета мишени и дальности их заброса. Тренировку двигательного компонента также совмещают с тренировкой переброса взгляда с одной точки мишени на другую, включая в последовательность комплексного движения и в подачу команды идеомоторный компонент. Идеомоторный компонент содержит мысленное воспроизведение в переменной последовательности зрительно-двигательных элементов по удержанию в поле зрения мишени, углов подъема оружия и разворота корпуса спортсмена при одновременном обгоне оружием мишени на точку выноса. О закреплении психозрительно-двигательной реакции судят по временному интервалу, в течение которого спортсмен переходит от замедления подъема оружия к горизонтальному его удержанию и выполнению выстрелов внутри этого интервала, равному 0,15-0,25 с. 2 ил., 2 табл.

Формула изобретения RU 2 148 275 C1

Способ обучения скоростной стрельбе спортсмена-стрелка, осуществляемый путем проведения общефизической подготовки, формирования ускоренных точных движений варьированием ускорения, замедления и психомоторных реакций и формирования комплексного движения, включающего изготовку, вскидку и выстрелы на этапе обучения стрельбе по неподвижным мишеням и изготовку, вскидку, поводку и выстрелы на этапе обучения стрельбе по подвижным мишеням, отличающийся тем, что тренируют психические, зрительные и двигательные компоненты комплексного движения, формируемого поэтапно из элементов, при этом на этапе общефизической подготовки комплексное движение формируют выполнением бросковых элементов, а в тренировку двигательного компонента по развитию моторики периодически ускоренных и замедленных бросковых элементов движений рук, ног, туловища последовательно включают тренировки координационной составляющей зрительной реакции на изменение порядка, вида, величины нагрузки бросков, а также тренировку психической реакции на изменение условий подачи команды выполнения игровых бросковых элементов, на этапе обучения стрельбе по неподвижным мишеням тренировку двигательного компонента по развитию моторики ведут нарастанием скорости выполнения стрельб по мишеням до 2 - 3 с с момента подачи команды до завершения последнего выстрела в серии из 8 - 9 выстрелов, кроме того, ее дополняют зрительным координированием изменения величины прицеливающих нагрузок, при этом тренировку психической реакции ведут путем варьирования состояния психологической сосредоточенности, достигаемым внесением помех или сбоя во время прицеливания и выстрелов, изменением последовательности и характера элементов комплексного движения и проведением соревнований на результат, на этапе обучения стрельбе по подвижным мишеням тренировку двигательного компонента совмещают с тренировкой зрительной реакции на изменение скорости, углов, направлений вылета мишени и дальности заброса, а также с тренировкой переброса взгляда с одной точки мишени на другую, включая в последовательность комплексного движения и в подачу команды идеомоторный компонент, содержащий мысленное воспроизведение в переменной последовательности зрительно-двигательных элементов по удержанию в поле зрения мишени, углов подъема оружия и разворота корпуса спортсмена при одновременном обгоне оружием мишени на точку выноса, а о закреплении психозрительно-двигательной реакции судят по временному интервалу, в течение которого спортсмен переходит от замедления подъема оружия к горизонтальному его удержанию и выполнению выстрелов внутри этого интервала, равному 0,15 - 0,25 с.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148275C1

US 4592730 A, 03.06.1986
US 5326268 A, 05.07.1994
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ 1,1,2,2-ТЕТРАКИС-(НИТРОКСИМЕТИЛ)-1,2-ДИНИТРОЭТАНА 2012
  • Хисамутдинов Гильмутдин Хисамутдинович
  • Жбанова Юлия Сергеевна
  • Карпычев Юрий Владимирович
  • Кондюков Иван Зиновьевич
  • Кашаев Виктор Александрович
  • Валешний Сергей Иванович
  • Ильин Владимир Петрович
RU2520964C1

RU 2 148 275 C1

Авторы

Петров Л.И.

Петров И.Л.

Даты

2000-04-27Публикация

1999-03-02Подача