УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ ЖИДКОГО КОМПОНЕНТА РАКЕТНОГО ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ТЕПЛОВОЙ НАГРУЗКИ Российский патент 2007 года по МПК B64G1/50 F25B21/02 

Описание патента на изобретение RU2291088C1

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для длительного хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки на борту космического объекта в условиях полета.

Известны системы термостатирования жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта (см RU 2222479 В 64 G 1/50 27.01.2004, RU 2225810 В 64 G 1/50 20.03.2004, GB 2002907 G 01 N 27/12 1979, JP 62000727 F 23 N 5/24 1987).

Наиболее близким по технической сути к предложенному является изобретение RU 2225810 В 64 G 1/50 20.03.2004, которое характеризует систему термостатирования жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта, содержащую топливный бак с теплоизоляцией, контур циркуляции теплоносителя с теплообменником и нагнетателем, а также тепловой аккумулятор и радиатор-охладитель, отличающуюся тем, что указанный контур включает в себя тепловой аккумулятор, последовательно соединенный с нагнетателем и теплообменником и сообщенный теплопроводом с радиатором-охладителем, а на наружной поверхности бака установлена термоэлектрическая батарея, холодная коммутационная пластина которой по всей своей наружной поверхности образует тепловой контакт с наружной поверхностью бака, а горячая коммутационная пластина по всей своей наружной поверхности образует тепловой контакт с теплообменником.

Предполагается, что при постоянном напряжении питания термобатарея поддерживает постоянную разность температур между своими обкладками и, следовательно, температура охлаждаемого бака с топливом имеет уровень отличный на эту разность от температуры аккумулятора холода, но стабильность, равную стабильности температуры аккумулятора холода.

Известное устройство действительно реализует заявленную схему стабилизации температуры, но при одном условии - величина внешних притоков тепловой энергии будет постоянной.

Это условие большей частью не соблюдается, например для космического корабля, меняющего в процессе полета свою ориентацию относительно солнца. В предложенном устройстве нестабильность притока внешней энергии обусловит нестабильность температуры охлаждаемого бака, что заставило предпринять поиск новых технических решений устройств, реализующих приведенный выше способ обеспечения длительной сохранности топлива космического корабля.

Технический результат заключается в увеличении срока хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта в полете при сохранении характеристик двигателей.

Для достижения указанного результата предлагается управляемая система термостатирования жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта в условиях переменной внешней тепловой нагрузки, содержащая топливный бак, контур циркуляции теплоносителя с теплообменником и нагнетателем, радиатор-охладитель, а также термоэлектрическую батарею, установленную на наружной поверхности бака, «холодная» коммутационная пластина которой, на которой установлен первый датчик температуры, по всей своей наружной поверхности образует тепловой контакт с наружной поверхностью бака, а «горячая» коммутационная пластина, на которой установлен второй датчик температуры, по всей своей наружной поверхности образует тепловой контакт с теплообменником, при этом термоэлектрическая батарея получает электропитание от управляемого блока питания, при этом система содержит еще одну термоэлектрическую батарею и управляемый блок питания, две термоэлектрические батареи разделены по электропитанию на два одинаковых канала, каждый из которых питается от независимых управляемых блоков питания, управляемые блоки питания выполнены с возможностью изменения напряжения питания по сигналу от блоков управления, которые получают сигналы от индивидуальных первых датчиков температуры и общего второго датчика температуры, причем при перегреве «горячей» коммутационной пластины по сигналу второго датчика температуры электропитание соответствующей термоэлектрической батареи отключается и восстанавливается при понижении температуры, а по сигналам первых датчиков температуры производится изменение напряжения питания.

На фиг.1 представлена структурная функциональная схема управляемой системы термостатирования жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта в условиях переменной внешней тепловой нагрузки, где топливный бак 1, термоэлектрическая батарея 2, контур циркуляции теплоносителя 3, первый и второй датчики температуры 4 и 5 соответственно, управляемый блок питания 6 и блок управления 7.

Управляемая система термостатирования жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта в условиях переменной внешней тепловой нагрузки работает следующим образом.

Управляемый блок питания 6 подает на термоэлектрическую батарею 2 напряжение, пропорциональное подаваемому на него сигналу от блока управления 7.

Блок управления 7 получает сигналы от первого и второго датчиков температуры 4 и 5, расположеных с горячей и холодной сторон термоэлектрической батареи 2, и по заданному алгоритму вырабатывает сигнал управления управляемым блоком питания 6. Алгоритм обеспечивает автоматическое управление величиной холодопроизводительности термоэлектрической батареи 2 с учетом максимальной экономичности потребления электроэнергии.

Алгоритм блока управления 7 составлен таким образом, что при прекращении подачи теплоносителя и перегрева теплоперехода с горячей стороны по сигналу второго датчика 5, на нем электропитание термомодулей отключается и восстанавливается при понижении температуры на теплопереходе.

Следует отметить, что предлагаемое устройство не требует в своем составе наличия аккумулятора тепла. Автоматика устройства парирует изменение температуры теплоносителя путем изменения режима работы термоэлектрической батареи 3.

Существенное повышение надежности дает дублирование системы термоэлектрического охлаждения. Применение двух независимых каналов охлаждения позволяет повысить равномерность охлаждения бака с топливом, поскольку при поломке электронники одного из каналов одна термоэлектрическая батарея, питаемая исправным блоком остается работоспособной и препятствует перетоку тепловой энергии от теплоносителя к баку.

Похожие патенты RU2291088C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ ЖИДКОГО КОМПОНЕНТА РАКЕТНОГО ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 2002
  • Луговой Ю.С.
  • Туманин Е.Н.
  • Беляшкин Ю.А.
  • Борисенко А.А.
  • Лебедев Ф.М.
  • Логинов В.Д.
  • Соколов Б.А.
  • Сулягин Е.В.
  • Чудинов В.Л.
RU2225810C2
СИСТЕМА ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ КРИОГЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА АМПУЛИЗИРОВАННОЙ РАКЕТЫ ШАХТНОГО БАЗИРОВАНИЯ 2022
  • Спренгель Александр Владимирович
  • Лелюшкин Николай Васильевич
RU2809671C2
Термоэлектрогенератор на основе эффекта Зеебека 2023
  • Попов Никита Михайлович
RU2811638C1
ОБОГРЕВАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ГЕНЕРАТОРОМ 2022
  • Баукин Владимир Евгеньевич
  • Винокуров Александр Викторович
  • Савельев Максим Анатольевич
RU2782078C1
ОТОПИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОГЕНЕРАТОРОМ 2018
  • Алексеев Леонид Владимирович
RU2699757C1
СПОСОБ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2003
  • Ковтун В.С.
  • Калинкин Д.А.
RU2262469C2
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ ЖИДКОГО КОМПОНЕНТА РАКЕТНОГО ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 2002
  • Луговой Ю.С.
  • Туманин Е.Н.
RU2222479C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СРЕД 2023
  • Стоянова Татьяна Вячеславовна
  • Томаев Владимир Владимирович
  • Шарапов Андрей Геннадьевич
RU2807370C1
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БЛОК ПИТАНИЯ 2008
  • Валертов Константин Константинович
  • Зарочинцев Юрий Иванович
RU2371816C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Прилепо Юрий Петрович
RU2268393C1

Реферат патента 2007 года УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ ЖИДКОГО КОМПОНЕНТА РАКЕТНОГО ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ТЕПЛОВОЙ НАГРУЗКИ

Изобретение относится к устройствам регулирования температуры на борту объектов ракетно-космической техники, преимущественно в условиях полета. Предлагаемая система термостатирования содержит топливный бак, контур циркуляции теплоносителя с теплообменником и нагнетателем, радиатор-охладитель, а также две термоэлектрические батареи. "Холодные" коммутационные пластины этих батарей, на которых установлены первые датчики температуры, по всей своей наружной поверхности образуют тепловой контакт с наружной поверхностью бака. "Горячие" коммутационные пластины, на которых установлен второй, общий для них датчик температуры, образуют аналогичный тепловой контакт с теплообменником. Термоэлектрические батареи получают электропитание от независимых управляемых блоков питания, которые выполнены с возможностью изменения напряжения питания по сигналу от блоков управления. Последние получают сигналы от индивидуальных первых датчиков температуры и общего второго датчика температуры. При перегреве какой-либо "горячей" коммутационной пластины по сигналу второго датчика температуры электропитание термоэлектрической батареи отключается и восстанавливается при понижении температуры. По сигналам первых датчиков температуры производится изменение напряжения питания. Технический результат изобретения заключается в увеличении срока хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта в полете при сохранении характеристик двигателей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 291 088 C1

Управляемая система термостатирования жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта в условиях переменной внешней тепловой нагрузки, содержащая топливный бак, контур циркуляции теплоносителя с теплообменником и нагнетателем, радиатор-охладитель, а также термоэлектрическую батарею, установленную на наружной поверхности бака, "холодная" коммутационная пластина которой, на которой установлен первый датчик температуры, по всей своей наружной поверхности образует тепловой контакт с наружной поверхностью бака, а "горячая" коммутационная пластина, на которой установлен второй датчик температуры, по всей своей наружной поверхности образует тепловой контакт с теплообменником, при этом термоэлектрическая батарея получает электропитание от управляемого блока питания, отличающаяся тем, что содержит еще одну термоэлектрическую батарею и управляемый блок питания, при этом две термоэлектрические батареи разделены по электропитанию на два одинаковых канала, каждый из которых питается от независимых управляемых блоков питания, управляемые блоки питания выполнены с возможностью изменения напряжения питания по сигналу от блоков управления, которые получают сигналы от индивидуальных первых датчиков температуры и общего второго датчика температуры, причем при перегреве "горячей" коммутационной пластины по сигналу второго датчика температуры электропитание соответствующей термоэлектрической батареи отключается и восстанавливается при понижении температуры, а по сигналам первых датчиков температуры производится изменение напряжения питания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2291088C1

СИСТЕМА ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ ЖИДКОГО КОМПОНЕНТА РАКЕТНОГО ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 2002
  • Луговой Ю.С.
  • Туманин Е.Н.
  • Беляшкин Ю.А.
  • Борисенко А.А.
  • Лебедев Ф.М.
  • Логинов В.Д.
  • Соколов Б.А.
  • Сулягин Е.В.
  • Чудинов В.Л.
RU2225810C2
Устройство для синхронной передачи 1932
  • Бегунов И.Н.
SU33212A1
Устройство для тепловой защиты электродвигателя 1980
  • Василенко Александр Дмитриевич
  • Тубис Яков Борисович
  • Григорьев Геннадий Николаевич
  • Рогозин Виктор Алексеевич
  • Мироедов Александр Александрович
  • Иванов Евгений Васильевич
  • Воробьев Валентин Аркадьевич
SU966809A1
RU 2059095 C1, 27.04.1996
US 6502405 A1, 07.01.2003.

RU 2 291 088 C1

Авторы

Лушкина Тамара Леонидовна

Благородов Анатолий Максимович

Рожков Валерий Александрович

Дубов Владимир Иванович

Воронов Владимир Викторович

Даты

2007-01-10Публикация

2005-06-02Подача