Изобретение относится к педагогике, преподаванию изобразительного искусства и касается способа обучения учащегося или индивидуальных участников изобразительной деятельности в общеобразовательной школе, студии, художественном кружке, реабилитационных и восстановительных центрах.
Известны способы обучения учащихся изобразительной деятельности, заключающиеся в выполнении учащимися упражнений, графическом или живописном фиксировании учащимися объекта заданной учителем темы на материальном носителе или основании и стимулировании учащихся учителем по результатам изобразительной деятельности /см. книгу В.С. Кузин “Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе.” Москва, изд. “Агар”, 1998 г., с. 54, 59, 103; см. книгу “Методика обучения рисованию в 8-ми летней школе.” изд. Академия Пед. Наук РСФСР, Москва 1963 г, под редакцией Фомичева, с. 78, 79, 100-103; см. книгу “Методика преподавания изобразительного искусства в школе.” Н.Н. Ростовцева, изд. “Рандеву - AM”, с. 185-192, 118-121./
Известные способы не позволяют повысить эффективность обучения изобразительной деятельности в группе или коллективе, например традиционных общеобразовательных школ, поскольку способ обучения сводится к пассивному участию, механическому выполнению упражнений по темам, предложенным и продемонстрированным самим учителем. На уроках основная масса обучаемых повторяет и копирует одиночные фрагменты объекта. И как результат - развития и совершенствования заложенных внутренних задатков в каждом обучаемом в группе не происходит ввиду отстраненности творческого компонента обучаемых от деятельного компонента в процессе изобразительной деятельности.
Заявляемый способ обучения предназначен для решения задачи повышения эффективности обучения изобразительной деятельности путем:
- увеличения точности проработки фрагментов изображения;
- ускорения темпа проработки фрагментов изображения;
- увеличения переключаемости учащихся при изобразительной деятельности;
- взаимодействия системы восприятия информации, системы памяти и системы мышления с системой активной, инициативной обработки ее с подтверждением изобразительной деятельностью учащегося;
- перемещения уровня получения, накопления и владения информацией и знаниями в уровень востребованного применения и обработки, инициативное участие в активной предметной, созидательной деятельности участников обучения в группе, коллективе;
- взаимодействия и активизации созидательного, деятельного компонента каждого учащегося или участника с непрерывными, поддерживающими и побудительными факторами, исходящими от учителя, наставника.
Предложенное техническое решение задачи существенно изменяет уровень изобразительной деятельности учащегося за счет взаимодействия системы восприятия информационного блока, системы памяти и системы мышления с системой активной обработки с подтверждающей изобразительной деятельностью учащегося.
Поставленная задача в способе обучения учащихся изобразительной деятельности, заключающемся в выполнении учащимися упражнений на материальном носителе, графическом и(или) живописном фиксировании объекта достигается тем, что обучение осуществляется в несколько этапов с предоставлением учащимся на каждом этапе перед выполнением упражнений и фиксированием объекта соответствующего информационного блока многомерного пространства с изображениями, связанными с ситуацией действия и(или) процесса, при этом для начального обучения информационный блок включает изображения букв, растительного и животного мира, человека с предметными элементами, расположенные в одном или двух планах; на следующем этапе информационный блок включает изображения фигур и разнородных предметов в персонажах и композициях; а на последующих и заключительных этапах информационные блоки отображают объекты темы, связанные с предметными темами в соответствии с классом обучения; графическое или живописное фиксирование учащимися объекта на материальном носителе проводят при одновременном установлении обратной коммуникативной связи 1-го порядка между учителем и учащимися; в качестве информационных блоков используют плакаты, слайды, видеозаписи и другой иллюстративный материал с текстовым сопровождением.
Сущность изобретения заключается в следующем.
Для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата: повышение эффективности обучения изобразительной деятельностью заявляемый способ обучения учащихся изобразительной деятельностью содержит выполнение учащимися упражнений (Упр) на материальном носителе, осуществление обучения в несколько этапов с предоставлением учащимся на каждом этапе перед выполнением упражнений и фиксированием объекта (Р) соответствующего информационного блока многомерного пространства с изображениями, связанными с ситуацией действия и(или) процесса, при этом для начального обучения информационный блок включает изображения букв, растительного и животного мира, человека с предметными элементами, расположенные в одном или двух планах; на следующем этапе информационный блок включает изображения фигур и разнородных предметов в персонажах и композициях; а на последующих и заключительных этапах информационные блоки отображают объекты темы, связанные с предметными темами в соответствии с классом обучения; графическое или живописное фиксирование учащимися объекта на материальном носителе проводят при одновременном установлении обратной коммуникативной связи 1-го порядка между учителем и учащимися; в качестве информационных блоков используют плакаты, слайды, видеозаписи и другой иллюстративный материал с текстовым сопровождением.
Отличительными признаками предложенного способа являются:
- осуществление обучения в несколько этапов с предоставлением учащимся на каждом этапе перед выполнением упражнений и фиксированием объекта соответствующего информационного блока многомерного пространства с изображениями, связанными с ситуацией действия и(или) процесса, при этом для начального обучения информационный блок включает изображения букв, растительного и животного мира, человека с предметными элементами, расположенные в одном или двух планах; на следующем этапе информационный блок включает изображения фигур и разнородных предметов в персонажах и композициях; а на последующих и заключительных этапах информационные блоки отображают объекты темы, связанные с предметными темами в соответствии с классом обучения;
- графическое или живописное фиксирование учащимися объекта на материальном носителе проводят при одновременном установлении обратной коммуникативной связи 1-го порядка между учителем и учащимися;
- в качестве информационных блоков используют плакаты, слайды, видеозаписи и другой иллюстративный материал с текстовым сопровождением.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется рисунками, на которых представлены упражнения (У) №1-6, выполненные учащимися по предложенному способу обучения, а также результаты (Р) №7-12.
Упражнения и результаты изобразительной деятельности представлены по классам:
1-3 классы: ковер из цветов, пирамиды;
5 класс: деревянное зодчество, русский костюм, русские игрушки, предметы быта, промыслы, праздники;
6 класс: Древний Египет, Древняя Греция;
7 класс: Средневековье, крепости, Готика.
В изобразительном творчестве учащихся в группе, коллективе присутствуют особые условия и факторы, которые отсутствуют, не используются и не применяются на других предметах, а именно:
- предоставление учащимся информационного блока многомерного пространства с изображениями, связанными в ситуации действия и(или) процесса. На каждом этапе обучения перед выполнением упражнений и фиксированном объекта содержание темы раскрывается полнее и целостнее, связывая механизм познания и понимания в процессе изобразительной деятельности учащегося. Обратная коммуникативная связь 1-го порядка между учителем и учеником поддерживает целостность восприятия разнородных объектов в многомерном пространстве. В зависимости от этапа обучения информационный блок изменяется:
- на начальном этапе информационный блок включает изображения букв, растительного и животного мира, человека с предметными элементами, расположенные в одном или двух планах;
- на последующих этапах информационный блок включает изображение фигур и разнородных предметов в персонажах и композициях;
- на заключительных этапах информационный блок формируется из объектов темы, связанных с предметными темами в соответствии с классом обучения;
- упражнения, рисунок ученик начинает и доводит на уроке до логического завершения, получив при этом эмоциональное подкрепление;
- эмоциональный компонент успеха ученика среди одноклассников вызывает и стимулирует инициативу и индивидуальную активную деятельность;
- творческая активность, изобретательность в изобразительной деятельности влияет на развитие интеллектуальной, технической, гуманитарной области обучаемых, активизирует творческую инициативу, активность и индивидуальные начала в обучаемых.
Предложенный способ, совершенствуя и развивая у участников обучения индивидуальные, природные качества в группе, коллективе, связывает в единое целое: познание, понимание, деятельность и общение.
В таблицах 1 и 2 представлено содержание приемов известного способа и предлагаемого способа.
Где:
число проработанных фрагментов к количеству ошибок в проработке;
количество фрагментов, проработанных к времени выполнения задания (урока);
100% количество проработанных фрагментов, выполненных учащимся к общему количеству фрагментов, предложенных к проработке в упражнениях.
Количество проработанных фрагментов (см. табл.) возрастает с 3-10 до 20-50 в 7-ом классе. Увеличивается индекс точности проработки фрагментов с 0,7 до 0,9 в 7-ом классе по предложенному способу. Характерной особенностью предложенного способа является возрастание показателя переключаемости учащегося с 80% до 95% и уменьшение этого показателя в известном способе с 50% до 10%. В предлагаемом способе ученики прорабатывают почти все элементы объекта темы в упражнении.
Примеры реализации предложенного способа обучения представлены упражнениями (Упр.) №1-6 и результатами (Р) №7-12 - рисунками по темам.
Упражнениями учащихся начинается урок. Например: в 1-ом классе в теме “Веселые буквы” учитель подтверждает, что ребята хорошо знают буквы. А умеют ли они их рисовать? Нет? Только писать? Почему? Они привыкли к строгим печатным буквам, да, такие буквы напечатаны в книжках и по ним легко читать. А есть буквы прописные, их ребята пишут в тетрадях, и они немножечко другие (Упр). Здесь учитель предоставляет учащимся информационный блок многомерного пространства с изображениями, связанными с ситуацией действия или процесса. Например, в виде иллюстративного материала с текстовым сопровождением. Затем ребятам предлагается попробовать превратить известные буквы в сказочные. Эти буквы, - продолжает учитель, - “живые”, они превращаются в забавных человечков с улыбкой, одетых в сказочные костюмы. На голове у буковки может быть бант или шляпа с цветами или яркая заколка. Она может быть похожа на любой предмет вашей фантазии. Например на девочку в туфельках или смешного клоуна. Из букв получаются превосходные дома с окнами, цветами. Вспоминая, из одних букв учащиеся легко придумывают и рисуют (Упр) человечков или других забавных зверушек, или композицию из азбуки. Примеры профессионального оформления букв иллюстрируются учителем, слайдами, плакатами и т.д. Учащиеся выполняют упражнения фрагментами, элементами объекта темы. Сначала карандашом, а затем выполняют рисунок целиком на листе, раскрашивая цветными карандашами или фломастерами рисунок по своей фантазии.
При выполнении рисунка у учащихся возникают как творческие вопросы, так и вопросы - ступеньки для дальнейшего продвижении в выполнении рисунка учащимся, на которые учитель в процессе урока дает индивидуальные короткие пояснения или соответствующую информацию ученику в группе. При этом индивидуальные пояснения учителя (Упр.; Р, ) или информация о том или ином фрагменте или элементе объекта темы воспринимается как индивидуально учеником, задающим тот или иной вопрос, так и каждым индивидуумом или учащимся в этой группе, поскольку такие вопросы могут возникнуть у участников группы. Это создает полное погружение учащихся в многомерное информационное пространство.
В примере выполнения учащимися упражнений по теме “Пирамида” и “Ковер из цветов” обогащенный информационный блок, предъявляемый учителем, иллюстрируется материалом с текстовым сопровождением, слайдами, плакатами и т.п. по этой теме. Учащиеся рисуют на листе фрагменты пирамиды или элементы цветка (сердцевина, лепестки). Вспоминают, какие цветы имеют ту или иную форму или из чего можно составить пирамиду. При этом учитель предлагает, в случае пирамиды, нарисовать устойчивую пирамиду, объясняя наглядно что это такое, а в случае ковра из цветов предлагает придумать свой ковер из цветов, на который они смотрят, например, как бы сверху, где в промежутках между крупными цветками видны мелкие и, кроме того, на ковре расположена или бабочка, пчелка, или шмель (сверху, над ковром).
По мере обучения, например, в 5-ом классе упражнения становятся более разнообразными и насыщенными фрагментами тем об объектах, связанных с предметными уроками учащихся. При выполнении учащимися в 5-ом классе упражнений по теме “Деревянное зодчество” в выполняемых упражнениях появляются конструктивные элементы характерных русских деревянных построек, особенность укладки бревна в срубе (плотные северные годовые кольца укладывают внутрь сруба для удержания тепла в холодное время года и сохранения прохлады в жаркое лето), назначение и названия элементов деревянных построек. Обогащенный информационный блок учитель предъявляет в виде разнообразных иллюстраций: праздники, русская игрушка, русский костюм, русское искусство, каменное зодчество.
В 6-ом классе учащиеся изучают Древний Египет и Древнюю Грецию, поэтому в упражнения и рисунки включают фрагменты силуэтов, одежды, знаков письма, греческие орнаменты, сосуды, ордера.
В 7-ом классе в упражнениях учащихся присутствует средневековый замок. Готика, исторический костюм, перспектива готического интерьера, перспектива площади, витражи.
Результаты изобразительной деятельности учащихся иллюстрируются рисунками (Р) №7-12.
Предоставление учащимся перед выполнением упражнений и фиксированием объекта на материальном носителе информационного блока в виде многомерного пространства с изображениями, связанными ситуацией действия или процесса, определяет напряженною работу учащихся по связыванию разнородных фрагментов, элементов мира в целостное восприятие, формируя понимание окружающего мира.
Основное использование предложенного способа - это применение его в педагогике для развития и раскрытия творческих, индивидуальных способностей личности обучаемых.
Необходимо отметить, что предложенный способ может быть использован в обычной общеобразовательной школе и не связан с отбором способных к рисованию детей или каких-то одаренных детей.
Обучаемые рисуют самостоятельно то, что произвело на них сильное впечатление или оставило воспоминание, след. Воспроизведение этих событий на листе бумаги или основе карандашом или цветом дарит их авторам радость воспоминаний, стимулирует творческую активность и инициативу.
В настоящее время учащиеся или участники обучения получают большой объем информации на лекциях, на уроках, на экскурсиях, через СМИ и т.д., но в большинстве случаев память избирательна на запоминание и в дальнейшем информация не используется. Предложенный способ позволяет закрепить информацию в памяти, соединить познание с пониманием, творчески использовать ее обучаемыми, подкрепив высоким эмоциональным настроем на созидание, деятельность учащегося.
Реализация предложенного способа иллюстрируется результатами работ учеников, по которым можно судить о степени развития изобразительной деятельности учащихся, и наблюдениями автора за учениками по окончанию школы. Многие из ребят нашли свое призвание в архитектуре, художественном и компьютерном дизайне, конструкторской и инженерной сфере, другие выбрали гуманитарные профессии.
Таким образом предложенный способ обучения относится к прорывной педагогической технологии обучения разных возрастных категорий по развитию творческих способностей учащихся, в которых закладываются основы будущих разнообразных специальностей, способных общаться и продвигаться к цели в среде сверстников, единомышленников и оппонентов.
Участники процесса обучения думают, изобретают с карандашом в руке и открытым сердцем.
Предложенный способ может быть использован также в психологии и медицине для работы с больными в реабилитационных и восстановительных центрах. Способ может найти свое применение для обучения творческим специальностям при наличии каких-то функциональных нарушений. Кроме того, может найти применение в социологии, маркетинге и менеджменте для регулирования делового поведения индивида в индивидуальных и групповых инициативах. Данный способ позволяет адаптировать участников обучения любой возрастной категории в жизненных ситуациях и реализовать свой потенциал в любой будущей специальности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИРИНЫ ЧЕРНЫШЕВОЙ | 2007 |
|
RU2376646C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2008 |
|
RU2378711C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2004 |
|
RU2287190C2 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474439C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2720842C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ | 1994 |
|
RU2090938C1 |
Сенсорно-координационный тренажер | 2023 |
|
RU2820382C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | 2009 |
|
RU2416363C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Настольная игра | 2019 |
|
RU2722415C1 |
Изобретение относится к способам обучения изобразительному искусству и обеспечивает повышение эффективности, качества обучения, сокращение сроков обучения. Способ включает выполнение учащимися упражнений на материальных носителях. Обучение осуществляется в несколько этапов с предоставлением учащимся на каждом этапе перед выполнением упражнений и фиксированием объектов соответствующего информационного блока многомерного пространства с изображениями, связанными с ситуацией действий или процессов. Для начального обучения информационный блок включает изображения букв, растительного и животного мира, человека с предметными элементами, расположенные в одном или двух планах. На следующем этапе информационный блок включает изображение фигур и разнородных предметов в персонажах и композициях. На последующих и заключительных этапах информационные блоки отображают объекты темы, связанные с предметными темами в соответствии с классом обучения. Графическое или живописное фиксирование проводят при одновременном установлении обратной коммуникативной связи между учителем и учащимся. 1 з.п. ф-лы, 12 ил., 3 табл.
КУЗИН B.C | |||
Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе | |||
- М.: Агар, 1998 | |||
РОСТОВЦЕВА Н.Н | |||
Методика преподавания изобразительного искусства в школе | |||
- Рандеву-АМ, 1996 | |||
ПОСОБИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2032230C1 |
US 5344322 А, 06.09.1994 | |||
US 6217336 B1, 17.04.2001 | |||
US 5460087 А, 24.10.1995 | |||
US 5209663 А, 11.05.1993. |
Авторы
Даты
2004-10-27—Публикация
2003-09-10—Подача