СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2004 года по МПК H02K1/20 H02K9/19 

Описание патента на изобретение RU2236076C1

Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования в крупных электрических машинах, например, в турбогенераторах, статоры которых охлаждаются жидкостью.

Известен статор электрической машины, в котором для повышения эффективности охлаждения за счет непосредственного контакта охлаждающей среды с местом выделения потерь выполняются аксиальные вентиляционные каналы, получаемые путем шихтовки листов сегментов электротехнической стали с выштампованными в них специальными отверстиями (см., например, Алексеев А.Е. Конструкции электрических машин. - М.: Госэнергоиздат, 1958, с.44-45). По форме эти отверстия могут быть круглые, овальные или прямоугольные.

Однако в крупных высокоиспользованных электрических машинах эффективность выполнения таких каналов только в ярме сердечника недостаточна, так как возникает необходимость выполнения охлаждающих каналов не только в ярме сердечника, но и в зубцах сегментов (см., например, Коган Ф.Е. Анормальные режимы мощных турбогенераторов. - М.: Энергоатомиздат, 1988, с.38). В такой конструкции, принятой за прототип, расположение охлаждающих каналов в зубцах сегментов существенно улучшает охлаждение зубцовой зоны сердечника, но относительная удаленность охлаждающих каналов в зубцах сердечника от места выделения потерь в меди обмотки статора, расположенной в пазах, приводит к увеличению потерь на охлаждение обмотки.

Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности охлаждения зубцовой зоны сердечника и стержней статорной обмотки и повышение к.п.д. электрической машины.

Технический результат достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащей шихтованный из листов сегментов электротехнической стали сердечник с аксиальными щелевыми каналами в спинке и зубцах, на боковых поверхностях зубцов сегментов в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки выполнены пазы шириной меньше высоты паза.

На каждой боковой поверхности зубцов сегментов в месте прилегания к ним стержня статорной обмотки выполнено несколько пазов по высоте стержня.

Конфигурация паза выполнена прямоугольной.

Конфигурация паза выполнена по дуге окружности. В дальнейшем изобретение поясняется конкретным примером выполнения со ссылкой на чертежи, на которых показано:

На фиг.1 - статор электрической машины в поперечном разрезе с одним пазом на сторону стержня.

На фиг.2 - предлагаемый статор в поперечном разрезе с двумя пазами на сторону стержня.

На фиг.3 - предлагаемый статор с поверхностью паза по дуге окружности.

Статор электрической машины (фиг.1) представляет собой сердечник 1, набранный из листов сегментов электротехнической стали. В пазах 2 сердечника уложены стержни обмотки статора 3. В зубцах 4 и спинке 5 сердечника выполнены аксиальные щелевые каналы прямоугольной формы 6. На боковых поверхностях зубцов 7 сегментов, в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки, выполнены пазы 8 размером 9 меньше высоты 10 стержня статорной обмотки с образованием выступов 11 в пазах по краям стержня. Выступы 11 фиксируют положение стержней обмотки статора от смещений в пазу при укладке обмотки или при эксплуатации электрической машины. По высоте зубца выполнено несколько пазов 8, например, по два в пределах высоты одного стержня 3 (фиг.2). Боковая поверхность паза 8 по форме выполнена прямоугольной 12 или по дуге окружности 13 (фиг.3).

В процессе работы охлаждение статора осуществляется следующим образом. Охлаждающая статор жидкость циркулирует по замкнутому контуру через щелевые каналы 6 в зубцах и спинке сегментов статора, а также через боковые пазы 8, образующие между боковой поверхностью пазов и стержнем 3 статорной обмотки дополнительные каналы на всю длину сердечника.

Образование дополнительных каналов в сердечнике, в месте прилегания к ним стержней обмотки статора, позволяет подать охлаждающую жидкость в место выделения потерь в железе сердечника и обмотке статора, повысив тем самым эффективность охлаждения электрической машины и ее к.п.д.

Похожие патенты RU2236076C1

название год авторы номер документа
СЕРДЕЧНИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2003
  • Чириков В.Ф.
  • Шевченко А.А.
  • Иванов В.К.
  • Новосадов А.А.
  • Шадринцев А.К.
  • Канискин Н.А.
RU2260238C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2018
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2687560C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2003
  • Шалаев В.Г.
RU2246786C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2019
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2706016C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1973
SU363157A1
Статор электрической машины переменного тока 1989
  • Титко Алексей Иванович
  • Кушнир Сергей Станиславович
SU1690084A1
Электрическая машина 1940
  • Фридкин П.А.
SU62072A1
Статор электрической машины 1984
  • Аргунов Юрий Васильевич
  • Возилкина Галина Петровна
  • Масленников Константин Николаевич
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Шкуропатов Владимир Михайлович
SU1267534A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Кузьмин В.В.
  • Ракогон В.Г.
  • Пенской В.Ф.
  • Новиков Я.М.
RU2047257C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1998
  • Шалаев В.Г.
RU2178230C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 236 076 C1

Реферат патента 2004 года СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в синхронных электрических машинах. Сущность изобретения состоит в том, что статор электрической машины содержит набранный из листов сегментов электротехнической стали сердечник (1) с аксиальными щелевыми каналами (6) в спинке (5) и зубцах (4). На боковых поверхностях зубцов сегментов, в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки, выполнены пазы (8) шириной меньше высоты стержня. Конфигурация пазов может быть различной. Технический результат - повышение эффективности охлаждения и к.п.д. электрической машины. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 236 076 C1

1. Статор электрической машины, содержащий шихтованный из листов сегментов электротехнической стали сердечник с аксиальными щелевыми каналами в спинке и зубцах, отличающийся тем, что на боковых поверхностях зубцов сегментов в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки выполнены пазы шириной меньше высоты паза.2. Статор по п.1, отличающийся тем, что на каждой боковой поверхности зубцов сегментов в месте прилегания к ним стержня статорной обмотки выполнено несколько пазов по высоте стержня.3. Статор по п.1 или 2, отличающийся тем, что конфигурация паза выполнена прямоугольной.4. Статор по п.1 или 2, отличающийся тем, что конфигурация паза выполнена по дуге окружности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2236076C1

КОГАН Ф.Е
Аномальные режимы мощных турбогенераторов
- М.: Энергоатомиздат, 1988, с.38
ВРАЩАЮЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ОСЕВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1997
  • Лейен Матс
  • Кюландер Гуннар
  • Хольмстрем Еран
  • Карстенсен Петер
  • Кальдин Ханс-Олоф
RU2193813C2
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Кузьмин В.В.
  • Ракогон В.Г.
  • Пенской В.Ф.
  • Новиков Я.М.
RU2047257C1
Электрическая машина 1986
  • Конохов Николай Николаевич
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ковалев Евгений Борисович
  • Сороко Павел Антонович
SU1473018A1
US 3675056 А, 04.07.1972
Устройство защиты электродвигателей постоянного тока от кругового огня 1977
  • Мительман Михаил Владимирович
  • Бохман Владимир Данилович
SU684682A1
АЛЕКСЕЕВ А.Е
Конструкции электрических машин
- М.: Госэнергоиздат, 1958, с.44-45.

RU 2 236 076 C1

Авторы

Чириков В.Ф.

Шевченко А.А.

Новосадов А.А.

Воскресенский А.С.

Канискин Н.А.

Даты

2004-09-10Публикация

2003-01-08Подача