Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкции автопоездов.
Известен автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача Вольво-F89-32 и полуприцепа (см. Краткий автомобильный справочник 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983 г., стр.140). Существенным недостатком такого автопоезда является то, что в аварийных ситуациях на дорогах, когда легковые автомобили, идущие со значительно большей скоростью, чем автопоезд, и находящиеся за автопоездом, догоняя его, и особенно в ночное время, сталкиваются с кормовой частью полуприцепа. При этом ударная нагрузка от легкового автомобиля бывает так значительна, что предохранительный брус, находящийся в кормовой части рамы полуприцепа, разрушается, и легковой автомобиль входит под раму и кузов полуприцепа. Такой вход влечет за собой срез верхней части кузова легкового автомобиля, и находящиеся в нем люди мгновенно погибают, а узлы и детали задней части полуприцепа не подлежат восстановлению.
Известен также автопоезд по а.с. СССР №1139655, состоящий из автомобиля-тягача и полуприцепа, у которого тележка установлена с возможностью перемещения вдоль продольной оси его рамы. Однако в случае соударения следующих за автопоездом автомобилей с кормовой частью полуприцепа не исключается, как и в аналоге, срез верхней части кузова, а следовательно, и гибель пассажиров и водителя легкового автомобиля. В тоже время, в результате такого соударения и, следовательно, деформации несущих конструкций рамы и кузова полуприцепа последний не подлежит восстановлению.
Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение безопасности движения автотранспортных средств за счет ликвидации входа при соударении легковых автомобилей под раму и кузов полуприцепа, двигающегося в составе автотракторного поезда.
Поставленная цель достигается тем, что концевая часть рамы полуприцепа, выполненная наклонной в сторону автомобиля-тягача, снабжена опорным листом на этом участке, и в ее направляющих подвижно в продольной плоскости полуприцепа и, контактируя с опорным листом, размещена опорная плита, шарнирно взаимосвязанная с кронштейном, жестко установленным на раме тележки, причем последняя подпружинена пружинами сжатия относительно рамы полуприцепа, а предохранительный брус жестко закреплен на упомянутой раме тележки.
На чертежах фиг.1 показан общий вид автопоезда во время подхода к нему легкового автомобиля, на фиг.2 - также общий вид автопоезда после соударения легкового автомобиля с полуприцепом, на фиг.3 - вид автопоезда сзади в сечении и на фиг.4 - узел взаимодействия пружины с направителем рамы полуприцепа.
Автопоезд состоит из автомобиля-тягача 1 с седельным устройством 2, на котором размещена рама 3 полуприцепа 4. В задней части рамы 3 расположен опорный лист 5, контактирующийся с опорной плитой 6, которая с помощью пальца 7 шарнирно установлена на кронштейне 8 рамы тележки 9. На раме тележки 9 жестко закреплен предохранительный брус 10, а на кронштейне 8 жестко закреплены штоки 11 с пружинами сжатия 12, которые контактируют как с поверхностью кронштейна 8, так и с направителями 13, жестко закрепленными на раме 3 полуприцепа 4. На раме 3 полуприцепа 4 закреплен жестко ограничитель 14 перемещения тележки 9, а с предохранительным брусом 10 контактирует легковой автомобиль 15.
Работает автопоезд следующим образом. В процессе движения автопоезда по стрелке В (см. фиг.1) его полуприцеп 4 находится в положении, когда тележка 9 расположена в крайнем правом положении и опорная плита 6 уперта в ограничитель 14 рамы 3 полуприцепа 4. При этом пружины 12 с некоторым заранее заданным усилием действуют на кронштейн 8, а следовательно, и на опорную плиту 6 через палец 7, что и создает фиксированное положение тележки 9 на этом участке рамы 3. В случае, когда легковой автомобиль 15 из-за ряда причин (например, водитель уснул, не справился с управлением, резко затормозил автопоезд и т.д.) на значительной скорости догоняет автопоезд и ударяется в предохранительный брус 10 тележки 9 (см. фиг.2), то последняя с ускорением перемещается в направлении стрелки В, проскальзывая опорной плитой 6 по опорному листу 5 рамы 3 полуприцепа 4, и сжимает пружины 12. В зависимости от величины ударной нагрузки последняя будет ограничиваться ходом тележки 9 в направлении стрелки В, при этом демпфирование ее будет происходить за счет сжатия пружин 12, сил трения, возникающих в зоне контакта опорной плиты 6 и опорного листа 5, а также преодоления собственного веса полуприцепа 4, который действует на тележку 9 по стрелке С. Так как рама 3 полуприцепа 4 в своей задней части имеет наклонную поверхность, то при перемещении тележки 9 в направлении стрелки В происходит одновременно и угловой поворот полуприцепа 4 по стрелке Д на седельном устройстве 2 автомобиля-тягача 1, а это в дальнейшем исключает взаимодействие верхней части кузова легкового автомобиля 15 с полуприцепом 4, что и предохранит от травмирования людей, находящихся в нем. После расследования аварии автопоезд перемещают по стрелке В, и под действием сжатых пружин 12 тележка 9 возвращается в исходное транспортное положение, такое, как это показано на фиг.1. Если же такой возврат не происходит, то, затормозив колеса тележки 9 и перемещая автомобиль-тягач 1 по стрелке В, можно достигнуть перемещение опорного листа 5 относительно опорной плиты 6, и полуприцеп 4 и тележка 9 займут положение, показанное на фиг.1.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения очевидно, так как оно позволит, во-первых, снизить вероятность гибели людей, находящихся в легковом автомобиле, при соударении его с автопоездом и, во-вторых, исключит поломку деталей и узлов полуприцепа в месте соприкосновения их с догоняющим автопоезд автомобилем. Все это вместе позволит повысить безопасность движения и надежность автопоездов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД | 2005 |
|
RU2295473C1 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП | 2003 |
|
RU2255019C1 |
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД | 2002 |
|
RU2232098C1 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП | 2003 |
|
RU2254246C1 |
Рекуперативное пружинно-гидравлическое седельно-сцепное устройство автопоезда | 2019 |
|
RU2729006C1 |
АВТОПОЕЗД | 2005 |
|
RU2290323C1 |
АВТОПОЕЗД | 2017 |
|
RU2662615C1 |
ОПОРНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 2003 |
|
RU2240944C1 |
АВТОПОЕЗД | 2002 |
|
RU2229996C1 |
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД | 2017 |
|
RU2659126C1 |
Изобретение относится к транспортной технике. Автопоезд состоит из автомобиля-тягача 1 с седельным устройством 2, взаимодействующим с полуприцепом 4, содержащим кузов, установленный на раме 3, снабженной в ее конце предохранительным брусом 10. Рама оперта на тележку 9, имеющую возможность перемещения в продольной плоскости рамы, концевая часть которой выполнена наклонной в сторону автомобиля-тягача и снабжена опорным листом на этом участке. В направляющих рамы подвижно в продольной плоскости полуприцепа и контактируя с опорным листом размещена опорная плита 6, шарнирно взаимосвязанная с кронштейном 8, жестко установленным на раме тележки, подпружиненной пружинами сжатия 12 относительно рамы полуприцепа. Предохранительный брус жестко закреплен на раме тележки. Изобретение повышает безопасность. 4 ил.
Автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача с седельным устройством, взаимодействующим с полуприцепом, содержащим кузов, установленный на раме, снабженной в ее конце предохранительным брусом, опертой на тележку, имеющую возможность перемещения в продольной плоскости рамы, отличающийся тем, что концевая часть рамы полуприцепа выполнена наклонной в сторону автомобиля-тягача, снабжена опорным листом на этом участке и в ее направляющих подвижно в продольной плоскости полуприцепа и, контактируя с опорным листом, размещена опорная плита, шарнирно взаимосвязанная с кронштейном, жестко установленным на раме тележки, причем последняя подпружинена пружинами сжатия относительно рамы полуприцепа, а предохранительный брус жестко закреплен на упомянутой раме тележки.
Предохранительное устройство автомобильного полуприцепа | 1989 |
|
SU1614838A1 |
US 6142542 A, 07.11.2000 | |||
US 5507546 А, 16.04.1996. |
Авторы
Даты
2004-11-20—Публикация
2003-03-31—Подача