Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для длительного хранения химически нестабильного компонента жидкого ракетного топлива двигательной установки на борту космического объекта в условиях полета.
Известен способ хранения жидкого компонента ракетного топлива на борту космического объекта в герметичных баках без термостатирования в полете - см. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. /Под ред. В.М. Кудрявцева. М., Высшая школа, 1993 г., кн.1, с. 133.
Известный способ хранения компонентов топлива без термостатирования в полете не может быть применен в случае космических объектов с длительными сроками полетов.
Наиболее близким к предлагаемому способу является известный способ хранения жидкого компонента топлива в герметичном баке на борту космического объекта при термостатировании бака с компонентом топлива в полете с помощью автономной системы обеспечения теплового режима - см. Многоразовый орбитальный корабль "Буран". /Под ред. Ю.П. Семенова. и др. М., Машиностроение, 1995 г. , с. 195. Способ включает размещение жидкого компонента и активное термостатирование его в полете.
В известном способе термостатирование компонента топлива в период хранения и в период подачи его в двигатели осуществляется в одном и том же температурном диапазоне, что не позволяет достичь наиболее длительного срока хранения химически нестабильного жидкого компонента топлива в полете и одновременно обеспечить номинальные условия работы двигателей.
Например, хранение в баках двигательной установки космического объекта такого химически нестабильного жидкого компонента ракетного топлива, как пероксид водорода, сопровождается его саморазложением на воду и газообразный кислород, что приводит к ухудшению характеристик двигателей. Чтобы характеристики двигателей не выходили за пределы допустимого, накладывают ограничения на массу разложившегося топлива, что в свою очередь приводит к ограничению срока хранения топлива в полете, при этом допустимый срок хранения обратно пропорционален скорости разложения, которая в соответствии с законом Аррениуса зависит от температуры хранения Т:
k=k0exp(-E/RT),
где k - константа скорости реакции при температуре Т,
k0 - постоянная величина,
Е - энергия активации,
R - газовая постоянная,
и снижается в (2-3) раза с уменьшением температуры на каждые 10oС, достигая минимального значения при температуре плавления (минус 0,89oС, см. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. /Под ред. В.М. Кудрявцева. М., Высшая школа, 1993 г., кн.1, с. 131).
С другой стороны, подача пероксида водорода в двигатели при температуре плавления ухудшает характеристики двигателей по сравнению с подачей при номинальной температуре, в частности значительно увеличивается время выхода двигателя на режим.
Задачей изобретения является увеличение срока хранения химически нестабильного жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта при сохранении характеристик двигателей.
Для этого в способе хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта, включающем размещение компонента топлива в баке внутри космического объекта и термостатирование бака с компонентом топлива, термостатирование осуществляют в двух разных непересекающихся температурных диапазонах: на активных участках полета - в диапазоне (Тн-ΔТн, Тн+ΔТн), где Тн - номинальная температура подачи компонента топлива в двигатели, ΔТн - эксплуатационный допуск на номинальную температуру, а на пассивных участках полета - в диапазоне (Тх-ΔТх, Тх+ΔТх), где Тх - температура хранения компонента топлива, ΔТх - эксплуатационный температурный допуск в условиях хранения, причем Тх+ΔТх<Тн-ΔТн.
Кроме того, нижняя граница температурного диапазона при термостатировании бака с компонентом топлива на пассивных участках полета равна максимальной температуре плавления компонента топлива в условиях хранения.
Реализация способа может быть осуществлена, например, с помощью устройства, изображенного на чертеже, где цифрами обозначены:
1 - бак с топливом;
2 - теплообменник,
3 - контур циркуляции "горячего" теплоносителя;
4 - контур циркуляции "холодного" теплоносителя;
5 - общий контур циркуляции теплоносителя.
На активных участках полета спускаемого аппарата (двигательная установка включена) бак с топливом 1 термостатируют в диапазоне температур подачи топлива в двигатели (Тн-ΔТн, Тн+ΔТн), где Тн - номинальная температура подачи, ΔТн - эксплуатационный допуск на номинальную температуру, за счет прокачки через теплообменник 2, установленный на баке 1, "горячего" теплоносителя, поступающего из контура циркуляции "горячего" теплоносителя 3.
На пассивных участках полета спускаемого аппарата (двигательная установка выключена) подача "горячего" теплоносителя из контура 3 прекращена, бак 1 с хранящимся в нем топливом термостатируют в диапазоне температур (Тх-ΔТх, Тх+ΔТх), где Тх - температура хранения, ΔТх - эксплуатационный допуск в условиях хранения, с более низкими температурами, чем в диапазоне температур подачи топлива в двигатели (Тх+ΔТх<Тн-ΔТн), за счет прокачки "холодного" теплоносителя, поступающего из контура циркуляции "холодного" теплоносителя 4 в теплообменник 2, установленный в общем контуре циркуляции теплоносителя 5. Для получения наибольшего эффекта нижнюю границу температурного диапазона Тх-ΔТх выбирают равной максимальной температуре плавления компонента топлива в условиях хранения.
Способ реализуется в следующей последовательности действий и режимов.
После старта космического корабля и в период нахождения спускаемого аппарата на орбите в теплообменник бака подают "холодный" теплоноситель и термостатируют бак с топливом 1, например с пероксидом водорода, в температурном диапазоне с нижней границей, равной максимальной температуре плавления пероксида водорода в условиях хранения, в данном случае - в диапазоне (0,6)oС.
Перед сходом спускаемого аппарата с орбиты до включения двигательной установки прекращают подачу в теплообменник бака "холодного" теплоносителя и подают "горячий" теплоноситель с температурой (20±5)oС, что соответствует номинальной температуре подачи пероксида водорода в двигатели с учетом эксплуатационного допуска. Время переключения подачи "холодного" теплоносителя на "горячий" определяют с таким расчетом, чтобы в момент включения двигательной установки бак с пероксидом водорода был прогрет до заданной температуры.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ ЖИДКОГО КОМПОНЕНТА РАКЕТНОГО ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА | 2002 |
|
RU2225810C2 |
УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ ЖИДКОГО КОМПОНЕНТА РАКЕТНОГО ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ТЕПЛОВОЙ НАГРУЗКИ | 2005 |
|
RU2291088C1 |
СПОСОБ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2003 |
|
RU2262469C2 |
РАКЕТНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК | 2009 |
|
RU2412088C1 |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2002 |
|
RU2238422C2 |
РАКЕТНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК | 2009 |
|
RU2412871C1 |
СИСТЕМА ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ КРИОГЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА АМПУЛИЗИРОВАННОЙ РАКЕТЫ ШАХТНОГО БАЗИРОВАНИЯ | 2022 |
|
RU2809671C2 |
РАКЕТНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК | 2000 |
|
RU2153447C1 |
СПОСОБ ГАЗИФИКАЦИИ ЖИДКОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА В БАКЕ РАКЕТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2012 |
|
RU2522536C1 |
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА СЖИГАНИЯ ПРОДУКТОВ ГАЗИФИКАЦИИ ОСТАТКОВ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2015 |
|
RU2588343C1 |
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для длительного хранения химически нестабильного компонента жидкого ракетного топлива двигательной установки на борту космического объекта в условиях полета. Способ включает размещение компонента топлива в баке внутри космического объекта и термостатирование бака с компонентом топлива. Термостатирование осуществляют в двух разных непересекающихся температурных диапазонах: на активных участках полета в диапазоне (Тн-ΔТн, Тн+ΔТн), где Тн - номинальная температура подачи компонента топлива в двигатели, ΔТн - эксплуатационный допуск на номинальную температуру, а на пассивных участках полета - в диапазоне (Тх-ΔТх, Тх+ΔТх), где Тх - температура хранения компонента топлива, ΔТх - эксплуатационный температурный допуск в условиях хранения, причем Тх+ΔТх<Тн-ΔТн. Кроме того, нижняя граница температурного диапазона при термостатировании бака с компонентом топлива на пассивных участках полета равна максимальной температуре плавления компонента топлива в условиях хранения. Технический результат - увеличение срока хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
КУДРЯВЦЕВ В.М | |||
Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей | |||
- М.: Высшая школа, 1993, кн | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СЕМЕНОВ Ю.П | |||
и др | |||
Многоразовый орбитальный корабль "Буран" | |||
- М.: Машиностроение, 1995, с | |||
Регулятор давления для автоматических тормозов с сжатым воздухом | 1921 |
|
SU195A1 |
RU 2059095 C1, 27.04.1996 | |||
US 4322946 A1, 10.05.1983. |
Авторы
Даты
2004-01-27—Публикация
2002-06-13—Подача