Изобретение относится к измерительной технике и, в частности, к измерению запаса топлива в крупнотоннажных резервуарах и баках транспортных средств, например на тепловозах.
Известно устройство для одновременного измерения уровня, высоты границы раздела и плотности жидких сред (авт. свид. СССР №690306).
Устройство имеет показывающий прибор, вычислительный блок и трансформаторный мост с автоматическим уравновешиванием, к выходам которого подключено несколько емкостных преобразователей, установленных в нижней и верхней частях резервуара.
За прототип принят измеритель границы раздела двух сред с разной плотностью (авт. свид. СССР №1597578).
Устройство имеет индикатор, вычислительный блок, логический элемент, несколько датчиков давления, установленных по высоте резервуара на разных уровнях.
Основным недостатком этих устройств является нарушение измерений при динамических воздействиях на жидкость и резервуар.
Цель изобретения состоит в повышении объективности измерений запаса топлива при различных динамических воздействиях на него.
Суть изобретения заключается в попарном распределении измерительных датчиков по внутреннему объему резервуара и сопоставлении результатов их измерений после автоматического удаления сопутствующей жидкой фракции. Реализация сути достигнута вертикальным размещением в резервуаре линейных измерительных датчиков. Каждый измерительный датчик снабжен электродом, установленным вдоль его дна и подключенным к разным полюсам источника напряжения по схеме измерения проводимости сопутствующей жидкой фракции, в частности воды.
Блок-схема топливомера представлена на фигуре 1.
Топливомер имеет не менее двух датчиков уровня топлива 1. Датчики уровня топлива 1 размещены в топливном резервуаре 2 по вертикалям на наибольшем расстоянии друг от друга, преимущественно по диагонали прямоугольного резервуара.
Каждый датчик уровня топлива 1 подключен к отдельному измерителю 3 параметра, изменяемого при возрастании или убывании уровня топлива, например, электрической емкости.
Выходы пары измерителей 3 подключены к соответственным входам сумматора 4. При наличии других пар датчиков и измерителей необходимы дополнительные сумматоры 4.
Таймер 5 соединен с управляющим входом сумматора 4, выход которого соединен с делителем 6, образуя последовательную цепочку. Делитель 6 играет роль усреднителя, поэтому при двух датчиках 1 он настроен постоянно на деление пополам, то есть на два. Выход делителя подключен к регистратору 7.
Командный вход таймера 5 подключен к выходу порогового элемента 8 через логический элемент НЕ 9.
Выход пороговою элемента 8, кроме того, подключен к управляющему входу электроуправляемого клапана 10.
Электроуправляемый клапан 10 установлен в днище резервуара 2.
Пороговый элемент 8 включен последовательно в цепь, содержащую источник напряжения 11 и пару разомкнутых электродов 12 и 13.
Электроды 12 и 13 размещены в резервуаре 2 на минимальном уровне над его днищем и соединены с разнополярными выводами источника напряжения 11 и парой датчиков уровня топлива 1.
Источник напряжения 11 и пара измерителей 3 имеют общую среднюю точку в цепи питания.
Топливомер работает следующим образом.
Пороговый элемент 8, включенный последовательно в цепь, содержащую источник напряжения 11 и пару разомкнутых электродов 12 и 13, работает по принципу измерения проводимости между своими электродами. При появлении воды в баке 2 под слоем топлива, которая является сопутствующей жидкостной фракцией, проводимость в зазоре между электродами 12 и 13 резко снижается и срабатывает пороговый элемент 8.
Пороговый элемент 8 через логический элемент НЕ 9 и таймер 5 отключает сумматор 4 и одновременно включает электроуправляемый клапан 10.
Отключенный сумматор 4 перестает функционировать, и прекращается регистрация уровня топлива. Наличие воды на днище резервуара вносит погрешность в информацию о запасе топлива.
Электроуправляемый клапан 10 открывает слив воды из резервуара 2, и ее уровень снижается до пределов допустимого, то есть так, чтобы она не соприкасалась с нижними концами датчиков уровня топлива 1. Восстановление минимальной проводимости в зазоре между электродами 12 и 13 после слива вредной жидкостной фракции сопровождается отключением порогового элемента 8 и появлением команды для регулярного измерения уровня топлива.
Расстояние между днищем и электродами 12 и 13 устанавливается в пределах допустимого объема воды в резервуаре 2. Некоторый объем воды в топливном баке 2 может присутствовать в связи с неуправляемой конденсацией ее из топлива при перепадах внешних температур, что особенно заметно в крупнотоннажных резервуарах, и прочими причинами.
Измерение уровня топлива в результате включения измерителей 3 по схеме со средней точкой происходит в противофазе.
Сумматор 4 настроен на режим вычитания, что меняет знак у второго слагаемого, и абсолютная величина результата от противофаз не искажается.
Регулярность измерений уровня топлива и регистрации величин, создаваемая таймером 5, позволяет с учетом предыдущих показаний определить интенсивность расхода за равные периоды времени.
Диагональное размещение пары датчиков уровня топлива 1, в частности, на транспортных средствах сопровождаемое усреднением показаний, существенно повышает точность измерений, которая основана не на одном отсчете как обычно, а на двух экстремальных, что особенно важно.
В результате инерции при движении транспортного средства по кривым участкам пути топливо приобретает отклонение от естественного уровня. При варианте с одним датчиком уровня топлива, установленным на серединной вертикали, уровень измеряется с погрешностью, вызываемой искажением верхней и нижней его границ.
Участки пути с подъемами и спусками и волновые колебания, зависимые в том числе от режимов торможения и разгона, аналогично влияют на положение границ топлива в резервуаре и на погрешность результатов, что существенно уменьшено при паре или нескольких парах измерений по схеме с усреднением.
Исключение воды из резервуара, создающей при колебаниях неопределенную по плотности смесь жидкостей или их расслоение, обеспечивает регламентированные условия работы датчикам уровня топлива, что предупреждает нарушения функционирования схемы измерения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВОМЕРНО-РАСХОДОМЕРНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2000 |
|
RU2182698C2 |
ТОПЛИВОИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2081398C1 |
ТОПЛИВОМЕР | 1972 |
|
SU427236A1 |
ТОПЛИВОИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2042115C1 |
Силовая установка | 1989 |
|
SU1744286A1 |
УЛЬТРАЗВУКОВОЙ УРОВНЕМЕР | 2004 |
|
RU2292529C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАПРАВОЧНОЕ (ВАРИАНТЫ) И СИГНАЛИЗАТОР ДЛЯ НЕГО | 2001 |
|
RU2208537C2 |
Силовая установка | 1989 |
|
SU1659248A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛЕТНОГО КОНТРОЛЯ ВЕСА ТОПЛИВА САМОЛЕТА | 2008 |
|
RU2377507C1 |
Автоматизированная система полива | 1984 |
|
SU1250217A1 |
Изобретение относится к измерительной технике, в частности к измерению запаса топлива в крупнотоннажных резервуарах и баках транспортных средств, например на тепловозах. Топливомер содержит логический элемент, несколько пар датчиков уровня топлива, размещенных в резервуаре, сумматор и делитель, соединенный с регистратором, несколько пар разомкнутых электродов, размещенных вблизи днища резервуара, таймер, пороговый элемент, электроуправляемый клапан, источник напряжения со средней точкой и несколько пар измерителей. Данные конструктивные элементы топливомера соединены друг с другом соответствующим образом. Каждая пара датчиков уровня топлива размещена на максимальном удалении друг от друга, например, в диагональных направлениях резервуара. Технический результат состоит в повышении точности и объективности измерений запаса топлива при различных динамических воздействиях на него. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Измеритель границы раздела двух сред с разной плотностью | 1988 |
|
SU1597578A2 |
ТОПЛИВОМЕРНО-РАСХОДОМЕРНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2000 |
|
RU2182698C2 |
ТОПЛИВОИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1999 |
|
RU2152594C1 |
Секторная жила для трехфазных кабелей | 1929 |
|
SU20168A1 |
Приспособление к чесальным машинам для учета пропускаемого через самовес волокнистого материала | 1930 |
|
SU22539A1 |
US 3862571 A, 28.01.1975. |
Авторы
Даты
2004-06-20—Публикация
2002-07-02—Подача