Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.
Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее корпус воздухозаборника, подвижную верхнюю панель, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15-20° (Пахомов С.В., Ланщаков М.В. Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов. Заявка RU 94036260 А1 от 27.05.97, с.1-2).
Недостатками данного бортового устройства является то, что неизвестны рациональные размеры подвижных панелей и неспособность устройства в полной мере бороться с вихревым жгутом, образующимся у поверхности аэродрома и засасываемым двигателем на вход в воздухозаборник вместе с посторонними предметами.
Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели. Это достигается путем применения нижней панели, имеющей возможность поступательного перемещения в горизонтальном направлении, выполненной из силового П-образного каркаса, на передней оси которого расположены две панельки, способные к совершению поочередного колебательного перемещения вниз на угол α=20-70° с периодом колебаний Т=0,5-4,0 с, расположенные на расстоянии с=0,005-0,01 м от передней кромки воздухозаборника, причем длина lН панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении ширина bН панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении Перемещение силового П-образного каркаса с панелью осуществляется через направляющие при помощи штока привода, закрепленного жестко на балке корпуса воздухозаборника, а самих панелек - при помощи двух приводов, расположенного на заднем корпусе силового П-образного каркаса.
Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами, находящимися на поверхности аэродрома, с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели посредством постановки устройства, содержащего нижнюю панель, закрепленную на корпусе воздухозаборника, отличающегося тем, что панель, имеющая возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, выполнена из силового П-образного каркаса, на передней оси которого расположены две панельки, способные к совершению поочередного колебательного перемещения вниз на угол α=20-70° с периодом колебаний Т=0,5-4,0 с, расположенные на расстоянии с=0,005-0,01 м от передней кромки воздухозаборника, причем длина lН панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении ширина bН панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении
На фиг.1 изображен общий вид описываемого устройства (вид сбоку), на фиг.2 - то же, вид сверху, разрез А-А, на фиг.3 - то же, вид сбоку, вид Б.
Устройство защиты от попадания посторонних предметов содержит нижнюю панель, выполненную из силового П-образного каркаса 4, на передней оси 1 которого расположены две панельки 2 и 3. Силовой П-образный каркас 4 расположен в направляющих 7 и 11 и соединен со штоком привода 8, жестко закрепленного на корпусе 9 воздухозаборника 10. На заднем корпусе 12 силового П-образного каркаса 4 установлены два привода 5 и 6, шарнирно соединенные через свои штоки и рычаги 13 с панельками 2 и 3.
Панельки 2 и 3 расположены на расстоянии с=0,005-0,01 м от передней кромки воздухозаборника 10, причем длина lH панелек 2 и 3 и высота В миделевого сечения воздухозаборника 10 выполнены в соотношении ширина bН панелек 2 и 3 и ширина L миделевого сечения воздухозаборника 10 выполнены в соотношении
Устройство защиты от попадания посторонних предметов работает следующим образом.
Во время запуска двигателя подается сигнал на привод 8, который своим штоком перемещает горизонтально поступательно П-образный каркас 4 с панельками 2 и 3 в направляющих 7 и 11. При полном выдвижении панелек 2 и 3 на расстояние с=0,005-0,01 м от передней кромки воздухозаборника 10 подаются поочередно сигналы на приводы 5 и 6, штоки которых через рычаги 13 вместе с панельками 2 и 3 начинают совершать поочередные колебательные перемещения вниз на угол α=20-70° с периодом колебаний Т=0,5-4,0 с. Образующийся на входе в воздухозаборник 10 вихревой жгут устраняется по мере поочередного колебательного перемещения панелек 2 и 3 путем снижения его интенсивности и придания ему неустойчивого положения. Посторонние предметы с поверхности аэродрома не попадают внутрь двигателя.
При рулении летательного аппарата по аэродрому устройство работает аналогично.
В процессе взлета летательного аппарата подается сигнал на выключение приводов 5 и 6. Панельки 2 и 3 фиксируются перед входом в воздухозаборник 10, перекрывая зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома подается сигнал на включение привода 8, который производит уборку устройства в корпус воздухозаборника 10.
Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома.
Повторное выключение устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата.
Применение предлагаемого устройства позволит уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута на входе в воздухозаборник, а также попадания посторонних предметов в тракт двигателя летательного аппарата.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОРТОВОЕ ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 2000 |
|
RU2204041C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 2000 |
|
RU2204037C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 2002 |
|
RU2237177C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 1998 |
|
RU2132958C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 1998 |
|
RU2132960C1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 2000 |
|
RU2204040C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 2002 |
|
RU2237178C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 1998 |
|
RU2132957C1 |
БОРТОВОЕ ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 2000 |
|
RU2204039C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 2000 |
|
RU2204038C2 |
Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство защиты от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель, установленную в корпусе воздухозаборника. Панель имеет возможность поступательного перемещения в горизонтальном направлении, выполнена из силового П-образного каркаса, на передней оси которого расположены две панельки, способные к совершению поочередного колебательного перемещения вниз на угол α=20-70° с периодом колебаний Т=0,5-4,0 с, причем длина lН панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении ширина bН панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении Такое выполнение нижней панели позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами. 3 ил.
Устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, отличающееся тем, что панель выполнена из силового П-образного каркаса, на передней оси которого расположены две панельки, способныe к совершению поочередного колебательного перемещения вниз на угол α=20-70° с периодом колебаний Т=0,5-4,0 с, расположенныe на расстоянии с=0,005-0,01 м от передней кромки воздухозаборника, причем длина 1н панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении ширина bН панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении
RU 94036260 A1, 27.05.1997.RU 94036259 A1, 27.09.1996.RU 2131530 C1, 10.06.1999.RU 2131984 C1, 20.06.1999.GB 1167911 A, 22.10.1962.US 3905566 A, 16.09.1975. |
Авторы
Даты
2004-10-27—Публикация
2002-05-06—Подача