Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к системам тушения пожара вентилируемых отсеков или помещений с установленными в них энергоустановками (ЭУ) – двигателями внутреннего сгорания, газовыми турбинами, электрическими двигателями, трансформаторами и др. тепловыделяющими агрегатами. В качестве огнетушащих веществ могут быть использованы подаваемые под избыточным давлением хладоны, газовые смеси, порошки и огнетушащие аэрозоли, вырабатываемые при горении аэрозольных составов.
Известна система пожаротушения силовой установки летательного аппарата, содержащая распылительный коллектор, подключенный трубопроводом к источнику огнетушащего вещества (ОВ), связанному с датчиком сигнализации о пожаре, вентиляционный воздухозаборник с установленным в нем перекрывающим устройством в виде механической заслонки, приводимой в действие подпружиненным поршневым приводом, полость которого соединена с трубопроводом [1]. При подаче ОВ в отсек силовой установки обеспечивается автоматическое перекрытие проходного сечения воздухозаборника с помощью сжатого газа или ОВ. Сокращение поступающего в зону горения воздуха препятствует дальнейшему распространению очага пламени, уменьшает потери ОВ с выдуваемыми газами и существенно уменьшает потребную концентрацию ОВ для подавления пожара.
К основным недостаткам этого решения относятся сложность конструкции и значительная масса для крупногабаритных ЭУ летательных аппаратов с большими проходными, например кольцевыми, сечениями воздухозаборников и ограниченная располагаемая мощность газообразных (углекислотных, хладоновых или азотных) ОВ.
Известны системы пожаротушения силовой установки летательного аппарата, содержащие источник жидкого ингибирующего ОВ с пусковой аппаратурой и узлами подачи ОВ в воздуховоды, имеющими форму полукольцевого коллектора с форсунками, обращенными во внутреннюю часть плоскости проходного сечения радиального воздуховода [2] или трубопровода с форсункой, ориентированной в воздуховоде навстречу набегающему потоку [3]. При пожаре истекающие из форсунок поперек или навстречу потоку воздуха струи ОВ обеспечивают высокое качество перемешивания и ингибирования вентиляционного воздуха, но существенно не снижают количество его поступления в защищаемый отсек. Кроме этого, при возникновении пожара в отсеке при отсутствии вентиляции или ее недостаточности, в частности, на режиме запуска ЭУ, поступающего с вентиляционным воздухом ОВ может оказаться недостаточно для тушения пожара.
Известен также способ тушения пожара ЭУ, размещенной в продуваемой потоком воздуха проточной полости кожуха, включающий подачу в полость кожуха струи (струй) ОВ с одновременным уменьшением поступления воздуха в полость кожуха за счет силового воздействия струи (струй) ОВ на поток воздуха и соответствующего увеличения аэродинамического сопротивления проточной полости отсека. Сопло (сопла) в реализующем способ устройстве может быть установлено по отношению к направлению движения воздуха тангенциально, или перпендикулярно, или встречно [4]. Проведенными стендовыми испытаниями по тушению пожаров на мотоотсеке самолета ТУ-204 подтверждена высокая эффективность решения с ОВ на основе огнетушащих аэрозольных составов, однако высокие рабочие температуры, плотная компоновка агрегатов в отсеках ЭУ высокоскоростных летательных аппаратов и жесткие массовые ограничения делают проблематичным прямое использование в них известного решения.
Целью изобретения является повышение эффективности системы пожаротушения за счет использования для запирания потока воздуха в воздуховоде силового воздействия струи (струй) ОВ.
Поставленная цель в системе пожаротушения вентилируемого отсека, преимущественно, силовой установки летательного аппарата, содержащая датчик обнаружения пожара, устройство задействования, источник ОВ на одну или несколько очередей пожаротушения и узел ввода огнетушащего вещества в вентиляционный канал, соединяющий отсек с атмосферой, достигается тем, что узел ввода выполнен в виде сопла или группы сопел, установленных преимущественно тангенциально к оси канала.
Для силового воздействия струи ОВ, способной осуществить запирающее действие (газовую завесу) потоку воздуха, достаточно, чтобы полное давление струи не менее чем в 2-3 раза превышало давление торможения потока воздуха, а эффективность воздействия существенным образом зависит от геометрии проточной полости кожуха и организации процесса взаимодействия.
Тангенциальный вдув струи ОВ в цилиндрический воздуховод закручивает в нем поток воздуха, а образующаяся центробежная сила создает радиальный градиент давления в полости – динамическую газовую "пробку", уменьшающую поступление воздуха в отсек. В зависимости от соотношения полных давлений закрученной смеси и воздуха в воздуховоде реализуются следующие режимы: подача в отсек ингибированной смеси "воздух-ОВ" различной концентрации; полное запирание воздуховода (для воздуха), включая режим с выбросом части ОВ в атмосферу через воздухозаборник. При этом на любом из режимов ОВ поступает в защищаемый отсек.
Усовершенствования устройства касаются вариантов выполнения узла ввода ОВ.
Предлагается узел ввода выполнять в виде вихревого клапана, обеспечивающим наиболее энергетически эффективное запирание осевого потока воздуха. По данным [5] экспериментальные расходные характеристики одного из испытанных клапанов при постоянном давлении на входе показали возможность практически полного запирания потока входящего газа при давлении активного газа 1.3 и массе 0.25 от давления и массы входящего газа соответственно.
Поскольку кольцевые проточные полости воздуховода характерны лишь для ограниченного типа ЗУ–газовых турбин, реактивных, турбореактивных и турбовентиляторных двигателей летательных аппаратов, - а установка центрального тела вихревого клапана в цилиндрический воздуховод увеличивает его гидравлическое сопротивление, габариты и массу, то для значительного числа ЭУ с воздуховодами функцию запорного устройства предлагается реализовать, выполнив узел ввода в виде вихревого эжектора. Ориентация напорной и нагнетательной сторон эжектора осуществляется в зависимости от функции воздуховода: нагнетательной или отсасывающей.
На критическом режиме работы эжектора воздуховод "запирается", а на расчетном – подает в отсек газовую смесь "воздух–ОВ" требуемой концентрации и/или, при использовании в качестве ОВ высокотемпературного аэрозоля, - заданной температуры.
Предлагается воздуховод и/или канал подачи огнетушащего вещества или их внутренние облицовки выполнять электроизолированными и соединять с источником высокого напряжения.
Такое решение обеспечивает существенное уменьшение осаждения на стенки подводящего канала порошкообразного или аэрозольного ОВ и повышает эффективность пожаротушения за счет электростатического взаимодействия между частицами ОВ и факелом пожара.
Систему пожаротушения, преимущественно ЭУ летательного аппарата военного назначения, предложено дополнять датчиком аварийного задействования, функции которого могут выполнять, например, радиолокатор заднего обзора и бортовой вычислительный комплекс, выдающий команду на задействование системы пожаротушения за 0.5...1 секунду до возможного попадания ракеты (снаряда) в аппарат. Такое исполнение позволяет повысить живучесть аппарата за счет исключения развития пожара в отсеке ЭУ при попадании ракеты (снаряда). Кроме этого, экранирование слоем вентиляционного воздуха с аэрозольными частицами (при использовании ОВ на основе аэрозольных составов), эжектируемым реактивной струей ЭУ, ослабляет ИК-излучение сопла и истекающей струи продуктов сгорания ЭУ, что увеличивает вероятность промаха ракеты (снаряда) с ИК-головкой наведения.
Аварийное задействование системы пожаротушения может быть предусмотрено при нештатной (аварийной) посадке летательного аппарата, например при ударе выше допустимого уровня.
Система пожаротушения в этом случае комплектуется источником ОВ с несколькими очередями пожаротушения, запускаемыми по команде от бортовой ЭВМ при поступлении сигналов от датчиков обнаружения пожара или аварийного задействования.
Сущность изобретения поясняется на чертежах, на которых схематически показаны:
на фиг.1 – общий вид системы пожаротушения в составе турбореактивной ЭУ летательного аппарата;
на фиг.2 – выносной элемент А на фиг.1 (узел ввода ОВ в виде вихревого клапана);
на фиг.3 – выносной элемент А (вариант выполнения узла ввода ОВ в виде вихревого эжектора и источника ОВ с несколькими очередями пожаротушения).
Приведенный на фиг.1 летательный аппарат 1 содержит ЭУ 2, размещенную в вентилируемом отсеке 3. Наружный воздух подается в отсек 3 по вентиляционному каналу 4, а отсасывается истекающей из сопла 5 ЭУ 2 струей продуктов сгорания через кольцевую щель 6. Источником ОВ является генератор аэрозоля 7 многократного запуска с аэрозольным зарядом 8 (см. фиг.2), состоящего из набора отдельных зарядов с индивидуальными воспламенителями 9, разделенными друг от друга термостойкими мембранами 10. Узел ввода 11 может быть выполнен как в виде сопла 12, установленного тангенциально к оси канала 4, так и в виде газодинамических устройств, усиливающих эффект запирания канала – вихревого клапана 13 с закрепленным на пилонах центральным телом 14, или вихревого эжектора 15, показанным на фиг.2 и 3 соответственно. Корпус вентиляционного канала 4 и генератора аэрозоля 7 электроизолированы от летательного аппарата 1 с помощью электроизоляционных прокладок 16 и соединены с источником высокого напряжения (на чертежах не показан) клеммой 17.
Работа системы. При возникновении пожара в отсеке ЭУ или приближении ракеты, по сигналу от соответствующего датчика, устройство задействования (не показанных на чертежах) выдает электрический сигнал на воспламенитель 9 заряда 8 первой очереди и подает на клемму 17 высокое напряжение. Истекающие из сопла 12 высоконапорные струи ОВ закручивают поток воздуха в проточной части канала 8, резко увеличивая его аэродинамическое сопротивление входящему потоку воздуха и уменьшая его поступление в отсек 3. Ингибированная при интенсивном перемешивании с ОВ воздушная смесь заполняет объем отсека 3 и прекращает горение в очаге пожара. Имеющие одинаковый электрический потенциал частицы аэрозоля и стенки канала 4 препятствуют осаждению частиц в канале, но интенсивнее поступают в зону очага горения и прилегающие элементы конструкции за счет электростатического взаимодействия разноименных зарядов. При выходе через кольцевую щель 6 аэрозольная струя, имеющая существенно более низкую температуру по сравнению с продуктами сгорания ЭУ 2, экранирует нагретые стенки сопла 5 и примыкающий к срезу сопла участок струи ЭУ, ослабляя ИК-излучение.
При повторном воспламенении ЭУ по аналогичной схеме воздействуется воспламенитель 9 и заряд 8 второй очереди.
Источники информации
1. Авт.св. СССР №1656719, МПК А 62 С 3/08.
2. Авт.св. СССР №629662, МПК А 62 С 35/00; В 64 D 45/00.
3. Авт.св. СССР №858220, МПК А 62 С 3/00.
4. Патент РФ №2090226, МПК А 62 С 2/00.
5. А.А. Шишков, Б.В. Румянцев. Газогенераторы ракетных систем. М.: Машиностроение. – 1981, стр.95.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2090226C1 |
ЛИНЕЙНЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ | 1993 |
|
RU2101058C1 |
Способ комбинированного пожаротушения, устройство для его реализации | 2017 |
|
RU2645207C1 |
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ (ЕГО ВАРИАНТ), УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ЕГО ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 1997 |
|
RU2118551C1 |
СИСТЕМА МОДУЛЬНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ КОЧЕТОВА | 2015 |
|
RU2577654C1 |
СПОСОБ МОДУЛЬНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ КОЧЕТОВА | 2015 |
|
RU2597632C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2008 |
|
RU2368409C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОГНЕТУШАЩЕЙ СМЕСИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2176925C1 |
УСТАНОВКА МОДУЛЬНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474447C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЪЕМНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 1996 |
|
RU2097079C1 |
Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к системам тушения пожара вентилируемых отсеков, преимущественно, летательных аппаратов. Система содержит датчик обнаружения пожара, устройство задействования, источник огнетушащего вещества на одну или несколько очередей пожаротушения и узел ввода огнетушащего вещества в вентиляционный канал, соединяющий отсек с атмосферой. Предложено выполнять узел ввода в виде сопла или группы сопел, установленных преимущественно тангенциально к оси канала, что обеспечивает надежное газодинамическое перекрытие воздуховода при подаче задействовании системы. Усовершенствования касаются форм выполнения узла ввода - в виде вихревого клапана, вихревого эжектора, - соединения его с источником высокого напряжения, а также введением в систему дополнительного датчика аварийного задействования, что повышает эффективность пожаротушения и живучесть летательного аппарата при возникновении аварийных ситуаций. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2090226C1 |
US 4351394 A | |||
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм | 1919 |
|
SU28A1 |
SU 629662 A1, 10.04.1996 | |||
СПОСОБ ПРОВЕРКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ КЛАПАНА РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2560091C2 |
ИСКРОВОЙ РАЗРЯДНИК БЕЗ ВРАЩАТЕЛЬНОЙ СИММЕТРИИ, В ЧАСТНОСТИ РОГОВОЙ ИСКРОВОЙ РАЗРЯДНИК С ДУГОГАСИТЕЛЬНОЙ КАМЕРОЙ | 2019 |
|
RU2759802C1 |
DE 4310707 А, 06.10.1994 | |||
КОМПОНОВКА ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ КАБИНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2005 |
|
RU2385825C2 |
Даты
2004-06-10—Публикация
2001-04-05—Подача