Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для транспортирования и(или) хранения опасных грузов, содержащих радиоактивные, взрывчатые и тому подобные вещества.
Известно устройство для транспортировки и(или) хранения груза [1], содержащее контейнер с введенной в него защитной оболочкой, выполненной в виде капсулы, соединенной с контейнером переходником, обеспечивающим сохранность груза в нормальных условиях эксплуатации и деформирующимся или разрушающимся в аварийных ситуациях, и амортизаторами, расположенными между контейнером и капсулой.
Недостатком этого устройства является возможность выхода вредных веществ, образующихся в результате взрыва (разрушения) груза в аварийных ситуациях, за пределы контейнера. Кроме того, в этом устройстве не обеспечивается защита груза от поражения при внешнем воздействии, например кумулятивными струями.
Известно устройство для транспортирования и(или) хранения радиоактивного вещества, в частности облученных топливных элементов [2], состоящее из внутреннего и внешнего контейнеров, соединенных между собой элементом, которым можно легко манипулировать и который занимает минимальное пространство. Недостатком этого устройства является отсутствие защиты транспортируемого груза от ударных перегрузок высокого уровня, например от ударных нагрузок при падении в аварийных ситуациях.
Известно устройство для транспортирования радиоактивных материалов [3], представляющее собой цилиндрический контейнер, на крышке и под дном которого установлены амортизаторы, состоящие из двух стенок, между которыми проложена бальза в качестве поглощающего энергию материала.
Недостатком этого устройства является низкая собственная частота колебаний контейнера с грузом в вертикальном направлении из-за малой жесткости амортизаторов. Кроме того, в этом устройстве отсутствует защита контейнера с грузом от боковых вибрационных и ударных нагрузок. При транспортировании все это может привести к возникновению недопустимых как вибрационных резонансных, так и ударных нагрузок на грузе, приводящих к его повреждению.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение защищенности транспортируемого груза от повреждений как в условиях нормальной эксплуатации (хранение и транспортирование груза всеми видами транспорта), так и в аварийных ситуациях, например при воздействии на устройство пулями, осколками или кумулятивными струями, и недопущение выхода в окружающую среду вредных веществ, образующихся в результате взрыва (разрушения) груза в аварийных ситуациях.
Вышеуказанная задача решается за счет того, что крышки и стенки контейнера выполнены в виде защитной оболочки, содержащей по меньшей мере два чередующихся защитных слоя из металла и жаропрочной резины, имеющих отверстия, а также расположенную между защитными слоями полость, сообщающуюся с внутренней полостью контейнера через невозвратные клапаны, на крышку контейнера установлен редукционный клапан с фильтром, позволяющим выравнивать избыточное давление внутри контейнера с давлением окружающей среды с принудительной очисткой выводимого газа от вредных веществ (аэрозолей), образующихся в результате взрыва (разрушения) груза в аварийных ситуациях. Это обеспечивает сохранность груза в нормальных условиях эксплуатации и защищает груз от поражения при внешнем воздействии. Геометрические параметры, жесткость, прочностные свойства многослойной защитной оболочки, размеры и расположения отверстий выбираются такими, чтобы при их деформации после возможного взрыва груза вредные вещества не вышли за пределы контейнера.
Новыми признаками в предлагаемом изобретении, содержащем контейнер и амортизаторы, является введение в качестве крышек и стенок контейнера защитной оболочки, представляющей собой чередующиеся защитные слои из металла и жаропрочной резины; полости, сообщающейся с внутренней полостью контейнера, и введенного в крышку контейнера редукционного клапана с фильтром, обеспечивающие сохранность груза в нормальных условиях эксплуатации, защищающие груз от поражения при внешнем воздействии и позволяющие принудительно выводить вредные вещества, образующиеся в результате взрыва (разрушения) груза в аварийных ситуациях, за пределы контейнера.
На фиг.1 приведено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 показан вариант выполнения стенок контейнера в виде защитной оболочки.
Устройство (фиг.1) состоит из контейнера 1 с крышками 2, 3, расположенных внутри него амортизаторов 4, 5 и капсулы 6, соединенной с контейнером 1. Груз 7 крепится внутри капсулы 6 с помощью узлов крепления 8. Крышки 2, 3 крепятся к контейнеру 1 с помощью узлов крепления 9. Амортизаторы 4 и 5 расположены между контейнером 1 и капсулой 6. Редукционный клапан 10 встроен в крышку 2. В контейнер 1 и крышки 2, 3 встроены невозвратные клапаны 11.
На фиг.2 приведен элемент многослойной защитной оболочки контейнера, состоящей из имеющих конусообразные отверстия 12 чередующихся слоев металла 13 и жаропрочной резины 14 и расположенной между ними полости 15.
В процессе эксплуатации выше описанное устройство (фиг.1) работает следующим образом.
При нормальных условиях эксплуатации сохранность груза 7 обеспечивается соответствующей жесткостью и прочностью капсулы 6, амортизаторов 4, 5 и непосредственно контейнером 1 с крышками 2 и 3.
В аварийных ситуациях, связанных с разрушением груза 7, вредные вещества, образующиеся в результате разрушения, при внутреннем давлении воздуха и продуктов разложения груза 7 в контейнере 1 с крышками 2 и 3, не превышающем допустимых пределов, не выходят за пределы контейнера 1 и в дальнейшем через редукционный клапан 10 в крышке 2 выводятся из внутренней полости контейнера 1 для фильтрации.
В аварийных ситуациях, связанных с взрывом груза 7, вредные вещества, образующиеся в результате взрыва, при внутреннем давлении воздуха и продуктов взрыва груза 7 в контейнере 1 с крышками 2 и 3, превышающем допустимые пределы за счет избыточного давления во фронте ударной волны, через отверстия 12 многослойной защитной оболочки контейнера 1 попадают в полость 15, из которой через невозвратные клапаны 11 инжектируются во внутреннюю полость контейнера 1 до тех пор, пока избыточное давление, воздействующее на оболочку изнутри, не достигнет допустимого.
При этом геометрические параметры, жесткостные и прочностные свойства многослойной защитной оболочки контейнера 1 и его крышек 2 и 3 выбираются такими, чтобы они могли: во-первых, при избыточном давлении во внутренней полости контейнера 1 деформироваться, давая возможность воздуху и продуктам разложения груза 7 попадать в полость 15; во-вторых, чтобы при внешних воздействиях на сам контейнер 1, например пулями, осколками или кумулятивными струями, не происходило нарушений целостности груза 7.
Технический результат использования предлагаемого изобретения заключается в существенном снижении возможного уровня загрязнения окружающей среды при транспортных и аварийных нагрузках, приводящих транспортируемый груз к разрушению или взрыву, в результате чего отпадает необходимость его упрочнения, усложняющего конструкцию груза, а при перевозке грузов, содержащих взрывчатые вещества, одновременно существенно повышается и их защищенность от внешних воздействий.
Источники информации
1. RU, заявка №2133061 С1, кл. G 21 F 5/00, 1999. Устройство для транспортирования и(или) хранения грузов.
2. GB, заявка №2081169, кл. G 21 F 5/00, 1982. Контейнер для транспортировки и(или) хранения радиоактивных веществ.
3. РСТ, WO №81/00642, кл. G 21 F 5/00, 1981. Контейнер для транспортировки радиоактивных материалов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И/ИЛИ ХРАНЕНИЯ ВЗРЫВО-, РАДИАЦИОННО И ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНОГО ГРУЗА | 2003 |
|
RU2251165C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И/ИЛИ ХРАНЕНИЯ ВЗРЫВООПАСНОГО, РАДИАЦИОННО-ОПАСНОГО И ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНОГО ГРУЗА | 2003 |
|
RU2253160C1 |
Защитное устройство для транспортировки и/или хранения взрывоопасного, радиационно- и токсикологически опасного груза | 2019 |
|
RU2732858C1 |
ЗАЩИТНЫЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ РАДИАЦИОННО-, ПОЖАРО-, ВЗРЫВООПАСНЫХ ГРУЗОВ | 2015 |
|
RU2580518C1 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ РАДИАЦИОННО-ОПАСНЫХ ГРУЗОВ | 2015 |
|
RU2601868C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ УПАКОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2012 |
|
RU2518910C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И(ИЛИ) ХРАНЕНИЯ ГРУЗА | 1997 |
|
RU2133061C1 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЗРЫВА | 2003 |
|
RU2244253C1 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЗРЫВА | 2004 |
|
RU2257537C1 |
УПАКОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ИЗДЕЛИЯ С РАДИОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВОМ | 2012 |
|
RU2503072C1 |
Изобретение относится к области хранения и транспортировки опасных материалов. Сущность изобретения: устройство для транспортировки и (или) хранения взрыворадиационно и токсикологически опасного груза содержит контейнер и амортизаторы. Крышки и стенки контейнера выполнены в виде защитной оболочки, содержащей чередующиеся защитные слои из металла и жаропрочной резины с отверстиями. На крышке контейнера установлен редукционный клапан с фильтром для выравнивания избыточного давления внутри контейнера с давлением окружающей среды без загрязнения окружающей среды. Между защитными слоями расположена полость, которая сообщается с внутренней полостью контейнера через невозвратные клапаны. Геометрические параметры, жесткость, прочностные свойства защитной оболочки, размеры и расположения отверстий выбирают такими, чтобы после их деформации после взрыва груза вредные вещества не вышли за пределы контейнера. Преимущества изобретения заключаются в повышении безопасности хранения опасных веществ и низкой стоимости контейнера. 2 ил.
Устройство для транспортировки и (или) хранения взрыво-, радиационно и токсикологически опасного груза, содержащее контейнер и амортизаторы, отличающееся тем, что крышки и стенки контейнера выполнены в виде защитной оболочки, содержащей чередующиеся защитные слои из металла и жаропрочной резины с отверстиями, расположенную между защитными слоями полость, сообщающуюся с внутренней полостью контейнера через невозвратные клапаны, а на крышке контейнера установлен редукционный клапан с фильтром для выравнивания избыточного давления внутри контейнера с давлением окружающей среды без загрязнения окружающей среды, причем геометрические параметры, жесткость, прочностные свойства защитной оболочки, размеры и расположения отверстий выбирают такими, чтобы после их деформации после взрыва груза вредные вещества не вышли за пределы контейнера.
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА | 1993 |
|
RU2053482C1 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И/ИЛИ ХРАНЕНИЯ ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2084975C1 |
ВИХРЕВОЙ РАСХОДОМЕР | 1992 |
|
RU2010164C1 |
US 3962587 A, 08.06.1976 | |||
DE 4236693 A1, 11.11.1993. |
Авторы
Даты
2004-08-27—Публикация
2003-01-17—Подача