Изобретение относится к оборудованию для эксплуатации нефтяных скважин и может быть использовано для оптимизации режимов добычи нефти из малодебитных скважин.
Известна глубинно-насосная установка, содержащая штанговый насос, наземный привод с электродвигателем и редуктором, снабженным противовесами [авт. свид. RU №1413239, кл. Е 21 В 43/00, 1988 г.].
Недостатком известного устройства является неравномерность нагрузки на электродвигатель, что снижает его КПД и коэффициент мощности - cos ϕ.
Наиболее близким к заявляемому объекту по конструкции и технологическим параметрам является наземный привод станка-качалки балансирного типа, содержащий электродвигатель, приводящий во вращение редуктор, соединенный кривошипно-шатунным механизмом, снабженным противовесами, с балансиром [Адонин А.Н. Добыча нефти штанговым насосами - М.: Недра, 1979, с. 113-138].
Недостатком технического решения, принятого в качестве прототипа, является недостаточно равномерная нагрузка на двигатель, величина которой зависит от фазы движения насосной установки.
Задача - повышение неравномерности рабочей нагрузки на электродвигатель и повышение КПД привода.
Задача решается тем, что в приводе станка-качалки с компенсацией неравномерности рабочей нагрузки, содержащем редуктор, соединенный с электродвигателем, на выходном валу редуктора размещен кривошип с противовесами, в отличие от прототипа в качестве электродвигателя использован асинхронный биротативный двигатель с фрикционным вариатором для регулирования скорости вращения, выходной вал редуктора снабжен эксцентриковым механизмом, соединенным рычажной системой с вариатором биротативного электродвигателя.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 представлена схема привода станка-качалки.
На фиг.2 показан график нагрузки электродвигателя.
На корпусе редуктора 1 станка-качалки установлен биротативный двигатель 2 [Шаньгин Е.С. Теория биротативного электропривода - Уфа: УТИС, 1998, с. 231-234], выходной вал которого соединен с первичным валом редуктора 1. Двигатель 2 представляет собой биротативную автосинхронную схему замкнутого типа с двухдисковым фрикционным вариатором. Ротор двигателя 2 через зубчатую передачу 3 соединен с диском 4 фрикционного вариатора. Второй диск 5 вариатора через аналогичную передачу соединен со статором двигателя 2. Диски 4 и 5 соединены между собой замыкающим роликом 6. С помощью рычажной системы 7 ролик 6 соединяется с эксцентриковым механизмом 8, размещенным на выходном валу 9 редуктора 1.
При вращении вала 9 эксцентрик 8 через рычаги 7 перемещает ролик 6 между дисками 4 и 5, изменяя тем самым передаточное отношение вариатора и, следовательно, скорость вращения вала 9. Эксцентрик 8 ориентирован на валу 9 таким образом, что на стадии спуска штанги передаточное отношение вариатора двигателя 2 уменьшается, двигатель 2 увеличивает скорость выходного вала и штанга опускается с повышенной скоростью. При подъеме штанги наоборот передаточное отношение вариатора увеличивается, скорость выходного вала двигателя 2 уменьшается, подъем штанги происходит при пониженной скорости. Соответственно изменению скорости вала 9 изменяется и крутящий момент на нем, т.е. с уменьшением скорости вращения увеличивается момент и наоборот с увеличением скорости момент уменьшается.
Кривая 1 (фиг.2) показывает изменения момента нагрузки на двигателе в стадии подъема (Тnl) и в стадии спуска (Тcl) при использовании традиционного асинхронного двигателя. Кривая 2 относится к биротативному двигателю.
Как видно из графика (фиг.2), при неизменном времени цикла Тц спуска-подъема штанги время подъема при использовании биротативного двигателя (Тn2) увеличивается вследствие уменьшения скорости вращения двигателя, а амплитуда момента нагрузки на двигатель уменьшается. В стадии Тс2 скорость спуска растет, а момент нагрузки на двигатель увеличивается. Таким образом, осуществляется выравнивание нагрузки на двигатель, что обеспечивает уменьшение потерь электроэнергии и позволяет уменьшить массу противовеса. Нет принципиальных преград для осуществления полной компенсации неравномерности нагрузки на двигателе, стабилизации крутящего момента двигателя на уровне номинального значения, обеспечивая тем самым максимальную загрузку двигателя и достижение наивысшего уровня КПД.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОСКОРОСТНОЙ БИРОТАТИВНЫЙ ПРИВОД СТАНКА-КАЧАЛКИ СО СТУПЕНЧАТЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ СКОРОСТИ | 2002 |
|
RU2229622C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 2021 |
|
RU2776693C1 |
ПРИВОД СТАНКА-КАЧАЛКИ С ПОВЫШЕННЫМ ПУСКОВЫМ МОМЕНТОМ | 2002 |
|
RU2229624C1 |
МОБИЛЬНЫЙ СТАНОК-КАЧАЛКА | 2011 |
|
RU2479751C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 2010 |
|
RU2450161C2 |
ПРИВОД ШТАНГОВОГО ГЛУБИННОГО НАСОСА | 2012 |
|
RU2488023C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 2004 |
|
RU2260713C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 1997 |
|
RU2135832C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА "ЦЕПЬ" | 2012 |
|
RU2501977C1 |
Привод штанговой скважинной насосной установки | 2023 |
|
RU2820080C1 |
Изобретение относится к оборудованию для эксплуатации нефтяных скважин и может быть использовано для оптимизации режимов добычи нефти из малодебитных скважин. Техническим результатом является уменьшение неравномерности рабочей нагрузки на электродвигатель и повышение КПД привода. Для этого привод содержит редуктор, соединенный с электродвигателем, на выходном валу редуктора размещен кривошип с противовесами. Причем в качестве электродвигателя использован асинхронный биротативный двигатель с фрикционным вариатором для регулирования скорости вращения, выходной вал редуктора снабжен эксцентриковым механизмом, соединенным рычажной системой с вариатором биротативного электродвигателя. 2 ил.
Привод станка-качалки с компенсацией неравномерности рабочей нагрузки, содержащий редуктор, соединенный с электродвигателем, на выходном валу редуктора размещен кривошип с противовесами, отличающийся тем, что в качестве электродвигателя использован асинхронный биротативный двигатель с фрикционным вариатором для регулирования скорости вращения, выходной вал редуктора снабжен эксцентриковым механизмом, соединенным рычажной системой с вариатором биротативного электродвигателя.
АДОНИН А.Н | |||
Добыча нефти штанговым насосами | |||
- М.: Недра, 1979, с.21-38, 113-138.SU 1413239 А, 30.07.1988.SU 1274114 A1, 30.11.1986.SU 1321915 А1, 07.07.1987.RU 2163311 С1, 20.02.2001.RU 97108210 А, 20.05.1999.GB 2111134 A, 29.06.1983.US 4484484 A, 27.11.1984. |
Авторы
Даты
2004-05-27—Публикация
2002-11-11—Подача