Изобретение относится к оборудованию для эксплуатации нефтяных скважин и может быть использовано для управления технологическими режимами добычи нефти из малодебитных скважин.
Известна глубинно-насосная установка, содержащая штанговый насос, наземный привод с электродвигателем и пускорегулирующей аппаратурой [Авт. свид. RU №1413239, кл. Е 21 В 43/00, 1988 г.].
Недостатком известного устройства является невозможность регулирования скорости вращения привода, что не позволяет регулировать режимы подъема нефти из скважин.
Наиболее близким к заявляемому объекту по конструкции и достигаемым результатам является наземный привод станка-качалки балансирного типа, содержащий асинхронный электродвигатель с устройством управления, приводящий во вращение редуктор, соединенный кривошипно-шатунным механизмом с балансиром, устройство управления выполнено в виде набора сменных шкивов для изменения передаточного отношения передачи вращения от электродвигателя к редуктору станка-качалки [Адонин А.Н. Добыча нефти штанговыми насосами. - М.: Недра, 1979, с. 113-138].
Недостатком этого технического решения, принятого в качестве прототипа, является невозможность изменения скорости вращения привода, что затрудняет выбор оптимальных режимов добычи нефти.
Задача - обеспечение возможности регулирования режимов добычи нефти из малодебитных скважин.
Задача решается тем, что в многоскоростном биротативном приводе станка-качалки со ступенчатым регулированием скорости, содержащем асинхронный электродвигатель с устройством управления, в отличие от прототипа устройство управления выполнено в виде блока биротативных двигателей, содержащих общий корпус статора, внутри которого размещены две статорные обмотки и два ротора, причем вал одного из роторов соединен муфтой с асинхронным двигателем, а вал второго - с нагрузкой, муфта снабжена фрикционным тормозом, приводимым в действие электромагнитом.
Электропривод со ступенчатым регулированием скорости представлен на чертеже.
На основании 1 на подшипниках установлен блок биротативных двигателей 2, состоящий из статора 3 и 4 и роторов 5 [Шаньгин Е.С. Теория биротативного электропривода. - Уфа: Изд-во УТИС, 1998, с. 9-11]. Вал ротора 6 через муфту 7 с тормозом 8 соединен с основным двигателем 9. Все электродвигатели - основной 9, биротативные - 3 и 4 - имеют различные скорости вращения. Например, двигатель 9 имеет синхронную скорость 2000 об/мин, двигатель 4 - 1500 об/мин, двигатель 3 - 750 об/мин. С помощью электрической коммутации цепей электропитания каждый из этих двигателей может быть включен в одном из двух направлений вращения. Кроме того, двигатель 9 может быть отключен и ротор его может быть зафиксирован с помощью тормоза 8.
Принцип регулирования скоростей выходного вала привода 5 основан на возможности алгебраического сложения скоростей в биротативном двигателе.
Поскольку все двигатели привода имеют различные скорости вращения, сочетание их скоростей позволяет получить шесть различных значений скорости на выходном валу 5 (см. таблицу).
Как видно из таблицы, ступенчатое изменение скорости выходного вала производится в достаточно широком диапазоне скоростей (от 250 до 4250 об/мин). Этот диапазон можно существенно расширить путем использования двухскоростных обмоток статоров двигателей. В этом случае количество скоростей увеличивается до 24 при одновременном увеличении диапазона скоростей от 125 до 8500 об/мин. При необходимости получения бесступенчатого регулирования скорости выходного вала можно ввести плавное изменение частоты электропитания в небольших пределах (например, от 50 до 100 Гц).
Применение предлагаемой схемы построения привода станков-качалок не требует какого-либо усложнения в процессе регулирования и обслуживания привода. Эксплуатационные качества такого привода соответствуют качествам асинхронного двигателя, т.е. привод является практически необслуживаемым.
Управление предлагаемым приводом достаточно просто можно осуществлять в автоматическом режиме, подключив блок релейного управления приводом к системе автоматического управления процессом штанговой добычи нефти. Простым переключением обмоток двигателей привода можно согласовать скорость цикла “спуск-подъем” штанги с реальным дебитом скважины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАНОК-КАЧАЛКА | 2021 |
|
RU2776693C1 |
ПРИВОД СТАНКА-КАЧАЛКИ С КОМПЕНСАЦИЕЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАБОЧЕЙ НАГРУЗКИ | 2002 |
|
RU2229623C1 |
ПРИВОД СТАНКА-КАЧАЛКИ С ПОВЫШЕННЫМ ПУСКОВЫМ МОМЕНТОМ | 2002 |
|
RU2229624C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА С ПЛАВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ | 2004 |
|
RU2270366C2 |
Способ управления штанговым скважинным насосом | 2016 |
|
RU2610857C1 |
ДЛИННОХОДОВОЙ БЕЗБАЛАНСИРНЫЙ ПРИВОД ШТАНГОВОГО СКВАЖИННОГО НАСОСА | 2016 |
|
RU2640309C2 |
ПРИВОД ШТАНГОВОГО СКВАЖИННОГО НАСОСА | 2013 |
|
RU2534636C1 |
БЕЗБАЛАНСИРНЫЙ ПРИВОД СКВАЖИННОГО ШТАНГОВОГО НАСОСА | 2015 |
|
RU2619411C1 |
Роторный привод штанговых насосов скважин | 2017 |
|
RU2691898C1 |
Привод штанговой скважинной насосной установки | 2023 |
|
RU2820080C1 |
Изобретение относится к оборудованию для эксплуатации нефтяных скважин и может быть использовано для управления технологическими режимами добычи нефти из малодебитных скважин. Техническим результатом является обеспечение возможности регулирования режимов добычи нефти из малодебитных скважин. Для этого привод содержит асинхронный электродвигатель с устройством управления, выполненным в виде блока биротативных двигателей, содержащих общий корпус статора, внутри которого размещены две статорные обмотки и два ротора, причем вал одного из роторов соединен муфтой с асинхронным двигателем, а вал второго - с нагрузкой, муфта снабжена фрикционным тормозом, приводимым в действие электромагнитом. 1 табл., 1 ил.
Многоскоростной привод станка-качалки со ступенчатым регулированием скорости, содержащий асинхронный электродвигатель с устройством управления, отличающийся тем, что устройство управления выполнено в виде блока биротативных двигателей, содержащих общий корпус статора, внутри которого размещены две статорные обмотки и два ротора, причем вал одного из роторов соединен муфтой с асинхронным двигателем, а вал второго - с нагрузкой, муфта снабжена фрикционным тормозом, приводимым в действие электромагнитом.
АДОНИН А.Н | |||
Добыча нефти штанговыми насосами | |||
- М.: Недра, 1979, с.21-38, 113-138.SU 1413239 А, 30.07.1988.SU 1274114 A1, 30.11.1986.SU 1321915 А1, 07.07.1987.RU 2163311 С1, 20.02.2001.RU 97108210 А, 20.05.1999.GB 2111134 A, 29.06.1983.US 4484484 A, 27.11.1984. |
Авторы
Даты
2004-05-27—Публикация
2002-11-11—Подача