Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации высокоскоростных роторов турбоагрегатов.
Известно импеллерное уплотнение с лопатками, закрытыми по наружному диаметру козырьком, состоящее из установленного на вал вращающегося импеллера, козырька и кольцевой неподвижной камеры. Козырек снижает потребляемую импеллером мощность и момент трения жидкости по наружному диаметру. При вращении импеллера, снабженного лопатками, жидкость, находящаяся в камере, увлекается во вращение. В результате этого на нее действует радиально направленные силы инерции вращения, создающие некоторое противодавление р0. Силы инерции препятствуют течению жидкости по направлению к оси вращения и, следовательно, вытеканию ее наружу [1].
Указанное импеллерное уплотнение имеет существенный недостаток, проявляющийся в недостаточной эффективности динамического уплотнения в условиях стоянки и пуска-останова вала.
Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении герметичности импеллерного уплотнения при невращающемся роторе и в условиях пуска-останова роторной машины за счет того, что на импеллер установлена эластичная неравножесткая цилиндрическая втулка с уплотняющим выступом на внутренней поверхности, закрепленная на наружном диаметре с помощью кольца и винтов.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 представлен главный вид импеллерного уплотнения при невращающемся роторе, на фиг.2 - разрез А-А при невращающемся роторе, на фиг.3 - разрез А-А при вращающемся роторе.
Импеллерное уплотнение состоит из динамического уплотнения (закрытый импеллер с лопатками и козырьком) 1 и эластичной неравножесткой цилиндрической втулки 2 по наружному диаметру импеллера, кольца крепления 3 и винта 4. В исходном положении незакрепленный край эластичной втулки 2 опирается выступом на неподвижный элемент корпуса 5, способствуя герметичности при не вращающемся роторе и в момент пуска-останова.
Устройство работает следующим образом. При неподвижном и медленно вращающемся роторе уплотняемый материал полости Б своим избыточным давлением воздействует на эластичную втулку 2, создавая необходимое для герметизации контактное давление.
При превышении определенной частоты вращения вала незакрепленный край эластичной втулки 2 под действием центробежных сил отрывается от корпуса и в работу включается динамическое уплотнение 1. Момент разгерметизации эластичной втулки соответствует началу эффективной работы импеллера.
В момент торможения, при снижении частоты вращения вала ниже предельной, эластичная втулка 2 приходит в исходное состояние, создавая необходимое для герметизации контактное давление.
Таким образом, предлагаемая конструкция уплотнения позволяет улучшить технические показатели и надежность уплотняемого узла.
Источники информации
1. Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник/Под ред. А.И. Голубева, Л.А. Кондакова. М.: Машиностроение, 1994.
2. Авторское свидетельство СССР № 1622688, кл. F 16 J 15/42, 1988 (прототип 1).
| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Газодинамическое уплотнение опоры ротора газотурбинного двигателя | 2019 | 
 | RU2720057C1 | 
| Стояночное уплотнение манжетного типа | 1983 | 
 | SU1158810A2 | 
| УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА | 1997 | 
 | RU2121096C1 | 
| ТОРЦОВОЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2015 | 
 | RU2598966C1 | 
| Стояночное уплотнение манжетногоТипА | 1979 | 
 | SU806963A1 | 
| ТОРЦОВОЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2015 | 
 | RU2595315C1 | 
| Стояночное уплотнение | 1979 | 
 | SU872877A1 | 
| ЗАТВОРНОЕ ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1999 | 
 | RU2159374C2 | 
| БЕСКОНТАКТНОЕ УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 | 
 | RU2037709C1 | 
| УПЛОТНЕНИЕ ГРЕБНОГО ВАЛА | 2008 | 
 | RU2368535C1 | 
 
		
		 
		
         
         
            Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации валов роторных машин. Импеллерное уплотнение состоит из динамического уплотнения и эластичной неравножесткой цилиндрической втулки по наружному диаметру импеллера, кольца крепления и винта. В исходном положении незакрепленный край эластичной втулки опирается выступом на неподвижный элемент корпуса, способствуя герметичности при не вращающемся роторе и в момент пуска-останова. Данное устройство позволяет обеспечить герметичность при невращающемся роторе и в условиях "пуска-останова" роторной машины, уменьшить утечки через уплотнительный узел машины. 3 ил.

Импеллерное уплотнение, содержащее корпус, импеллер с козырьком, отличающееся тем, что на импеллер установлена эластичная неравножесткая цилиндрическая втулка с уплотняющим выступом на внутренней поверхности, закрепленная на наружном диаметре с помощью кольца и винтов.
| Гидродинамическое радиальное уплотнение вала | 1988 | 
 | SU1622688A1 | 
| Гидродинамическое уплотнение вращающегося вала | 1988 | 
 | SU1634908A1 | 
| Динамическое уплотнение вала роторной машины | 1989 | 
 | SU1645692A1 | 
| Комбинированное уплотнение вращающегося вала | 1981 | 
 | SU1008546A2 | 
| US 5464325 А, 07.11.1995 | |||
| US 4925366 А, 15.05.1990. | |||
Авторы
Даты
2004-04-20—Публикация
2003-01-13—Подача