Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для транспортирования и (или) хранения опасных грузов, содержащих радиоактивные, взрывчатые и тому подобные вещества.
Известно устройство для транспортирования и(или) хранения радиоактивного вещества, в частности облученных топливных элементов [1], состоящее из внутреннего и внешнего контейнеров, соединенных между собой элементом, которым можно легко манипулировать и который занимает минимальное пространство.
Недостатком этого устройства является отсутствие защиты транспортируемого груза от ударных перегрузок высокого уровня, например от ударных нагрузок при падении в аварийных ситуациях.
Известно устройство для транспортирования радиоактивных материалов [2], представляющее собой цилиндрический контейнер, на крышке и под дном которого установлены амортизаторы, состоящие из двух стенок, между которыми проложена бальза в качестве поглощающего энергию материала.
Недостатком этого устройства является низкая собственная частота колебаний контейнера с грузом в вертикальном направлении из-за малой жесткости амортизаторов. Кроме того, в этом устройстве отсутствует защита контейнера с грузом от боковых вибрационных и ударных нагрузок. При транспортировании все это может привести к возникновению недопустимых как вибрационных резонансных, так и ударных нагрузок на грузе, приводящим к его повреждению.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение защищенности транспортируемого груза от повреждений как в условиях нормальной эксплуатации (хранение и транспортирование груза всеми видами транспорта), так и в аварийных ситуациях, например при падениях устройства с грузом с большой высоты или при соударении транспортных средств между собой или преградой.
Вышеуказанная задача решается за счет того, что в контейнер введена защитная оболочка, соединенная с ним переходником, обеспечивающим сохранность груза в нормальных условиях эксплуатации и деформирующимся или разрушающимся в аварийных ситуациях при нагрузках на груз, не превышающих допустимые.
Защитная оболочка может выполняться как в виде сегмента с расположением амортизаторов с одной стороны между контейнером и сегментом, а с противоположной - между контейнером и грузом, так и в виде капсулы с расположением амортизаторов между контейнером и капсулой.
Новыми признаками в предлагаемом изобретении, содержащем контейнер и амортизаторы, является введение защитной оболочки, соединенной с контейнером переходником, обеспечивающим сохранность груза в нормальных условиях эксплуатации и деформирующимся или разрушающимся в аварийных ситуациях при нагрузках на груз, не превышающих допустимых. Защитная оболочка может выполняться как в виде сегмента с расположением амортизаторов с одной стороны между контейнером и сегментом, а с противоположной - между контейнером и грузом, так и в виде капсулы с расположением амортизаторов между контейнером и капсулой.
Техническая сущность и способ использования предлагаемого устройства поясняется чертежами.
На фиг. 1 показано устройство для транспортирования и (или) хранения груза (с защитной оболочкой, выполненной в виде сегмента), где 1 - контейнер; 2, 3 - амортизаторы; 4 - сегмент; 5 - переходник; 6 - груз; 7 - болты; 8 - крышка.
На фиг. 2 показано устройство для транспортирования и(или) хранения груза (с защитной оболочкой, выполненной в виде капсулы), где 1 -контейнер; 2, 3 - амортизаторы; 4 -капсула; 5 - переходник; 6 - груз; 7 - болты; 8 - крышка; 9 - крышка.
Вариант устройства (фиг. 1) состоит из контейнера 1, расположенных внутри него амортизаторов 2, 3 и сегмента 4, соединенного с контейнером 1 переходника 5. Груз 6 зажимается своим фланцем между сегментом 4 и переходником 5 болтами 7. Амортизатор 2 расположен между контейнером 1 и сегментом 4, а амортизатор 3 - между контейнером 1 и грузом 6.
Установка груза в этот вариант устройства производиться следующим образом.
Последовательно демонтируются крышка 8, амортизатор 2 и сегмент 4, после чего груз 6 опускается до упора своим фланцем в торец переходника 5 с одновременным центрированием в переходнике 5 цилиндрическим пояском, расположенным у фланца груза 6. Далее сегмент 4 устанавливается своей цилиндрической кольцевой проточкой на фланце груза 6 и вместе с ним болтами 7 закрепляется на переходнике 5, после чего последовательно монтируются амортизатор 2 и крышка 8.
Вариант устройства (фиг. 2) состоит из контейнера 1, расположенных внутри него амортизаторов 2, 3 и капсулы 4, соединенной с контейнером 1 переходником 5. Груз 6 крепится внутри капсулы болтами 7. Амортизаторы 2 и 3 расположены между контейнером 1 и капсулой 4.
Установка груза 6 в этот вариант устройства производится следующим образом.
Последовательно демонтируются крышка 8, амортизатор 2 и крышка 9, после чего с помощью болтов 7 груз 6 крепится в капсуле 4, далее последовательно монтируются крышка 9, амортизатор 2 и крышка 8.
Демонтаж груза 6 из обоих вариантов устройств производится в обратной последовательности.
В процессе эксплуатации выше описанные варианты устройства работают следующим образом:
- в нормальных условиях эксплуатации сохранность груза 6 обеспечивается соответствующей жесткостью и прочностью переходника 5;
- в аварийных ситуациях снижение перегрузок на грузе 6 до приемлемого уровня обеспечивается за счет обжатия амортизаторов 2 и 3, для чего геометрические параметры, жесткостные и прочностные свойства переходника 5 выбираются такими, чтобы он одновременно мог:
- во-первых, деформироваться или разрушаться, давая возможность грузу 6 с сегментом 4 или капсулой 4 перемещаться и сжимать амортизаторы 2 и 3;
- во-вторых, чтобы нагрузки на грузе при деформации или разрушении переходника 5 не превышали допустимых.
Технический результат использования предлагаемого изобретения заключается в существенном снижении уровня транспортных и аварийных нагрузок, приходящих на транспортируемый груз, в результате чего отпадает необходимость его упрочнения, усложняющего конструкцию груза, а при перевозке грузов, содержащих взрывчатые вещества, одновременно существенно повышается и взрывобезопасность их транспортирования.
Источники информации.
1. GB, заявка N 2081169, кл. G 21 F 5/00 1982. Контейнер для транспортировки и(или) хранения радиоактивных веществ.
2. PCT, WO N 81/00642, кл. G 21 F 5/00 1981. Контейнер для транспортировки радиоактивных материалов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КУЗОВ-ФУРГОН ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2000 |
|
RU2200097C2 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ И ЦЕННЫХ ГРУЗОВ | 1999 |
|
RU2175457C2 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ВЗРЫВОЭКОЛОГИЧЕСКИОПАСНЫХ ГРУЗОВ | 1996 |
|
RU2113689C1 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ВЗРЫВООПАСНЫХ ГРУЗОВ | 1999 |
|
RU2175107C2 |
БЫСТРОВОЗВОДИМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВ ВЗРЫВА | 1999 |
|
RU2168107C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ПРОЕМА ВЗРЫВОЗАЩИТНОГО СООРУЖЕНИЯ | 2002 |
|
RU2215108C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНЫХ БОЕПРИПАСОВ | 1994 |
|
RU2065222C1 |
ЕМКОСТЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВЕЩЕСТВ | 2004 |
|
RU2258965C1 |
СПОСОБ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ КАЛЬЦИНИРОВАННЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ | 1998 |
|
RU2156510C2 |
ЗАЩИТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОТ ПУЛЬ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ | 1997 |
|
RU2133940C1 |
Устройство для транспортирования или хранения груза. Устройство содержит контейнер и амортизаторы. В контейнер введена защитная оболочка, соединенная с ним переходником. Переходник обеспечивает сохранность груза в нормальных условиях эксплуатации. Геометрические параметры, жесткость и прочностные свойства переходника выбираются такими, чтобы при его разрушении или деформации нагрузка на груз не превышала допустимую. Технический результат данного изобретения выражается в повышении защищенности транспортируемого груза от повреждений. 2 з.п.ф-лы,2 ил.
Горный компас | 0 |
|
SU81A1 |
Контейнер для транспортировки радиоактивного материала | 1981 |
|
SU1144632A3 |
Водоподпорная перемычка для гидротехнического туннеля с обделкой | 1982 |
|
SU1055818A1 |
ШТАММ БАКТЕРИЙ ALCALIGENES SPECIES - ПРОДУЦЕНТ НИТРИЛАЗЫ | 1995 |
|
RU2081169C1 |
Авторы
Даты
1999-07-10—Публикация
1997-02-20—Подача