Способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера с повышенными экологическими требованиями Российский патент 2004 года по МПК E01C1/00 E02D17/18 

Описание патента на изобретение RU2221101C2

Изобретение относится к нефтегазовому строительству и используется при строительстве автомобильных и внутрипромысловых дорог, площадок и кустов в районах Крайнего Севера, в которых предъявляются повышенные экологические требования к этому виду строительства ввиду уникальности региона: например п-ва Ямал.

Известен способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трасс дорог или площадок под строительство, преимущественно в обход встречающихся по трассе озер, подготовку их основания на просадочных и сильнопросадочных грунтах и послойную или сплошную отсыпку на эти основания земляного сооружения из привозных грунтов. (См. Земляные работы. Справочник строителя. М.: Стройиздат, 1984, с.172-190 и “Автодороги полуострова Ямал”. Раздел проекта / Гипротюменнефтегаз. - Тюмень, 1985).

Недостатками известного способа являются то, что строительство земляных сооружений в районах с повышенными экологическими требованиями нуждается в отчуждении значительных площадей земли, что приводит к их безвозвратным потерям и уничтожению трудновосстанавливаемого мохорастительного покрова тундры, кроме того, послойный способ требует длительного периода времени строительства, связанного с необходимостью ожидания сбалансированности температур грунтов основания и отсыпаемых слоев и, в связи с этим, большей трудоемкости работ, поэтому на практике применяют, преимущественно, сплошную отсыпку земляного сооружения на многолетнемерзлое основание, где в летний период года из-за нарушения теплового баланса между мерзлым льдистым основанием и сооружением, отсыпанным из талого грунта и имеющим положительную температуру, происходят очаговые деградации вечномерзлых толщ оснований, приводящие впоследствии к многочисленным деформациям, осадке и разрушению возведенных на них сооружений, переувлажнению и выполаживанию их откосов. Кроме того, способ включает автомобильную доставку грунтов из базовых карьеров Ямала, расположенных, как правило, на расстоянии 30-40 км до места строительства, что делает этот способ весьма затратным и поэтому малоэффективным (см.. фиг. 1.).

Наиболее близким по своей сущности и достигаемому техническому результату является способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трассы дороги или площадки под строительство и отсыпку или намыв грунтов в тело земляного сооружения (см., например, Земляные работы, Справочник строителя. М.: Стройиздат, 1984, с. 49, 50, 172-190).

Для достижения этого технического результата способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трасс дорог или площадок под строительство и отсыпку или намыв земляного сооружения, состоит в том, что выбор и разбивку трасс дорог осуществляют через обводненные территории - озера, площадки под строительство и кусты - в границах этих озер, а отсыпку или намыв земляного сооружения производят на их талое основание, причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных песчаных грунтов, преимущественно гидромеханизированными способами и в летний период, а строительство перемычек насыпи автодорог между озерами на мерзлом основании - отсыпкой из мерзлых грунтов и в зимний период.

Техническим результатом изобретения является сокращение отчуждаемых земельных площадей под строительство земляных сооружений и уменьшение негативных экологических последствий, а также сокращение транспортных затрат и повышение устойчивости и надежности их строительства в обводненных районах Крайнего Севера.

На фиг. 1 показан способ строительства земляных сооружений традиционным способом - в обход водных препятствий, на котором обозначены следующие позиции: трасса автодороги 1; сухоройный карьер 2; кустовая площадка 3; строительная площадка 4.

На фиг. 2 показан способ строительства земляных сооружений по заявленному способу, на котором обозначены следующие позиции: трасса автодороги 1; гидрокарьер 2; кустовая площадка 3; строительная площадка 4; пульпопровод земснаряда 5.

Способ осуществляется следующим образом (фиг. 2). В районе строительства земляного сооружения: автомобильной дороги 1 или площадок 3, 4, например на газоконденсатном или нефтяном месторождении п-ва Ямал, где из-за большого количества озер обводненность территории достигает 40%, при глубине озер 0,3 - 1,5 м, производят выбор и создание геодезической разбивочной основы трасс дорог 1 через эти озера, имеющие, как правило, термокарстовое происхождение, а площадок под строительство и кустов 3, 4 - в границах этих озер. Причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных грунтов песчаных гидрокарьеров 2, преимущественно гидромеханизированными способами путем подачи грунта по пульпопроводам 5 на талое основание озер, и в летний период года, а строительство перемычек насыпей автодорог между озерами на мерзлом основании - отсыпкой и в зимний период.

В результате отсыпки или намыва грунта на основания, имеющие с ним равную или близкую положительную (летом) или отрицательную (зимой) температуры, снижается процесс теплообмена между основанием и земляным сооружением, уменьшается вероятность деградации основания, деформации и осадки земляного сооружения. Вследствие окружения объекта строительства водной акваторией значительно уменьшается запыление тундры мелкими частицами грунта, сдуваемого ветрами с поверхности земляных сооружений.

Таким образом, применение способа позволит существенно сократить площади отчуждаемых земель под строительство в районах Крайнего Севера с повышенными экологическими требованиями, создать новые обустроенные площади земли в регионе, повысить устойчивость и надежность строительства земляных сооружений и уменьшить запыление мохорастительного покрова тундры. Кроме того, способ не требует рекультивации притрассовых карьеров и площадок под резервы грунтов ввиду их расположения в естественных границах обводненных термокарстовых котловин и озер.

Похожие патенты RU2221101C2

название год авторы номер документа
ДОРОЖНОЕ ПОЛОТНО И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ 2005
  • Луцкий Святослав Яковлевич
  • Ашпиз Евгений Самуилович
  • Долгов Денис Владимирович
RU2273687C1
СПОСОБ ПОДОЗЕРНОЙ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2004
  • Бессонов Е.А.
RU2257473C1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 1994
  • Чернигов А.В.
  • Мусорина И.Н.
  • Борисов А.С.
  • Константинов Е.В.
  • Дерес А.В.
  • Костромин С.Е.
RU2069717C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДХОДНОЙ ЧАСТИ НАСЫПИ К ОПОРАМ МОСТА НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 1997
  • Пассек В.В.
  • Цуканов Н.А.
  • Цернант А.А.
  • Поз Г.М.
  • Пассек В.В.
RU2120518C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2006
  • Ашпиз Евгений Самуилович
  • Лукин Игорь Петрович
  • Хрусталев Лев Николаевич
  • Шолин Вячеслав Васильевич
RU2324032C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИЙ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ 2020
  • Преснов Олег Михайлович
  • Усманов Кирилл Павлович
RU2750895C1
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ НАДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ПО ТРАССАМ ДОРОГ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ 2006
  • Конюхов Александр Владимирович
  • Калашников Антон Владимирович
  • Худякова Анна Александровна
RU2317466C1
ПЕРЕХОД ДОРОГИ ЧЕРЕЗ ВОДОТОК НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 1992
  • Пассек В.В.
  • Мамчур И.Г.
RU2035537C1
СПОСОБ НАМЫВА ГРУНТОВОГО СООРУЖЕНИЯ 1993
  • Горский Л.К.
RU2029820C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 1994
  • Чернигов А.В.
  • Мусорина И.Н.
  • Борисов А.С.
  • Константинов Е.В.
  • Дерес А.В.
  • Костромин С.Е.
RU2069716C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 221 101 C2

Реферат патента 2004 года Способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера с повышенными экологическими требованиями

Изобретение относится к нефтегазовому строительству и используется при строительстве автомобильных и внутрипромысловых дорог, кустов и площадок в районах Крайнего Севера, в которых предъявляются повышенные экологические требования к этому виду строительства. Способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера включает выбор и создание геодезической разбивочной основы трассы дороги или площадки под строительство и отсыпку или намыв грунтов в тело земляного сооружения. Новым является то, что выбор и создание геодезической разбивочной основы дорог осуществляют через обводненные территории - озера, площадок под строительство и кустов - в границах этих озер, а отсыпку или намыв земляных сооружений производят на их талое основание, причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных песчаных грунтов, преимущественно гидромеханизированными способами и в летний период, а строительство перемычек насыпей автодорог между озерами на мерзлом основании, отсыпкой из мерзлых грунтов и в зимний период. Техническим результатом изобретения является сокращение отчуждаемых земельных площадей под строительство земляных сооружений и уменьшение негативных экологических последствий, а также сокращение транспортных затрат и повышение устойчивости и надежности их строительства в обводненных районах Крайнего Севера. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 221 101 C2

Способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трассы дороги или площадки под строительство и отсыпку или намыв грунтов в тело земляного сооружения, отличающийся тем, что выбор и создание геодезической разбивочной основы дорог осуществляют через обводненные территории - озера, площадок под строительство и кустов - в границах этих озер, а отсыпку или намыв земляных сооружений производят на их талое основание, причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных песчаных грунтов преимущественно гидромеханизированными способами и в летний период, а строительство перемычек насыпей автодорог между озерами на мерзлом основании - отсыпкой из мерзлых грунтов и в зимний период.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2221101C2

Земляные работы
Справочник строителя
- М.: Стройиздат, 1984, с.49, 50, 172-190.SU 1189942 А1, 07.11.1985.SU 1770511 А1, 23.10.1992.ВСН 84-89
Ведомственные строительные нормы, Изыскание и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты
- М., 1990.ГИДРОМЕХАНИЗАЦИЯ-98, Современные технологии в горном деле и строительстве
Вып
I
- М.: Издательство МГГУ, 1999, с.67-72.

RU 2 221 101 C2

Авторы

Бессонов Е.А.

Кушпелев А.В.

Калинин А.А.

Даты

2004-01-10Публикация

2002-03-20Подача