Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования в крупных электрических машинах, например, в турбогенераторах, статоры которых охлаждаются жидкостью.
Известен статор электрической машины, в котором для повышения эффективности охлаждения за счет непосредственного контакта охлаждающей среды с местом выделения потерь выполняются аксиальные вентиляционные каналы, получаемые путем шихтовки листов сегментов электротехнической стали с выштампованными в них специальными отверстиями (см., например, Алексеев А.Е. Конструкции электрических машин. - М.: Госэнергоиздат, 1958, с.44-45). По форме эти отверстия могут быть круглые, овальные или прямоугольные.
Однако в крупных высокоиспользованных электрических машинах эффективность выполнения таких каналов только в ярме сердечника недостаточна, так как возникает необходимость выполнения охлаждающих каналов не только в ярме сердечника, но и в зубцах сегментов (см., например, Коган Ф.Е. Анормальные режимы мощных турбогенераторов. - М.: Энергоатомиздат, 1988, с.38). В такой конструкции, принятой за прототип, расположение охлаждающих каналов в зубцах сегментов существенно улучшает охлаждение зубцовой зоны сердечника, но относительная удаленность охлаждающих каналов в зубцах сердечника от места выделения потерь в меди обмотки статора, расположенной в пазах, приводит к увеличению потерь на охлаждение обмотки.
Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности охлаждения зубцовой зоны сердечника и стержней статорной обмотки и повышение к.п.д. электрической машины.
Технический результат достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащей шихтованный из листов сегментов электротехнической стали сердечник с аксиальными щелевыми каналами в спинке и зубцах, на боковых поверхностях зубцов сегментов в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки выполнены пазы шириной меньше высоты паза.
На каждой боковой поверхности зубцов сегментов в месте прилегания к ним стержня статорной обмотки выполнено несколько пазов по высоте стержня.
Конфигурация паза выполнена прямоугольной.
Конфигурация паза выполнена по дуге окружности. В дальнейшем изобретение поясняется конкретным примером выполнения со ссылкой на чертежи, на которых показано:
На фиг.1 - статор электрической машины в поперечном разрезе с одним пазом на сторону стержня.
На фиг.2 - предлагаемый статор в поперечном разрезе с двумя пазами на сторону стержня.
На фиг.3 - предлагаемый статор с поверхностью паза по дуге окружности.
Статор электрической машины (фиг.1) представляет собой сердечник 1, набранный из листов сегментов электротехнической стали. В пазах 2 сердечника уложены стержни обмотки статора 3. В зубцах 4 и спинке 5 сердечника выполнены аксиальные щелевые каналы прямоугольной формы 6. На боковых поверхностях зубцов 7 сегментов, в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки, выполнены пазы 8 размером 9 меньше высоты 10 стержня статорной обмотки с образованием выступов 11 в пазах по краям стержня. Выступы 11 фиксируют положение стержней обмотки статора от смещений в пазу при укладке обмотки или при эксплуатации электрической машины. По высоте зубца выполнено несколько пазов 8, например, по два в пределах высоты одного стержня 3 (фиг.2). Боковая поверхность паза 8 по форме выполнена прямоугольной 12 или по дуге окружности 13 (фиг.3).
В процессе работы охлаждение статора осуществляется следующим образом. Охлаждающая статор жидкость циркулирует по замкнутому контуру через щелевые каналы 6 в зубцах и спинке сегментов статора, а также через боковые пазы 8, образующие между боковой поверхностью пазов и стержнем 3 статорной обмотки дополнительные каналы на всю длину сердечника.
Образование дополнительных каналов в сердечнике, в месте прилегания к ним стержней обмотки статора, позволяет подать охлаждающую жидкость в место выделения потерь в железе сердечника и обмотке статора, повысив тем самым эффективность охлаждения электрической машины и ее к.п.д.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЕРДЕЧНИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2260238C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2018 |
|
RU2687560C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2246786C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2019 |
|
RU2706016C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1973 |
|
SU363157A1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1989 |
|
SU1690084A1 |
Электрическая машина | 1940 |
|
SU62072A1 |
Статор электрической машины | 1984 |
|
SU1267534A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2047257C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1998 |
|
RU2178230C2 |
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в синхронных электрических машинах. Сущность изобретения состоит в том, что статор электрической машины содержит набранный из листов сегментов электротехнической стали сердечник (1) с аксиальными щелевыми каналами (6) в спинке (5) и зубцах (4). На боковых поверхностях зубцов сегментов, в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки, выполнены пазы (8) шириной меньше высоты стержня. Конфигурация пазов может быть различной. Технический результат - повышение эффективности охлаждения и к.п.д. электрической машины. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
КОГАН Ф.Е | |||
Аномальные режимы мощных турбогенераторов | |||
- М.: Энергоатомиздат, 1988, с.38 | |||
ВРАЩАЮЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ОСЕВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1997 |
|
RU2193813C2 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2047257C1 |
Электрическая машина | 1986 |
|
SU1473018A1 |
US 3675056 А, 04.07.1972 | |||
Устройство защиты электродвигателей постоянного тока от кругового огня | 1977 |
|
SU684682A1 |
АЛЕКСЕЕВ А.Е | |||
Конструкции электрических машин | |||
- М.: Госэнергоиздат, 1958, с.44-45. |
Авторы
Даты
2004-09-10—Публикация
2003-01-08—Подача