Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к поливной технике, и может быть использовано при поливе многоопорными дождевальными машинами.
Известна широкозахватная дождевальная машина, включающая водопроводящий трубопровод, помещенный на опорные колеса и снабженный дождевальными аппаратами, приводную тележку с редуктором и двигателем, расположенную в центре водопроводящего трубопровода, телескопический узел, выполненный в виде выдвижного звена размещенного внутри водопроводящего трубопровода в его начале (Сапунков А.П. Использование дождевальной техники. - М.: Колос, 1981, с.65, рис. 19а, аналог).
Существенным недостатком данной машины является низкая производительность в работе по причине трудоемкости при ее эксплуатации, отсутствия возможности возделывания высокостебельных сельскохозяйственных культур, большая энергоемкость в связи с применением двух видов энергии для проведения полива и перемещения машины.
Известна другая, менее трудоемкая при эксплуатации, машина, включающая стационарную опору с неподвижным поворотным коленом, к которому подключен водопроводящий трубопровод, снабженный дождевальными аппаратами и размещенный на самоходных тележках с гидроприводами и регуляторами скорости движения, последняя из которых оснащена краном-задатчиком скорости движения машины, связанным с программным устройством изменения скорости движения машины (патент РФ 2084130, кл. А 01 G 25/09, 25/16, В 05 В 3/02 - прототип).
Существенный недостаток данной машины заключается в следующем: при проведении полива на орошаемом поле образуется глубокая колея, размеры которой возрастают после проведения каждого полива, причем при поливе многолетних культур размеры колеи достигают величины, при которой эксплуатация машины затруднена без применения дополнительных тягачей. Это в значительной степени снижает ее производительность, приводит к поломке машины и выходу посевной площади из-за повреждения растений применяемыми тягачами, нарушениями экологии агроландшафта поля, не говоря уже об усиленном износе уборочной техники.
Техническая задача изобретения - изменение траектории движения тележек дождевальной машины после проведения каждого полива, уменьшение глубины колеи с целью исключения поломок дождевального пояса машины, улучшение экологической обстановки на орошаемом поле, уменьшение динамической нагрузки на сельскохозяйственную технику и механизаторов в процессе ухода за культурами и в период уборочных работ, все это ведет к повышению производительности труда.
Поставленная задача достигается в дождевальной машине, включающей стационарную опору с неподвижным и поворотным коленом, к которому подключен водопроводящий трубопровод с телескопическим узлом, дождевальными аппаратами, размещенный на самоходных тележках с гидроприводами и регуляторами скорости их движения, последняя тележка оснащена краном-задатчиком скорости движения машины, где согласно изобретению телескопический узел, являясь компенсатором периодического действия, установлен между поворотным коленом и водопроводящим трубопроводом, являющимся началом телескопического узла и перемещающимся по трубопроводу поворотного колена, при этом компенсатор периодического действия выполнен в виде гидроцилиндра, верхняя и нижняя полости которого разделены поршнем, жестко закрепленным на конце телескопического узла, причем верхняя полость гидроцилиндра гидравлически связана с регулятором скорости движения первой тележки через кран, а нижняя полость гидроцилиндра связана через кран с атмосферой, кроме того, гидроцилиндр снабжен ограничителями хода поршня, а крышка компенсатора на выходе телескопического узла имеет уплотнительный элемент.
Благодаря выполнению телескопического узла в виде компенсатора периодического действия, установленного между поворотным коленом и водопроводящим трубопроводом, являющимся началом телескопического узла и перемещающимся по трубопроводу поворотного колена, и выполнению компенсатора периодического действия в виде гидроцилиндра, верхняя и нижняя полости которого разделены поршнем, жестко закрепленным на конце телескопического узла, гидравлической связи верхней полости гидроцилиндра с регулятором скорости движения первой тележки через кран, а нижней полости гидроцилиндра через кран с атмосферой, обеспечивается автоматическое, без применения ручного труда оператора, изменение длины машины, что способствует выходу опорных тележек из старой колеи и движению их по полю по новому радиусу.
В результате этого прекращается увеличение глубины колеи после прохода опорных тележек и за счет этого возрастает производительность работы машины, исключаются ее поломки, повреждения посевов и почвы, по сравнению с прототипом, улучшаются условия эксплуатации уборочной техники.
Представленная в изобретении новая совокупность связей, узлов и деталей позволяет достичь новый положительный экономический эффект, неизвестный ранее в аналоге и прототипе.
Гидравлическая связь верхней полости гидроцилиндра с регулятором скорости движения первой тележки через кран, а нижней полости гидроцилиндра через кран с атмосферой обеспечивает изменение длины машины (выдвижение телескопического узла) лишь только в том случае, когда опорная тележка находится в движении. Это способствует плавному выходу колес из колеи без критических нагрузок на напорный трубопровод и опорные тележки, что исключает их поломку и в целом способствует повышению надежности и производительности работы машины.
Снабжение гидроцилиндра компенсатора ограничителями хода поршня позволяет выдвигать и фиксировать телескопический узел (изменение длины машины) до определенной заданной величины, что также способствует повышению надежности и производительности работы машины.
Снабжение крышки компенсатора на выходе телескопического узла уплотнительным элементом исключает отказы в работе компенсатора при прямом и обратном ходе телескопического узла.
На чертеже схематически представлена предлагаемая дождевальная машина.
Дождевальная машина включает стационарную опору 1 с неподвижным 2 и поворотным 3 коленом, к которому подключен водопроводящий трубопровод 4 с телескопическим узлом, дождевальными аппаратами и размещенный на самоходных тележках с гидроприводами (не показаны) и регуляторами скорости 5 их движения, последняя тележка оснащена краном-задатчиком скорости движения машины (не показан), телескопический узел, являясь компенсатором 6 периодического действия, установлен между поворотным 3 коленом и водопроводящим трубопроводом 4 машины, являющимся началом телескопического узла 7 и перемещающимся по трубопроводу 8 поворотного 3 колена, при этом компенсатор 6 периодического действия выполнен в виде гидроцилиндра 9, верхняя А и нижняя Б полости которого разделены поршнем 10, жестко закрепленным на конце телескопического узла 7, причем верхняя А полость гидроцилиндра 9 гидравлически связана с регулятором скорости 5 движения первой тележки через кран 11, а нижняя Б полость гидроцилиндра 9 связана через кран 12 с атмосферой, кроме того, гидроцилиндр 9 снабжен ограничителями хода 13 поршня 10, а крышка 14 компенсатора 6 на выходе телескопического узла 7 имеет уплотнительный элемент 15.
Дождевальная машина работает следующим образом.
При достижении колеи, после прохода опорных тележек, недопустимой величины, снижающей производительность работы машины, или при невозможности ее дальнейшей эксплуатации осуществляется увеличение длины машины, т.е. перевод работы тележек на новую колею. Для этого включается в работу компенсатор 6 периодического действия путем соединения верхней А полости гидроцилиндра 9 через кран 11 и регулятор 5 скорости движения первой тележки с водопроводящим трубопроводом 4 дождевальной машины. При этом производится открытие крана 12, обеспечивающее соединение нижней Б полости гидроцилиндра 9 с атмосферой, а ограничители хода 13 поршня 10 телескопического узла 7 устанавливаются на заданную величину перемещения (увеличения длины машины).
В результате этого, при открытии регулятора 5 скорости движения первой тележки под воздействием давления поступающей воды в верхнюю А полость поршень 10 начинает перемещаться, обеспечивая тем самым выдвижение телескопического узла 7 из компенсатора 6 периодического действия, что обеспечивает передачу усилия водопроводящего трубопровода 4 на опорную тележку, которое приводит к смещению (выходу) колес тележки из старой колеи до тех пор, пока поршень 10 не войдет во взаимодействие с ограничителем хода 13. Выдвижение телескопического узла 7 и смещение опорных колес (выход из колеи) осуществляется лишь при движении тележек.
Последовательна передача усилия удлиненного водопроводящего трубопровода 4 воспринимается последующими тележками, что обеспечивает выход всей машины на новый радиус ее движения.
Возврат машины в первоначальное положение осуществляется путем соединения нижней Б полости гидроцилиндра 9 через кран 11 и регулятор скорости 5 движения первой тележки с водопроводящим трубопроводом 4 машины, при этом верхняя А полость гидроцилиндра 9 соединяется через кран 12 с атмосферой. Процесс возврата машины в первоначальное положение осуществляется аналогично выдвижению телескопического узла 7 (увеличение длины машины).
В результате периодического изменения длины водопроводящего трубопровода 4 исключается увеличение глубины колеи после прохода опорных тележек выше допустимого предела, снижающего производительность и надежность работы машины при проведении полива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗБРЫЗГИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО СЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ГИДРОПРИВОДОВ ДОЖДЕВАЛЬНОЙ МАШИНЫ | 2001 |
|
RU2222183C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОЖДЕВАЛЬНАЯ МАШИНА | 2015 |
|
RU2632492C2 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГООПОРНОЙ ДОЖДЕВАЛЬНОЙ МАШИНЫ | 2001 |
|
RU2208310C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОЖДЕВАЛЬНАЯ МАШИНА | 2001 |
|
RU2212787C2 |
ДОЖДЕВАЛЬНАЯ МАШИНА | 2008 |
|
RU2377766C1 |
ДОЖДЕВАЛЬНАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2432737C1 |
Дождевальная машина | 2021 |
|
RU2768040C1 |
МНОГООПОРНАЯ ДОЖДЕВАЛЬНАЯ МАШИНА КРУГОВОГО ДЕЙСТВИЯ | 2015 |
|
RU2596130C1 |
ДОЖДЕВАЛЬНАЯ МАШИНА | 2006 |
|
RU2318373C1 |
ДОЖДЕВАЛЬНАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2467562C2 |
Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к поливной технике, и может быть использовано при поливе многоопорными дождевальными машинами (ДМ). ДМ включает стационарную опору с неподвижным и поворотным коленом (ПК), к которому подключен водопроводящий трубопровод (ВТ) с телескопическим узлом (ТУ), дождевальными аппаратами и размещенный на самоходных тележках с гидроприводами и регуляторами скорости их движения. Последняя тележка оснащена краном-задатчиком скорости движения машины, где ТУ, являясь компенсатором периодического действия (КПД), установлен между ПК и ВТ, являющимся началом ТУ и перемещающимся по трубопроводу ПК. КПД выполнен в виде гидроцилиндра (Г), верхняя и нижняя полости которого разделены поршнем, жестко закрепленным на конце ТУ. Верхняя полость Г гидравлически связана с регулятором скорости движения первой тележки через кран, а нижняя полость Г связана через кран с атмосферой, и, кроме того, Г снабжен ограничителями хода поршня, а крышка компенсатора на выходе ТУ имеет уплотнительный элемент. Изобретение позволяет повысить эффективность работы ДМ за счет обеспечения возможности изменения траектории движения тележек ДМ после проведения каждого полива, уменьшения глубины колеи с целью исключения поломок пояса ДМ, улучшения экологической обстановки на орошаемом поле, уменьшения динамической нагрузки на сельскохозяйственную технику и механизаторов в процессе ухода за культурами и в период уборочных работ. 1 ил.
Дождевальная машина, включающая стационарную опору с неподвижным и поворотным коленом, к которому подключен водопроводящий трубопровод с дождевальными аппаратами, размещенный на самоходных тележках с гидроприводами и регуляторами скорости их движения, последняя тележка оснащена краном-задатчиком скорости движения машины, отличающаяся тем, что между поворотным коленом и водопроводящим трубопроводом машины установлен телескопический узел с компенсатором периодического действия, при этом водопроводящий трубопровод, являющийся началом телескопического узла, выполнен с возможностью перемещения по трубопроводу поворотного колена, компенсатор периодического действия выполнен в виде гидроцилиндра, верхняя и нижняя полости которого разделены поршнем, жестко закрепленным на конце телескопического узла, причем верхняя полость гидроцилиндра гидравлически связана с регулятором скорости движения первой тележки через кран, нижняя полость гидроцилиндра связана через кран с атмосферой, гидроцилиндр снабжен ограничителями хода поршня, а крышка компенсатора на выходе телескопического узла имеет уплотнительный элемент.
ДОЖДЕВАЛЬНАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2084130C1 |
САПУНКОВ А.П | |||
Использование дождевальной техники | |||
- М.: Колос, 1981, с | |||
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава | 1920 |
|
SU65A1 |
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора | 1921 |
|
SU19A1 |
Дождевальная машина | 1989 |
|
SU1724108A1 |
Дождевальная машина | 1986 |
|
SU1482615A1 |
РЯБОВ Г.А | |||
и др | |||
Мелиоративные и строительные машины | |||
- М.: Колос, 1968, с | |||
Электрическое устройство для предупреждения образования твердых осадков внутри паровых котлов и других металлических аппаратов | 1924 |
|
SU346A1 |
RU 95112408 A1, 20.06.1997 | |||
ДОЖДЕВАЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1994 |
|
RU2032317C1 |
Авторы
Даты
2004-02-10—Публикация
2002-01-03—Подача