Изобретение относится к строительству, в частности, может быть использовано при остановке сравнительно быстро движущихся пластических оползней, оползней течения (оползней-потоков).
Известно использование обжига глинистого грунта для стабилизации откосов глубокой выемки в глинистых грунтах. Обжиг проводили, заполнив углем ряд штолен. Уголь был подожжен и горел длительное время. При этом вокруг штолен образовались устойчивые зоны (см. Клевцов И.А. Закрепление пластических и структурно-пластических оползней обжигом и прогреванием. Труды ВНИИ железнодорожного транспорта. Вып. 89. Вопросы устойчивости земляного полотна. - М.: Трансжелдориздат, 1954).
Недостатком такого способа обжига является длительность процесса и невозможность использования способа для стабилизации быстро движущихся оползней-потоков.
Известен способ возведения подпорной стенки (SU 1649043 А1, Е 02 D 29/02, 15.05.1991), включающий засыпку грунта с послойным уплотнением и укладкой между слоями армирующих элементов из геотекстиля с электропроводящим слоем. Электропроводящие элементы поочередно соединяют с различными полюсами источника постоянного тока, создавая тепловое поле, обеспечивающее осушение и спекание глины в оползне, что повышает прочность подпорной стенки за счет увеличения сцепления грунта с армирующими элементами.
Недостатком известного способа является необходимость в источнике постоянного тока, в послойной укладке с уплотнением грунта вперемежку с электропроводящими слоями геотекстиля. Способ не может быть использован для остановки движущихся оползней-потоков из-за длительности возведения подпорного сооружения.
Известен способ стабилизации оползней, являющийся наиболее близким аналогом, в котором при стабилизации оползней перед наползающим грунтом создают контрбанкет для задержания оползневого потока (см. Браславский В.Д. и др. Противооползневые конструкции на автомобильных дорогах. - М.: Транспорт, 1985, с.215-220).
Недостатком данного способа стабилизации оползней является невозможность осушения движущегося оползневого потока, что приводит к его сдвигу и размыву.
Задачей изобретения является повышение эффективности способа стабилизации оползней-потоков за счет сокращения трудозатрат и сроков стабилизации.
Поставленная задача решается за счет того, что в способе стабилизации оползней-потоков, включающем создание перед наползающим грунтом контрбанкета, согласно изобретению контрбанкет выполняют раскаливанием металлической сетки, которую устанавливают на пути движения оползня на подкладках и стойках с постепенным повышением над поверхностью земли и подключают к источнику энергии с созданием электричеством теплового поля, осушающего и спекающего глиняный грунт тела оползня.
Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении эффективности способа за счет сокращения трудозатрат и сроков стабилизации оползней, мобильности за счет быстроты установки металлической сетки, создающей при подключении к сети или передвижному источнику электроэнергии тепловое поле, а также простоты за счет особой формы размещения сетки, создающей при взаимодействии с наползающим грунтом препятствие перед оползнем (грунтовый контрбанкет).
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен движущийся по наклонной поверхности земли поток водонасыщенного глинистого грунта; на фиг.2 - оползень после взаимодействия с сеткой-нагревателем.
Способ стабилизации оползней-потоков включает создание на наклонной поверхности земли 1 перед наползающим глинистым грунтом 2 грунтового контрбанкета, который выполняют раскаливанием установленной на пути движения оползня на подкладках 3 и стойках 4 металлической сетки-нагревателя 5, которая удерживается подкосами 6 и подключается к источнику энергии 7 для создания электричеством теплового поля, осушающего и спекающего глиняный грунт тела оползня. Металлическую сетку-нагреватель 5 устанавливают с постепенным повышением над поверхностью земли.
Изобретение ориентировано на применение в чрезвычайных ситуациях, когда после аномального выпадения осадков возникают быстродвижущиеся оползни, угрожающие зданиям и сооружениям.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВООПОЛЗНЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СКЛОНОВ И ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 2002 |
|
RU2229560C2 |
ТЕХНОЛОГИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ОПОЛЗНЕВЫХ СКЛОНОВ С ПОМОЩЬЮ ОБТЕКАЕМЫХ ВОДОПОНИЖАЮЩИХ СКВАЖИН | 2010 |
|
RU2421573C1 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОПОЛЗНЕВОГО СКЛОНА | 2007 |
|
RU2340729C1 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОПОЛЗНЕОПАСНЫХ БОРТОВ КАРЬЕРОВ | 2010 |
|
RU2449088C2 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ И ЩЕЛЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2371547C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОПОЛЗНЕЙ | 2011 |
|
RU2468146C1 |
УСТОЙ МОСТА | 1998 |
|
RU2136807C1 |
Противооползневая конструкция укрепления дорожных насыпей на неустойчивых склонах | 2019 |
|
RU2728046C1 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТОВОГО ОТКОСА ИЛИ ГОРНОГО СКЛОНА | 2007 |
|
RU2345194C1 |
Устройство для укрепления склонов и защиты объектов от лавинообразных воздействий | 1989 |
|
SU1671777A1 |
Изобретение относится к строительству, в частности, к созданию препятствий на пути движения оползней-потоков. Способ стабилизации оползней-потоков включает создание перед наползающим грунтом контрбанкета. Новым является то, что контрбанкет выполняют раскаливанием металлической сетки, которую устанавливают на пути движения оползня на подкладках и стойках с постепенным повышением над поверхностью земли и подключают к источнику энергии с созданием электричеством теплового поля, осушающего и спекающего глиняный грунт тела оползня. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении эффективности способа за счет сокращения трудозатрат и сроков стабилизации оползней. 2 ил.
Способ стабилизации оползней – потоков, включающий создание перед наползающим грунтом контрбанкета, отличающийся тем, что контрбанкет выполняют раскаливанием металлической сетки, которую устанавливают на пути движения оползня на подкладках и стойках с постепенным повышением над поверхностью земли и подключают к источнику энергии с созданием электричеством теплового поля, осушающего и спекающего глиняный грунт тела оползня.
БРАСЛАВСКИЙ В.Д | |||
и др | |||
Противооползневые конструкции на автомобильных дорогах | |||
- М.: Транспорт, 1985, с | |||
Кузнечный горн | 1921 |
|
SU215A1 |
ПРОТИВООПОЛЗНЕВОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1991 |
|
RU2015253C1 |
ПРОТИВООПОЛЗНЕВОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1994 |
|
RU2081247C1 |
ПРОТИВООПОЛЗНЕВОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1997 |
|
RU2122072C1 |
Способ возведения подпорной стенки | 1989 |
|
SU1649043A1 |
Противооползневая конструкция | 1986 |
|
SU1539262A1 |
Авторы
Даты
2004-07-20—Публикация
2002-11-15—Подача