СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2004 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2229410C2

Изобретение относится к области судостроения, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом, т.е. путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн [1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова./Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. - Владивосток, ИАПУ, 1993, с.44].

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми СВП [2. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. - Владивосток, ДВГУ, 1988, 128 с.].

Известный способ осуществляется следующим способом: СВП выводят на ледяной покров и перемещают по нему с резонансной скоростью Vр, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых ИГВ и дифферент судна на корму максимальны.

Недостатком способа является невозможность определения максимальной степени разрушения ледяного покрова в процессе движения судна.

Сущность изобретения заключается в увеличении степени разрушения ледяного покрова до максимально возможной при резонансном методе разрушения льда и определении момента ее наступления.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в определении минимального количества проходов судна, достаточного для достижения максимальной степени разрушения ледяного покрова при неоднократных его проходах по полю разрушаемого льда, и создании поля мелкобитого льда с минимальными энергозатратами, при этом количество проходов ограничивают их числом, превышение которого не вызывает возрастания дифферента судна на корму.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова СВП путем возбуждения резонансных ИГВ в ледяном покрове при движении судна по льду с резонансной скоростью.

Отличительные: в процессе движения производят неоднократные повторные проходы судна по полю разрушаемого льда, при этом количество проходов ограничивают числом, превышение которого не приводит к увеличению вертикальной составляющей упора воздушного винта судна, а повторные проходы судна осуществляют с критической скоростью.

Известно [3. Каштелян В.И., Позняк И.И., Рывлин А.Я. Сопротивление льда движению судна. - Л.: Судостроение, 1968, 240 с.], что повторные проходы судна по полю битого льда увеличивают степень его разрушения (уменьшают размеры обломков льда). При этом максимальные поперечные размеры льдин не превышают 3-5 толщины льда, т.е. битый лед превращается в мелкобитый. Очевидно, что аналогичные процессы, т.е. измельчение обломков льда, будут сопровождать и повторные проходы СВП над ледяным покровом, разрушенным резонансными ИГВ от первого прохода. Понятно, что процесс измельчения крупнобитого льда ИГВ будет продолжаться до тех пор, пока в отдельных обломках льда не будут возникать изгибные напряжения, превышающие предел прочности льда на изгиб. Поскольку длина и амплитуда волн, возбуждаемых СВП в битом льду, имеют конечные размеры, то и минимальные размеры обломков битого льда тоже будут ограниченными (см. [2], [3]). К этому заключению можно прийти и после анализа физических процессов, происходящих при деформировании поля битого льда волновой нагрузкой. Действительно, вначале после первого прохода судна с резонансной скоростью в ледяном покрове возникает канал, заполненный крупнобитым льдом [2].

Последующие неоднократные повторные проходы по проложенному каналу с критической скоростью, т.е. со скоростью, при которой амплитуда волн, возбуждаемых судном теперь уже в битом льду, и дифферент судна на корму также будут максимальными (см. [1]), будут приводить к измельчению обломков. Однако после определенного количества проходов этот процесс прекратится, т.к. СВП непосредственно не контактирует со льдом, а воздействует на него возбуждаемыми волнами. Крупнобитый лед превратится в мелкобитый, при этом поперечные размеры обломков льда перестанут уменьшаться независимо от количества последующих проходов судна.

Также известно [4. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967, 272 с.], что при разрушении льда ИГВ трансформируются в гравитационные, т.е. битый лед перестает влиять на скорость и частоту волн. При этом с уменьшением размеров обломков льда длина волн уменьшается, а амплитуда возрастает. Поэтому чем больше будет степень разрушения льда, тем больше будет амплитуда ИГВ и дифферент судна ψ. Очевидно, что направление силы упора воздушного винта при дифференте судна также повернется на угол ψ по отношению к горизонту. При этом в упорном подшипнике винта наряду с горизонтальной составляющей появится вертикальная составляющая упора. Таким образом, по величине вертикальной составляющей упора воздушного винта можно судить о степени разрушения льда, а по ее максимальному увеличению при реализации резонансного метода разрушения льда СВП можно определить момент наступления максимальной степени разрушения ледяного покрова, когда размеры обломков льда станут минимальными.

Способ осуществляется следующим образом.

Судно выводят на ледяной покров и перемещают по нему с резонансной скоростью Vp. После первого прохода СВП в ледяном покрове возникнет область разрушения в виде полосы крупнобитого льда. Затем, например, для создания судоходного канала или для более быстрой очистки акватории ото льда [2], т.е. для измельчения обломков льда, судно неоднократно совершает по полю разрушаемого льда последующие повторные проходы с критической скоростью. После каждого последующего прохода степень разрушения льда в канале будет возрастать, а размеры обломков льда соответственно уменьшаться. Одновременно с этим будет увеличиваться дифферент судна и вертикальная составляющая упора воздушного винта. После того как после очередного прохода вертикальная составляющая упора не увеличится (для ее измерения в упорный подшипник вала винта предварительно устанавливают соответствующий датчик давления), последующие проходы прекращают. Судно при этом совершит минимальное количество проходов, достаточное для достижения максимальной степени разрушения ледяного покрова, т.е. крупнобитый лед превратится в мелкобитый при минимальных энергозатратах.

Изобретение поясняется чертежом.

Судно 1 выводят на лед 2 и перемещают с резонансной скоростью Vp. После первого прохода лед 2 превратится в крупнобитый 3. Затем для измельчения обломков льда 3 судно 1 совершает по льду 3 повторные проходы с критической скоростью Vкр. Размеры обломков льда 3 начнут уменьшаться, а дифферент судна и вертикальная составляющая P1 упора Р винта 4 начнут возрастать (для измерения Р1 в упорный подшипник винта 4 предварительно устанавливают датчик давления 5). При достижении максимальной степени разрушения битый лед 3 превратится в мелкобитый 6, дифферент судна ψ и P1 увеличатся до максимальных значений. После этого дальнейшие проходы судна прекращают. Судно при этом совершит минимальное количество проходов, достаточное для достижения максимальной степени разрушения льда 2.

Похожие патенты RU2229410C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229414C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2224682C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229409C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
RU2245272C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229413C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229412C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229411C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
RU2220875C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2005
  • Козин Виктор Михайлович
RU2277493C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
RU2220874C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров. Способ разрушения ледяного покрова амфибийным судном на воздушной подушке заключается в том, что возбуждают резонансные изгибно-гравитационные волны в ледяном покрове при движении судна по льду с резонансной скоростью. Производят неоднократные повторные проходы судна по полю разрушаемого льда. Количество проходов ограничивают числом, превышение которого не приводит к увеличению вертикальной составляющей упора воздушного винта судна. Повторные проходы судна осуществляют с критической скоростью. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 229 410 C2

1. Способ разрушения ледяного покрова амфибийным судном на воздушной подушке путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове при движении судна по льду с резонансной скоростью, отличающийся тем, что производят неоднократные повторные проходы судна по полю разрушаемого льда, при этом количество проходов ограничивают числом, превышение которого не приводит к увеличению вертикальной составляющей упора воздушного винта судна.2. Способ по п.1, отличающийся тем, то повторные проходы судна осуществляют с критической скоростью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2229410C2

СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2137666C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1994
  • Козин В.М.
RU2099235C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2143373C1

RU 2 229 410 C2

Авторы

Козин В.М.

Даты

2004-05-27Публикация

2002-05-17Подача