Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении земляных полотен в районах с отрицательной среднегодовой температурой воздуха, преимущественно в районах Крайнего Севера.
Известен способ сооружения земляного полотна, включающий планировку основания, возведение насыпи с откосами и теплоизоляцию откосов.
Однако данный способ сооружения земляного полотна достаточно трудоемок; связан с большими материальными затратами и недостаточно эффективен при строительстве автомобильных дорог в районах Крайнего Севера.
Наиболее близким техническим решением является способ сооружения земляного полотна, заключающийся в том, что он включает расчистку дорожной полосы от леса и кустарника, снятие мохорастительного покрова, естественное оттаивание и осушение грунтов основания в течение теплого периода, послойную разработку грунта по мере его оттаивания и отсыпку талого грунта на основание земляного полотна, уплотнение его и возведение насыпи, при этом для сокращения сроков возведения полотна путем предотвращения глубокого повторного промерзания и обеспечения возможности осушения грунтов основания в зимний период, до наступления зимнего периода на поверхность расчищенной полосы укладывают слой теплоизоляции и наращивают ее по мере понижения температуры воздуха, затем после окончания зимнего периода до начала снеготаяния слой теплоизоляции снимают, после чего удаляют промерзший льдонасыщенный верхний слой грунта основания, а талый грунт отсыпают сразу после снятия верхнего промерзшего слоя на талое основание земляного полотна.
Однако данный способ сооружения земляного полотна не достаточно эффективен при строительстве автомобильных дорог в районах с отрицательной среднегодовой температурой воздуха, преимущественно, в районах Крайнего Севера и в частности при строительстве и эксплуатации так называемых "зимников".
Наиболее промышленно применимым является предложенный способ сооружения земляного полотна, так как он является менее трудоемок, не требует больших материальных затрат, поскольку связан с использованием местных средств и отрицательной температуры окружающей среды.
Промышленная применимость предложенного способа сооружения земляного полотна основана на том, что включает расчистку дорожной полосы от кустарниковой растительности и мохорастительного покрова, естественное оттаивание и осушение грунтов основания, отсыпку грунта на основание с последующим его уплотнением, при этом кустарниковую растительность и мохорастительный покров снимают в поперечном направлении относительно дорожной полосы и собирают их около нее в отвалы в начале осеннего периода, затем также в поперечном направлении производят полосчатое рыхление грунта основания, после чего осуществляют песчано-гравийную подсыпку на основание и уплотнение, а в начале весеннего периода с началом таяния снежного покрова кустарниковую растительность и мохорастительный покров из отвалов у дорожной полосы укладывают на ее поверхность, затем производят подсыпку песчано-гравийной смеси и ее уплотнение.
Сущность способа сооружения земляного полотна заключается в том, что на выбранной оси трассы снимают в конце лета кустарниковую растительность и мохорастительный покров и сгребают в отвалы рядом с трассой, например с помощью бульдозера. В сентябре при отрицательной температуре оголенный грунт замерзает быстрее чем с мохорастительным слоем. Промерзание происходит как снизу, от вечной мерзлоты, так и сверху от отрицательной температуры. Затем устраняют выбоины и колеи в полотне автозимника в сцепе с волокушей и в поперечном направлении производят полосчатое рыхление грунта основания для улучшения промерзания. При необходимости завозят песчано-гравийную смесь, устраивают выравнивающий слой из оледенелого снега на тундре.
В весенний период на поверхность автозимника (или ледовой дороги при переходе через болото) укладывают мохорастительный слой из отвалов, устроенных в осенний период. Мохорастительный слой перемешивают с грунтом и снегом и уплотняют. Укладка слоя служит теплоизолятором и препятствует оттаиванию автозимника, за счет чего продлевается сезон эксплуатации дороги, как минимум на месяц.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА | 1994 |
|
RU2069716C1 |
Конструкция дорожной одежды для временных дорог сельскохозяйственного назначения | 2017 |
|
RU2652205C1 |
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2015 |
|
RU2596164C1 |
Способ возведения земляного полотна | 1984 |
|
SU1189942A1 |
Зимняя дорожная конструкция | 2020 |
|
RU2759781C1 |
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2006 |
|
RU2324032C1 |
СПОСОБ ИНЖЕНЕРНО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ БЕРЕГА ОТ РАЗМЫВА | 1994 |
|
RU2075570C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ | 1998 |
|
RU2148119C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ НАСЫПИ ИЗ НЕКОНДИЦИОННЫХ ГРУНТОВ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ | 2016 |
|
RU2647517C1 |
СПОСОБ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЛЯНОГО СООРУЖЕНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ | 2002 |
|
RU2216889C2 |
Изобретение может быть использовано при сооружении автодорожных земляных сооружений в районах с отрицательной среднегодовой температурой воздуха, преимущественно в районах Крайнего Севера. Сущность изобретения: способ сооружения земляного полотна включает расчистку дорожной полосы от кустарниковой растительности и мохорастительного покрова, естественное оттаивание и осушение грунтов основания, отсыпку грунта на основание с последующим его уплотнением, при этом кустарниковую растительность и мохорастительный покров снимают в поперечном направлении относительно дорожной полосы и собирают их около нее в отвалы в начале осеннего периода, затем также в поперечном направлении производят полосчатое рыхление грунта основания, после чего осуществляют песчано-гравийную подсыпку на основание и уплотнение, а в начале весеннего периода с началом таяния снежного покрова кустарниковую растительность и мохорастительный покров из отвалов у дорожной полосы укладывают на ее поверхность, затем производят подсыпку песчано-гравийной смеси и ее уплотнение.
Способ сооружения земляного полотна, включающий расчистку дорожной полосы от кустарниковой растительности и мохорастительного покрова, естественное оттаивание и осушение грунтов основания, отсыпку грунта на основание с последующим его уплотнением, отличающийся тем, что кустарниковую растительность и мохорастительный покров снимают в поперечном направлении относительно дорожной полосы и собирают их около нее в отвалы в начале осеннего периода, затем также в поперечном направлении производят полосчатое рыхление грунта основания, после чего осуществляют песчано-гравийную подсыпку на основание и уплотнение, а в начале весеннего периода с началом таяния снежного покрова кустарниковую растительность и мохорастительный покров из отвалов у дорожной полосы укладывают на ее поверхность, затем производят подсыпку песчано-гравийной смеси и ее уплотнение.
Земляное сооружение | 1986 |
|
SU1452885A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ возведения земляного полотна | 1984 |
|
SU1189942A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1996-11-27—Публикация
1994-09-29—Подача