Изобретение относится к судостроению, в частности к судам маломерного речного флота.
Широко известны самоходные судна типа глиссеров, при движении которых благодаря особой форме днища возникает гидродинамическая сила, поднимающая носовую часть и вызывающая общее значительное всплытие судна. На них обычно устанавливают легкие поршневые двигатели внутреннего сгорания. Движителями служат гребные (реже воздушные) винты, см. Политехнический словарь. М.: Cоветская энциклопедия, 1989, с.126.
Недостатки описанных судов заключаются в том, что при движении судна его днище соприкасается с поверхностью воды, не обработанной движителем, в результате чего создаются большие ударные нагрузки на корпус при движении в условиях волнения. Для смягчения этих ударов днище корпуса выполняют в виде "V", что ухудшает условия выхода судна в режим глиссирования, увеличивает расход топлива и требует использования двигателей повышенной мощности.
Наиболее близкими по технической сущности к заявляемому изобретению являются "морские сани", включающие корпус со сводчатым днищем и параллельными, не сходящимися в носу бортами, см. Справочник по катерам, лодкам и моторам. Издание 2-е, Л.: Судостроение, 1982, с.54-55.
Основным недостатком этого судна является применение гребного винта, подверженного кавитации на больших скоростях, расположение его в задней части корпуса и неплоскодонная форма днища корпуса, что ведет к ухудшению тяговых качеств винта, к жестким ударам днища о волну, к большому расходу топлива, а комбинация расположения рулей и движителя в задней части корпуса ухудшает маневренность судна.
Задачей настоящего изобретения является ликвидация вышеприведенных недостатков и создание высокоэкономичного, скоростного маневренного судна, которое, опираясь на воду, может двигаться в воздушной среде.
Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что самоходное судно Боброва Л.Ф. включает обтекаемую в передней части платформу, носовая часть которой выполнена в виде гидролыжи, расположенный на платформе двигатель, кинематически соединенный с движителем, и рули на ее корме.
Платформа выполнена абсолютно плоскодонной, а не выступающий по всей ширине за пределы габаритов корпуса судна движитель размещен в носовой части судна.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан продольный разрез судна, а на фиг.2 - судно в плане.
Самоходное судно содержит плоскодонный корпус 1, носовая усиленная часть которого выполнена в виде гидролыжи 2, движитель 3, размещенный в передней части корпуса 1, не выходящий по своей ширине за пределы габаритов корпуса судна и приводимый во вращение двигателем 4. Лопасти движителя 3 воздействуют на поверхность воды 5. В кормовой части судна смонтированы рули 6.
При работе движителя 3 создается плоская широкая струя воды, которая, ударяя в переднюю часть обтекаемой гидролыжи 2, обеспечивает подъемную силу. Подъемную силу создают также лопасти движителя 3 при их движении сверху вниз. За счет этого облегчается выход судна в глиссирующий режим. Пена, вырабатываемая движителем, способствует уменьшению трения корпуса о поверхность воды. В режиме глиссирования движитель 3 частично выходит из воды и водяная струя направляется в гидролыжу 2 в ее заднюю, более пологую часть, что уменьшает потерю мощности для подъема носовой части и увеличивает мощность, затрачиваемую на переднее горизонтальное перемещение. Встречающиеся на пути движения судна волны выравниваются движителем, обеспечивая более плавный ход, а рули, расположенные на корме, обладая большим вращающим моментом, улучшают маневренность судна.
Если высокая маневренность не требуется, а нужна устойчивость судна по курсу, допустимо оснащать его скегами в виде длинных узких и тонких ножей, врезающихся в воду по бокам судна. Судно обладает устойчивостью к дифференту на корму или нос, так как при зарывании движителя в воду увеличивается его подъемная сила, а при выходе его из воды сначала теряется подъемная сила, а затем и тяговая сила, что приводит к самопроизвольному падению носовой части в воду, т.е. к автоматической стабилизации корпуса.
В результате использования вышеописанного судна обеспечивается более высокая грузоподъемность, малая осадка и высокая поперечная устойчивость. В результате расположения движителя в носовой части судна увеличивается его скорость и уменьшается расход топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЫСТРОХОДНОЕ МАЛОМЕРНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ | 2021 |
|
RU2816429C2 |
КОРПУС МАЛОМЕРНОГО СУДНА | 2015 |
|
RU2622171C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМ СУДНОМ НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2721365C1 |
ГЛИССИРУЮЩИЙ КОРПУС СУДНА "ВИНДЖЕТ" | 2007 |
|
RU2330776C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОВОЗДУШНОЙ СТРУИ ДЛЯ СКОРОСТНОГО СУДНА НА ПНЕВМОПОТОКЕ ПОД ДНИЩЕ | 2018 |
|
RU2695712C1 |
СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ | 2020 |
|
RU2737560C1 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ИМПЕЛЛЕРОМ ДЛЯ ПОДВОДА СЖАТОГО ВОЗДУХА ПОД ДНИЩЕ | 2023 |
|
RU2818372C1 |
ГЛИССИРУЮЩИЙ КОРПУС СУДНА | 1991 |
|
RU2020106C1 |
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ | 2016 |
|
RU2644496C1 |
НАДУВНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ СКОРОСТНАЯ ЛОДКА С МАЛЫМ ИМПЕЛЛЕРОМ НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ | 2020 |
|
RU2739087C1 |
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования маломерных речных судов. Самоходное судно содержит платформу с плоским днищем и расположенный на платформе двигатель, а также рули на корме. Двигатель кинематически соединен с движителем, не выступающим за пределы габаритов корпуса судна по своей ширине. Носовая часть платформы выполнена в виде гидролыжи. Движитель размещен в носовой части судна и выполнен с возможностью создания плоской струи, ударяющей в переднюю часть гидролыжи и создающей подъемную силу. Носовая часть платформы имеет возможность частичного выхода из воды при глиссировании судна, которое выполнено с боковыми скегами. Технический результат реализации изобретения заключается в создании высокоэкономичного, скоростного маневренного судна, которое, опираясь на воду, может двигаться в воздушной среде. 2 ил.
Самоходное судно, включающее платформу с плоским днищем, расположенный на платформе двигатель, кинематически соединенный с движителем, не выступающим за пределы габаритов корпуса судна по своей ширине, и рули на корме, отличающееся тем, что носовая часть платформы выполнена в виде гидролыжи, движитель размещен в носовой части судна и выполнен с возможностью создания плоской струи, ударяющей в переднюю часть гидролыжи и создающей подъемную силу, и с возможностью частичного выхода из воды при глиссировании судна, которое выполнено с боковыми скегами.
КОНДИТЕРСКОЕ ИЗДЕЛИЕ | 2005 |
|
RU2294104C2 |
Способ изготовления полых цилиндрических изделий ступенчатой формы | 1986 |
|
SU1360853A1 |
Авторы
Даты
2004-01-10—Публикация
1998-08-24—Подача